Печати центральных государственных учреждений
В XVII в. правом скрепления документов печатью пользовались различные государственные и городские учреждения. Одним из центральных правительственных учреждений был Приказ Большого Дворца, в ведение которого входило управление дворцовыми учреждениями и вотчинами, а также хозяйственной деятельностью монастырей (за исключением периода 50 - 70-х гг. XVII в.). Характерно изображение на печатях Приказа Большого Дворца единорога - символа власти и силы. Сохранилось несколько воскомастичных печатей этого учреждения, происходящих от различных матриц. На всех них изображен единорог, но варьируют надписи: «Печать Большого Дворца», «Большого Дворца».
Сохранилась единственная печать Земского приказа, который ведал порядком и благочинием, а также борьбой с пожарами в столице. На этой печати, скрепляющей документ 1682 г., изображен фасад дома с воротами и круговая надпись: «Печать великого государя Земского Приказа».
На печати Приказа Большой Казны были изображены коромысленные весы, окруженные надписью: «Печать казенная Приказу Большие Казны». Это изображение весьма символично, так как названный приказ ведал государственным хозяйством и являлся центральным финансовым учреждением. В 80-е гг. XVII в. функции этого приказа значительно расширились, в его компетенцию вошли сборы таможенных пошлин, питейных, данных и оброчных денег, и других доходов.
На печати Малороссийского приказа, существовавшего в 1662-1722 гг., изображен орел, на груди которого всадник, поражающий змия. Под орлом помещены изображения казаков, приносящих войсковые клейноты - эмблемы державной власти. Этот приказ ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление.
На печати Кормового Дворца, ведавшего приготовлениями кушаний для царского стола, изображены три рыбы и круговая надпись: «Печать Государева Кормового Дворца исходячая». На печати Сибирского приказа изображены два соболя, держащие корону и лук, а также две перекрещенные стрелы.
Нетрудно заметить, что, как правило, изображения на печатях центральных правительственных учреждений отражают специфику их функций: здание - на печати Земского приказа, весы - на печати Приказа Большой Казны, рыбы - на печати Кормового Дворца и т. д.
Печати местных учреждений. Печатей местных учреждений и их описаний сохранилось значительно меньше, чем центральных Известны печати съезжих и таможенных изб. На таможенных печатях изображения обычно отсутствуют, имеются только надписи. Например, на сохранившихся печатях Нижегородской и Соликамской таможен помещены следующие надписи: на первой — «Печать Нижегородская таможенная», на второй — помещена дата без указания города: «Месяц ноябрь печать таможенная». Печати таможен употреблялись и в других городах, о чем можно судить по упоминаниям в источниках печатей Костромы и Ростова.
Сохранилась печать Шенкурской съезжей избы, имеющая строчную надпись: «Шенкурского острога осударевы съезжие». Можно предположить, что слово «избы» помещалось в несохранившейся строке, так как нижняя часть этой воскомастичной печати обломана.
Местные таможенные печати появляются во второй половине XVII в. Известна Двинская таможенная печать, на которой помещена круговая надпись: «Печать Двинская таможенная», а в центре - «мц (месяц) август». Подобные печати были у таможен Архангельска, Мезени, Нерехты и Холмогор. Сохранилась печать Соликамской таможни, на которой 4-строчная надпись: «Месяц генварь печать таможенная». Указание на город, где действовала таможня, здесь отсутствует. Известны печати сибирского Красноярского острога с изображением единорога и круговой надписью. Она приложена к грамоте 1644 г., данной на землю служилому человеку этого острога Родиону Иванову Кольцову. Сохранились также печати сибирского Енисейского острога 1671 г. и Якутского острога 1682 г.
Печати должностных лиц. Печатей этого разряда сохранилось значительное количество. Они принадлежат воеводам, дьякам и другим светским должностным лицам, а также духовенству. Печати духовенства в целом сохраняют тип булл предшествующего периода феодальной раздробленности. В XVI в. традиционное изображение Богоматери на печатях митрополитов иногда заменяется изображением благословляющей руки. Самой ранней печатью с таким изображением является печать московского митрополита Даниила (1522 - 1539). На ее лицевой стороне изображена благословляющая рука и круговая надпись: «Рука митрополита Данила всея Руси», а на оборотной стороне 5-строчная надпись: «Божиею милостию смиренный Данил митрополит всея Руси». На некоторых митрополичьих печатях XVI в. изображение отсутствует и имеется только надпись. Такова, например, воскомастичная печать митрополита Макария (1542 - 1563).
Заслуживают внимания попытки официальной унификации изображений на печатях высших церковных иерархов, митрополитов и епископов. В 1564 г. Иван IV повелел, чтобы на этих печатях красного воску изображались на одной стороне Богоматерь с Младенцем, а на другой — благословляющая рука и надпись с именем владельца печати.
После того как в 1589 г. в России было введено патриаршество, появляются патриаршие печати, практически не отличавшиеся от митрополичьих и архиепископских. Известна печать первого русского патриарха Иова (1589 - 1605), на одной стороне которой изображена Богоматерь с Младенцем и обычными надписями под титлами: «МР-ФУ» и «ИС-ХР», а на другой — благословляющая рука и круговая надпись: «Божиею милостию Иов патриарх московский и всея Руси».
Интересная печать патриарха Филарета (1619 - 1633) - отца Михаила Федоровича Романова, сохранилась при судной грамоте Троице-Сергиеву монастырю 1628 г. На одной ее стороне изображена Богоматерь Печерская, а на другой - благословляющая рука и круговая надпись: «Божиею милостию святейший патриарх царствующего града Москвы и всея Руси Филарет». Аналогичные изображения имеет печать патриарха Никона (1652 - 1658), однако надпись на ней несколько изменена: «Никон Божиею милостию архиепископ царствующего града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России патриарх».
Изображения на печатях низшего духовенства имеют разнообразный и часто случайный характер. Такое заключение справедливо и для печатей светских должностных лиц. Печати последних имеют самые разнообразные изображения, не несущие никакой смысловой нагрузки, соответствующей характеру занимаемой должности их владельца. Иногда они вообще лишены изображений и имеют только надписи о своей принадлежности. Известны печати дьяков, подьячих, .протопопов и др.
Часто в качестве печатей использовались античные геммы, вставлявшиеся в перстневую и другого вида оправу. Так, на печати Козьмы Минина изображен человек, сидящий на стуле с чашей в руках. По стилю изображения эту римскую гемму датируют II – III вв. н.э. На некоторых печатях надписи заменялись инициалами. Например, на печати 1696 г. на щите под короной надпись «П.К.К.Щ.» означала — «Печать князя Константина Щербатова». Сохранившиеся печати должностных лиц свидетельствуют о широкой сфере их применения.
Городские и областные печати. В Большой государственной книге 1672 г., или «Титулярнике», изображены 33 герба городов, перечисляемых в полном царском титуле. В основе рисунков этих гербов лежали изображения на городских печатях. Наибольший интерес из них представляют печати Новгорода, Пскова, Смоленска, Ярославля и ряд других. Большие разногласия среди исследователей вызвали трактовка изображения и время появления печати Новгорода. На новгородском гербе, помещенном на большой государственной печати Ивана Грозного, изображена вечевая степень с положенным на нее посохом или жезлом. Подобного изображения нет ни на одной новгородской печати периода самостоятельности. Одни исследователи видели в посохе символ власти архиепископа, другие — жезл степенного посадника. Большинство исследователей склоняются к тому, что на печати изображен именно посаднический жезл как символ независимости Новгорода, а появление самой печати относят к XV в. В XVII в. вечевая степень на печати заменяется изображением трона, а жезл посадника — царским скипетром. Именно в таком виде герб Новгорода изображен на большой государственной печати царя Алексея Михайловича. Таким образом, при сохранении общей композиции изображения диаметрально противоположно изменилась его символика, превратившись из республиканской в монархическую. На печатях Пскова и на некоторых монетах этого города изображался барс и надпись: «Печать господарьства Псковского».
На печати Смоленска изображена пушка, на которой сидит райcкая птица. Характерно, что в период вхождения Смоленска в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой это изображение заменяется другим - знамя с жезлом на щите - и восстанавливается после возвращения Смоленска России в 1667 г.
На печати Ярославля изображен медведь с протазаном на плече. Археологические материалы свидетельствуют о глубокой древности культа медведя в Верхнем Поволжье, в частности в районе Ярославля. В 1692 г. в Посольском приказе была изготовлена печать с изображением стоящего медведя для Ярославля.
Сохранилась воскомастичная печать царства Казанского, приложенная к грамоте 1596 г., данной князем Иваном Михайловичем Воротынским архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братиею. На ней изображен крылатый дракон и круговая надпись: «Печать царства Казанского».
ПЕЧАТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период но существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный характер. Так, после того как в 1699 г. был учрежден первый и высший орден России - орден Андрея Первозванного, изображение всадника, поражающего змия, как правило, окружается цепью ордена. Кроме того, на печатях отразилось территориальное расширение Российской империи — на них стали помещать изображения гербов вновь присоединенных территорий.
Большая государственная печать Петра I сохранила изображение печати Алексея Михайловича. Незначительные изменения коснулись лишь нижней части изображения - вместо копья, поставленного между двумя группами вооруженных людей на печати Алексея Михайловича, на печати Петра I изображена лента с тремя крестами, расположенными один под другим.
На малой государственной печати Петра I изображение традиционного всадника заменено Андриевским крестом и буквами: «Ц.И.В.К.П.А.В.Р.», т.е. «Царя и великого князя Петра Алексеевича всея России». На малых государственных печатях Петра I встречается изображение Богоматери (печать 1705 г.) или распятие в свете сияния (печать 1711 г.). На ряде малых государственных печатей изображение Андреевского креста на цепи помещалось под щитом на груди орла, в котором изображен всадник. По сторонам орла под коронами изображены щиты с гербами Чернигова, Новгорода, Астахани, Владимира, Казани, Сибирской земли и круговая надпись: «Петр Первый Божиею милостью царь и повелитель Всероссийский».
На печатях Павла I появляется изображение мальтийского креста. В 1882—1883 гг. было точно регламентировано употребление трех государственных печатей — большой, средней и малой. Большая печать прикладывалась, например, к государственным законам, различным учредительным актам государственного значения, к статутам учрежденных орденов, дипломам на княжеское и графское достоинство и некоторым другим. Средняя государственная печать удостоверяла грамоты городам, дипломы на баронское и дворянское достоинство, договоры с иностранными государствами и другие документы.
Малая печать прикладывалась, например, к грамотам на пожалование земли, к грамотам монастырям на привилегии, на почетное гражданство и т.п.
Печати центральных и местных учреждений. Основное изменение печатей государственных и центральных учреждений в рассматриваемый период заключается в том, что вместо символических изображений, характеризующих деятельность того или иного учреждения, на них появляется изображение герба государства. Однако, в ряде случаев традиция была сохранена. Например, на печати Академии наук на груди двуглавого орла изображена сидящая Афина Паллада с копьем и щитом и круговая надпись на латинском языке: «Hic tuto perennat» («Здесь безопасно пребывает»).
Что касается печатей местных учреждений, то на них, как правило, помещался герб города, где находилось данное учреждение, и надпись, раскрывающая принадлежность печати. В том случае, если город или территория не имели своего герба или эмблемы, на печатях помещались одни надписи. Известна печать, употреблявшаяся Тамбовской провинциальной канцелярией в 30—40-е гг. XVIII в. На ней нет никаких изображений, а только лишь 3-строчная надпись: «Печать Тамбовской провинции». Подобная же печать воеводской канцелярии города Пронска имела надпись: «Пронской канцелярии», окруженную венком из лавровых ветвей;
Особую группу составляют таможенные печати. Большинство из них представляют собой так называемые месячные печати, на которых обозначалось название таможни и месяца, когда употреблялась печать. Таковы, например, печати таможен Мурома, Калуги и ряда других городов. В начале XVIII в. появляются таможенные печати с изображением двуглавого орла, а затем и городских гербов или каких-либо символических изображений. После ликвидации в середине XVIII в. внутренних таможен исчезают и таможенные печати.
Известны печати различных сельских учреждений и сельских должностных лиц, а также печати старшин некоторых национальных окраин, например печати сельских старост, башкирских, якутских и других старшин и «князцов». Одни из печатей этой группы имели только надписи о своей принадлежности, например: «Печать Тетеревского общества сельского старосты», другие - надписи и изображения гербов городов или губерний. Так, на печати волостного старосты Сухорецкой волости Казанской губернии изображен крылатый дракон, являвшийся губернским гербом.
Своими печатями пользовались казачьи подразделения и станицы. На печати войска Запорожского изображен казак с ружьем и саблей и надпись: «Печать славного войска Запорожского Низоваго». Сохранились печати войска Донского и различных казачьих станиц.
Печати частных лиц. Личные печати рассматриваемого периода характеризуются исключительным разнообразием. На печатях дворян, как правило, помещался родовой герб и надпись, раскрывающая личную принадлежность печати. Печати лиц недворянского происхождения обычно имеют только надпись, а если на них имеются изображения, то, как правило, случайного характера. Родовой герб был вырезан на личной печати А.С.Пушкина. На нем в верхней половине щита, разделенного горизонтально на две части, изображена княжеская шапка, а в нижней части щита справа - рука в доспехах, держащая обращенный вверх меч, слева - орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах державу и меч. Об этой печати в стихотворении «Моя родословная» А.С.Пушкин писал: «Под гербовой моей печатью я кипу грамот схоронил...».
Изучение гербовой печати, оттиснутой на одном из анонимных писем, адресованных декабристу И.Д. Якушкину, позволило установить имя корреспондента. Известны печати Е.И. Пугачева. На одной из них помещено погрудное изображение мужчины, на голове которого корона и лавровый венок, а на плечах - императорская мантия, и надпись: «Б.Г.П.П.Т. имп. И самодержец Всероссийский 1774 г.», расшифровывающаяся следующим образом: «Большая государственная печать. Петр Третий император и самодержец Всероссийский 1774 г.». Свои личные именные печати имели и другие руководители восстания, например Чика - И.Н.Зарубин, называвшийся графом Чернышевым. На ней изображены две ветви, сложенные накрест, вензели и круговая надпись: «Печать графа Ивана Чернышева». Напомним, что настоящий граф возглавлял Государственную военную коллегию.
Печати XX в. Временное правительство несколько изменило герб Российской империи. Двуглавый орел изображался без корон и всадника, а также без гербов территорий, входящих в царский титул. Под орлом теперь помещалось изображение Таврического дворца, где проходили заседания Государственной думы.
Первая государственная печать большевистского правительства была изготовлена уже в середине ноября 1917 г. Это была печать Управления делами Совнаркома. Она еще не имела изображений, на ней помещались только надписи: круговая — «Крестьянское и Рабочее Правительство Республики России» и в центре - «Управление делами». Постепенно создавались стихийно печати различных наркоматов и других учреждений.
Единая государственная печать была окончательно утверждена 19 июля 1918 г. Затем были разработаны специальные правила пользования государственной гербовой печатью. Было запрещено употребление дореволюционных печатей, а все советские учреждения должны были обзавестись новыми печатями с гербом РСФСР. Употребление гербовых печатей стало строго регламентированным - право использовать такие печати получили высшие центральные и местные правительственные учреждения и их отделы, выполняющие самостоятельные функции. Был унифицирован и внешний вид гербовых печатей: после создания СССР в центре печатей помещается герб СССР или союзной республики, а вокруг изображения герба расположена надпись, раскрывающая принадлежность печати.
Значительное число учреждений и организаций, находящихся в подчинении вышестоящим органам, не имели права пользования гербовой печатью. На этих печатях имеются лишь надписи, раскрывающие их принадлежность и указывающие на подчиненность определенным вышестоящим органам.
В связи с возвращением к «старому» российскому гербу изменился внешний вид гербовой печати России, на которой стал изображаться двуглавый орел.