Правление ХДП и демократическая альтернатива в Чили в 60-е гг
Ослабление чилийского радикализма размывало политический центр, но образовавшееся пространство довольно быстро заняла Христианско-демократическая партия Чили (ХДП), созданная в 1957 г. Быстрому росту ее влияния в 60-х годах способствовал провал популистского эксперимента К. Ибаньеса. В отличие от радикалов, принадлежавших к светскому направлению общественной мысли, ХДП представляла собой католическое течение. Его первым проявлением была Национальная фаланга, созданная в 1938 году. В рядах Фаланги, а позднее ХДП были представлены в основном средние слои, среди них многочисленные иммигранты-католики, а также выходцы из олигархических семейств Чили, что позволило потомкам традиционной чилийской политической элите остаться у власти в новом качестве и быть представленными почти во всем политическом спектре страны В конце 50-х – начале 60-х годов в Чили наблюдался головокружительный рост влияния ХДП. За ХДП голосовали католики, ранее отдававшие свои голоса консерваторам. Партия пользовалась поддержкой чилийской католической церкви, находившейся в тот период под влиянием идей второго Ватиканского собора, который поставил акцент в деятельности церкви на социальные задачи28. Чилийская христианская демократия вышла на политическую арену страны с программой «революции в условиях свободы», представ перед избирателем альтернативой как капитализму, так и коммунизму. В программе ХДП говорилось о построении в Чили «коммунитарного общества» как миссии партии, в ней звучало христианское обращение к человеку как личности, а не просто потребителю или производителю29. Эти лозунги отвечали и общей религиозности чилийского народа, и ожиданиям общества. ХДП смогла уловить умонастроения многих социальных слоев, особенно недавно перебравшихся в города крестьян, женщин, среднего класса, а также части молодого поколения традиционной элиты. На президентских выборах в Чили в 1964 г. ХДП пользовалась решающей поддержкой США. В расследовании американского сената «Тайная деятельность ЦРУ в Чили. 1963-1973», известном как доклад комиссии Черча, приводились следующие цифры: в 1963-64 гг. США потратили в Чили около 4 млн. долларов на различные акции с целью избежать победы Альенде30 Впервые во время президентской кампании в Чили демохристианский кандидат использовал современные избирательные технологии. С помощью американских экспертов была развязана кампания запугивания чилийских избирателей коммунистической угрозой. Однако было бы упрощением считать, что вся кампания Фрея была построена на антикоммунизме и выиграна благодаря этому, она несла в себе большой положительный заряд – идея «революции в условиях свободы» пробудила энтузиазм в самых широких слоях чилийского общества, особенно среди молодежи.
Система «равновесия трех третей» чилийской политической системы серьезно пошатнулась на выборах 1964 г., когда правые партии основательно потеряли свои позиции. правые партии решили отказаться от выставления собственного кандидата на президентских выборах и поддержали Э. Фрея. Таким образом, если в ситуации «трех третей» у левых был реальный шанс победить, при исчезновении одного из полюсов у избирателей осталась альтернатива выбора между социалистом Альенде и кандидатом ХДП, поддержанным правыми, что предопределило победу Фрея. Его программа имела много общих пунктов с программой социалиста С. Альенде, но была более умеренной и потому привлекла более широкие слои населения. Чилийская христианская демократия одержала победу на выборах с помощью правых, после чего начала осуществлять широкую программу реформ, идущую вразрез с их интересами. Э. Фрей получил на президентских выборах абсолютное большинство голосов, т.о. результаты выборов отразили дальнейший сдвиг чилийского общества влево. По мере углубления преобразований росла поддержка ХДП средними и малоимущими слоями, и христианские демократы стали править в одиночку, оказавшись от традиционной для Чили политики союзов и коалиций.
Годы президентства Э. Фрея (1964-1970) стали серьезной попыткой чилийской христианской демократии решить стратегические проблемы развития страны реформистским путем. Политика замещения импорта исчерпывала себя, экономика страны развивалась неустойчиво. Программа экономических реформ ХДП предусматривала продолжение индустриализации Чили и расширение внутреннего рынка, ее ключевыми пунктами стали медная промышленность и сельское хозяйство. Эта программа стала основой глубоких преобразований чилийского общества, провозглашенных Э. Фреем как «революция в условиях свободы».
В 1966 г. началось осуществление программы «чилизации» меди, за счет реализации которой правительство Чили надеялось получить значительные доходы, необходимые для осуществления социальных программ христианской демократии. Правительство Фрея намеревалось увеличить участие чилийского государства в медной промышленности путем создания смешанных предприятий с американскими компаниями и постепенного выкупа их акций. Медь составляла 61% чилийского экспорта33. Однако стоимость этих акцией устанавливалась самими владельцами американской компании и была значительно выше рыночной. И, наконец, административный контроль над предприятиями продолжал осуществляться американцами, что сводило к нулю результаты реформы. Столь невыгодная для Чили ситуация вызвала бурю недовольства в стране, включая саму ХДП, в итоге на выборах 1970 г. ее кандидат Р. Томич включил требование национализации меди в свою программу. Вторым важным пунктом «революции в условиях свободы» было осуществление аграрной реформы. С начала 60-х годов одним из главных тормозов развития экономки стало сельское хозяйство, где господствовала система латифундий, приводившая к низкой производительности труда и фактически исключавшая крестьян из внутреннего рынка, а землю из активного оборота капитала. В 1967г. в Чили был принят новый закон об аграрной реформе, предусматривавший экспроприацию за выкуп помещичьих земель сверх лимита, эквивалентного по продуктивности 80 га орошаемых земель, а также неэффективных хозяйств. Тем самым был положен конец господству латифундий в чилийской деревне, но новые формы землевладения и землепользования были не вполне определены. После экспроприации земля не передавалась крестьянам в личную собственность, вместо этого создавались сельские кооперативы, так называемые «асентамьенто», где земля находилась в коллективном владении в соответствии с идеалами «коммунитарного социализма».
Аграрная реформа в Чили быстро принесла плоды. Несмотря на засуху 1968 г. Однако этого увеличения производительности чилийского сельского хозяйства было недостаточно для обеспечения страны продовольствием, его импорт продолжался. На экспроприированных землях было создано более 900 асентамьенто, но лишь немногие из них превратились в успешные предприятия, большинство же сталкивалось с отсутствием опыта управления, нехваткой денег на закупку техники. Аграрный кризис ускорил процесс миграции сельского населения в город, разрушил привычный крестьянский мир. Вчерашние инкилино искали себя в новых ролях членов кооперативов или сельских наемных рабочих, а традиционная сельская элита, латифундисты, теряли экономическую опору, а вместе с ней и смысл собственного существования. Дети экспроприированных землевладельцев в 60-е годы были вынуждены искать новые источники доходов в сфере политики, предпринимательства, образования, составив конкуренцию средним слоям.
Другой стороной аграрного кризиса и массовой миграции безработных крестьян в города стали маргинализация и обеднение значительной части городского населения, ускорившиеся в середине 60-х годов. Хронический дефицит жилья привел к образованию на городской периферии «грибных поселков» нищеты, промышленность не успевала поглощать новые рабочие руки, обострились проблемы в социальной сфере. В чилийских городах резко увеличилось число так называемых новых бедных, занятых в основном на небольших предприятиях и в неформальном секторе экономики. Политические взгляды этих слоев характеризовались крайней неустойчивостью и радикализмом, новые бедные лишь частично восприняли традиционную рабочую культуру. В их интеграции в городскую среду большую роль сыграла политика «социальной мобилизации», проводимая правительством ХДП. Христианские демократы способствовали созданию и развитию соседских и кооперативных организаций, обучали домохозяек основам домашней культуры и гигиены, проводили культурные мероприятия в маргинальных поселках. Таким образом, новые городские жители обретали традиции солидарности и социальной организации, после военного переворота сыгравшие важную роль амортизатора приспособления населения к неолиберальной экономической модели
Скорость перемен, начавшихся в стране при правительстве христианских демократов, превосходила способность основных социальных групп адаптироваться к ним. Политические силы Чили, привыкшие к установившимся формам представительства и взаимодействия с избирателями, не могли в полной мере ответить на это новое состояние общества. Демохристианское правительство привело чилийское общество в движение, пробудив в самых широких слоях населения надежды на скорейшее улучшение их социально-экономического положения, но не смогло осуществить их в полной мере. Общий сдвиг общества влево принимал все более радикальный характер, во многих умах господствовала идея революции, что отразилось в результатах следующих президентских выборов в Чили. Христианская демократия открыла дорогу к власти Народному Единству. Итоги экономического развития Чили в этот период показали, что проводимые ХДП преобразования не позволили преодолеть внутренних противоречий модели импортозамещающей индустриализации. Фактором, усугубившим ситуацию, стало прекращение целенаправленной американской помощи христианской демократии в 1968 г. после прихода к власти администрации Р. Никсона, проводившей более прагматическую политику по отношению к латиноамериканским странам.
Опыт несбывшихся надежд 60-х годов привел к значительным внутренним сдвигам среди политических сил Чили. Сгруппировавшиеся вокруг фигуры Х. Алессандри правые провозглашали необходимость разгосударствления экономики и передачи инициативы частному сектору, левые и значительная часть ХДП видели причину неудач в половинчатом характере реформ и выступали за их углубление. Это поставило на повестку дня в Чили вопрос о социализме.