Структура прав собственности

Полное определение права собственности было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов: 1) право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью; 2) право личного пользования вещью; 3) право управления, т.е. решения, кто и как может пользоваться вещью; 4) право присвоения или право на доход, т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею; 5) право на капитальную стоимость вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи; 6) право на безопасность, гарантирующее иммунитет от экспроприации; 7) право на переход вещи по наследству или по завещанию; 8) бессрочность прав, если иное не оговорено специально; 9) право на запрещение вредного использования, т е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; 10) ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрать вещь в уплату долга; 11) остаточный характер, т.е. возврат переданных кому-либо правомочий по истечении срока.

Эти 11 элементов дают огромное количество комбинаций. Однако не все они заслуживают названия права собственности. Во всяком случае, один из первых пяти элементов обязательно должен присутствовать в связке, которая могла бы составить право собственности.

В какой мере правомочие на вещь принадлежит собственнику? – Если решение собственника будет выполняться в процессе использования ресурса, то можно сказать, что собственник обладает абсолютным правомочием на ресурс.

Самым уязвимым из списка А. Оноре является девятый элемент – право запрещения вредного использования. Предлагали исключить его из определения права собственности, потому что общие запрещения не имеют прямого отношения к статусу вещи (если для автомобилей существует ограничение скорости, то его требуется соблюдать независимо от того, едет человек на своей или взятой напрокат машине).

Однако проблемы, связанные с запрещением вредного использования, состоят в другом. Дело в том, что многие способы нанесения ущерба другим лицам охраняются законом. Предприниматель не вправе разорить конкурента, устроив поджог, но он вправе разорить его, резко повысив эффективность собственного производства. В средневековых цехах такое поведение считалось незаконным.

Точное определение объема правомочия, связанного с запрещением вредного использования, выводит на ключевую проблему о допустимых пределах ограничения прав собственности. Ограничение прав собственности индивидуума вытекает из признания прав собственности других индивидуумов. Многие ограничения мотивируются тем, что частная собственность противоречит интересам общества. Это делает границы понятия «воздержание от вредного использования» зыбкими.

Чрезвычайно важно не смешивать ограничение с расщеплением прав собственности. Расщепление права собственности на частичные правомочия – нормальная практика, и говорить на ее основании об эрозии частной собственности совершенно неоправданно.

В действительности, разумеется, имеют место и ограничения, и расщепления права собственности. Но между ними есть принципиальные различия. Во-первых, отделение правомочий происходит по инициативе самих собственников, тогда как ограничения налагаются, как правило, государством в принудительном порядке. Во-вторых, процесс расщепления выражается в передаче правомочия другому лицу, тогда как при ограничении правомочие вообще изымается из оборота.

В экономической теории прав собственности уделяется большое внимание, как дифференциации, так и ограничению прав. Но оцениваются они неодинаково: дифференциация – безусловно положительно, ограничение – как источник отрицательных явлений.

Виды собственности

Средством снятия конфликта между претендентами на использование ограниченного ресурса, приводящего к его сверхиспользованию и исчерпанию, является установление запрета на осуществление того или иного правомочия до получения согласия собственника. В зависимости от того, как и кем принимается решение, выделяют частную, коммунальную и государственную собственность.

Частная собственность

Система частной собственности означает, что право принимать решение о реализации правомочия принадлежит отдельному экономическому агенту. Соответственно пучок правомочий на ресурс также может быть сконцентрирован у него.

Рассмотрим сравнительные преимущества системы частной собственности. Чем в большей степени гарантированы права частной собственности, чем в большей степени отдельные правомочия сконцентрированы у одного экономического агента, тем выше уровень мотивации, обеспечивающий эффективное использование ресурса. Именно частная собственность обеспечивает наиболее жесткую связь между принимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатами. Отсюда собственно возникла идея об эффективности использования ресурсов в системе частной собственности, о рациональности экономических агентов.

Экономический агент имеет возможность использовать неявное личностное знание, которое обладает свойством нехранимости и непередаваемости, для принятия решений по поводу объекта собственности.

Развитие системы частной собственности сопровождается становлением рынка как механизма формирования общественно значимых показателей относительной редкости ресурсов и благ. Данный механизм поставляет необходимую информацию экономическим агентам, упорядочивая их действия, и предполагает определенную процедуру передачи прав собственности в соответствии с принципом эффективности.

Несмотря на преимущества системы частной собственности в плане мотивации, способов принятия решения, использования локального знания, существует много препятствий для повсеместного её распространения. Это связано с идеологическими установками в обществе. Если доминирует представление о нерушимости права частной собственности, то издержки, связанные с его защитой, меньше.

Наши рекомендации