Сущность процесса демонополизации
Монополия - Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым ресурсом, либо настолько большой экономии на масштабах производства, что после того, как на рынке обосновалась данная фирма, доступ конкурентов становится невозможен. Установленная по закону монополия существует в тех случаях, когда доступ конкурентов запрещен законом.[10]
Как пример - если ваша сеть ресторанов в количественном соотношении занимает 50% всех ресторанов города - вы монополист. Монополизация же это если у вас от всех ресторанов в городе 12%, а вы берёте и выкупаете ещё 38% - вы становитесь монополистом.
Демонополизация - проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.[11]
Демонополизация предполагает:
- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;
- запрещение соглашений о разделе рынков;
- запрещение переплетающихся директоратов;
- приобретение акций конкурирующей фирмой.
Демонополизация экономики – процесс развития конкуренции и рыночных отношений. В его основе лежат следующие мероприятия:
1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;
2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;
3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.
Демонополизация является частью антимонопольного регулирования, родоначальником которого считаются США: первый антимонопольный закон был принят в 1890 году - закон Шермана. Однако и в этой стране решения о ликвидации монополий принимались лишь в отношении не монополизации как таковой, а хищнического поведения крупных американских компаний. Например, в 1912 году были распущены нефтяная компания «Standard Oil», табачная «American Tobacco» и пороховая «DuPont». Первые две компании имели рыночную долю по 90%. Именно действие антимонопольных органов способствовало тому, что другие крупные компании, учитывая опыт этих трёх, в последующем отказались от наиболее грубых, хищнических способов вытеснения своих конкурентов.
На протяжении послевоенного периода под влиянием процессов глобализации и необходимости усиления своей национальный конкурентоспособности Япония и западноевропейские страны стимулировали кооперацию национальных предприятий, формирование и укрепление национального сектора крупного бизнеса при одновременном проведении политики поддержки малого и среднего бизнеса. Начиная с 1980-х годов в странах Западной Европы осуществлялась структурная перестройка крупного капитала. Произошли слияния и поглощения компаний.
Один из главных инструментов демонополизации на этапе перехода от плановой к рыночной экономике - приватизация государственных предприятий. В то же время формальное изменение форм собственности не влечёт реального изменения отношений собственности. Демонополизация не создаёт автоматически эффективный конкурентный рынок и конкурентный механизм. Хозяйская мотивация, предпринимательская инициатива, экономические интересы не возникают одновременно с изменением формы собственности. Необходимо учитывать и объективный характер процесса монополизации экономики как основанного на развитии кооперации и имеющего свои позитивные и негативные черты.
Демонополизация отраслевых рынков базируется на разделении существующих видов деятельности на естественно-монопольные (топливно-энергетические ресурсы), временно-монопольные (потенциально конкурентные; например, ЖКХ) и конкурентные (например, сельскохозяйственное производство).
Временно-монопольные и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции с целью повышения качества продукции, ответственности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов. При этом даже в этих секторах государственное регулирование не может быть полностью заменено рыночными механизмами регулирования в связи с необходимостью гарантирования равных условий всем хозяйствующим субъектам и обеспечения принципов социального равенства. Например, демонополизация сельского хозяйства России в 1990-х годах без создания необходимой системы государственной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей привела к беспрецедентному падению объёмов производства продовольствия в мирное время и формированию зависимости страны от импорта.
Обобщение мирового опыта подтверждает вывод о том, что антимонопольное регулирование и процессы демонополизации следует рассматривать не в контексте противопоставления монополии конкуренции, а в рамках достижения главной цели экономической политики - обеспечения национальной безопасности, укрепления конкурентоспособности страны и в связи с этим - в тесной взаимосвязи с политикой развития сектора национального крупного бизнеса. Суть современного антитрестовского законодательства США, конкурентной политики Европейского Союза, стран Азии, Латинской Америки, Восточной Европы заключается в предупреждении и пресечении антиконкурентных (ограничительных) соглашений, устранении злоупотреблений доминирующим положением на рынке, контроле экономической концентрации. В России действует Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006).
Законодательная база демонополизации российской экономики и Финансовое обеспечение Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.
Политикой демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации определены следующие приоритетные направления:
1. создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий;
2. осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;
3. осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;
4. устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации;
5. снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур;
6. пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики.
Постановление от 9 марта 1994 года N 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) (с изменениями на 4 сентября 1995 года), которое дало толчок к развитию конкуренции в России.
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, установила цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации явилось повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов. Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994 - 1995 годах явилось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы использовались при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.
Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществлялись на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков был рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.
Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являлись неотъемлемой частью Государственной программы. Они включали в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально-государственных и административно - территориальных образований, согласовывались с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально-государственных и административно-территориальных образований.
Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входили в состав программ социально-экономического развития региона и являлись их неотъемлемой частью. Они включали анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формировались предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.
Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривал учет следующих общих требований:
ориентацию на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Не подлежали демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.
Государственная программа не включала в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирования цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривалось отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если:
1. их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей и не приводит к сужению конкурентной среды рынка;
2. они не злоупотребляют доминирующим положением на российском рынке и не допускают монополистических действий, квалифицированных статьями Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Поэтому при определении целесообразности создания промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках, должно учитываться прогнозируемое вероятное воздействие деятельности группы на состояние конкуренции.
Источниками финансирования мероприятий и работ по реализации Государственной программы, разработке, корректировке и реализации осуществляемых в рамках Государственной программы отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции являются средства федерального бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, а также средства, получаемые от приватизации государственного и муниципального имущества, соответствующие внебюджетные фонды, добровольные отчисления предприятий, учреждений и организаций.
При этом мероприятия и работы по информационному обеспечению реализации Государственной программы, проведению соответствующих целевых исследований, подготовке законодательных актов и нормативно-методических материалов, организационно-техническому обеспечению органов, на которые возложена реализация Государственной программы, подготовке соответствующих специалистов, контролю за ходом реализации финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, выделяемых непосредственно Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Финансирование мероприятий и работ по разработке, корректировке и реализации региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции производится за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и средств, получаемых от приватизации государственного и муниципального имущества.
Финансирование разработки, корректировки и реализации отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции выполняется преимущественно за счет соответствующих внебюджетных фондов, добровольных отчислений предприятий, учреждений и организаций.
Диверсификация и разукрупнение предприятий, учреждений и организаций с целью создания конкурирующих структур осуществляются и финансируются, как правило, в рамках программ структурной перестройки экономики и конверсии.
Для стимулирования инициативного разукрупнения хозяйствующих субъектов могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законодательном порядке.