Печати центральных государственных учреждений

В XVII в. правом скрепления документов печатью пользовались раз­личные государственные и городские учреждения. Одним из цен­тральных правительственных учреждений был Приказ Большого Дворца, в ведение которого входило управление дворцовыми учре­ждениями и вотчинами, а также хозяйственной деятельностью монастырей (за исключением периода 50 - 70-х гг. XVII в.). Характер­но изображение на печатях Приказа Большого Дворца единорога - символа власти и силы. Сохранилось несколько воскомастичных печатей этого учреждения, происходящих от различных матриц. На всех них изображен единорог, но варьируют надписи: «Печать Боль­шого Дворца», «Большого Дворца».

Сохранилась единственная печать Земского приказа, который ве­дал порядком и благочинием, а также борьбой с пожарами в столи­це. На этой печати, скрепляющей документ 1682 г., изображен фа­сад дома с воротами и круговая надпись: «Печать великого госуда­ря Земского Приказа».

На печати Приказа Большой Казны были изображены коромысленные весы, окруженные надписью: «Печать казенная Приказу Большие Казны». Это изображение весьма символично, так как на­званный приказ ведал государственным хозяйством и являлся цен­тральным финансовым учреждением. В 80-е гг. XVII в. функции это­го приказа значительно расширились, в его компетенцию вошли сбо­ры таможенных пошлин, питейных, данных и оброчных денег, и дру­гих доходов.

На печати Малороссийского приказа, существовавшего в 1662-1722 гг., изображен орел, на груди которого всадник, поражающий змия. Под орлом помещены изображения казаков, приносящих вой­сковые клейноты - эмблемы державной власти. Этот приказ ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление.

На печати Кормового Дворца, ведавшего приготовлениями ку­шаний для царского стола, изображены три рыбы и круговая над­пись: «Печать Государева Кормового Дворца исходячая». На печати Сибирского приказа изображены два соболя, держащие корону и лук, а также две перекрещенные стрелы.

Нетрудно заметить, что, как правило, изображения на печатях цен­тральных правительственных учреждений отражают специфику их функций: здание - на печати Земского приказа, весы - на печати Приказа Большой Казны, рыбы - на печати Кормового Дворца и т. д.

Печати местных учреждений. Печатей местных учреждений и их описаний сохранилось значительно меньше, чем центральных Известны печати съезжих и таможенных изб. На таможенных печатях изображения обычно отсутствуют, имеются только надпи­си. Например, на сохранившихся печатях Нижегородской и Соликамской таможен помещены следующие надписи: на первой — «Печать Нижегородская таможенная», на второй — помещена дата без указания города: «Месяц ноябрь печать таможенная». Печати таможен употреблялись и в других городах, о чем можно судить по упоминаниям в источниках печатей Костромы и Ростова.

Сохранилась печать Шенкурской съезжей избы, имеющая строчную надпись: «Шенкурского острога осударевы съезжие». Можно предположить, что слово «избы» помещалось в несохранив­шейся строке, так как нижняя часть этой воскомастичной печати обломана.

Местные таможенные печати появляются во второй половине XVII в. Известна Двинская таможенная печать, на которой помещена круго­вая надпись: «Печать Двинская таможенная», а в центре - «мц (ме­сяц) август». Подобные печати были у таможен Архангельска, Мезе­ни, Нерехты и Холмогор. Сохранилась печать Соликамской таможни, на которой 4-строчная надпись: «Месяц генварь печать таможенная». Указание на город, где действовала таможня, здесь отсутствует. Из­вестны печати сибирского Красноярского острога с изображением еди­норога и круговой надписью. Она приложена к грамоте 1644 г., дан­ной на землю служилому человеку этого острога Родиону Иванову Кольцову. Сохранились также печати сибирского Енисейского ост­рога 1671 г. и Якутского острога 1682 г.

Печати должностных лиц. Печатей этого разряда сохранилось значительное количество. Они принадлежат воеводам, дьякам и дру­гим светским должностным лицам, а также духовенству. Печати духовенства в целом сохраняют тип булл предшествую­щего периода феодальной раздробленности. В XVI в. традицион­ное изображение Богоматери на печатях митрополитов иногда за­меняется изображением благословляющей руки. Самой ранней печатью с таким изображением является печать московского митро­полита Даниила (1522 - 1539). На ее лицевой стороне изображена благословляющая рука и круговая надпись: «Рука митрополита Да­нила всея Руси», а на оборотной стороне 5-строчная надпись: «Божиею милостию смиренный Данил митрополит всея Руси». На не­которых митрополичьих печатях XVI в. изображение отсутствует и имеется только надпись. Такова, например, воскомастичная печать митрополита Макария (1542 - 1563).

Заслуживают внимания попытки официальной унификации изо­бражений на печатях высших церковных иерархов, митрополитов и епископов. В 1564 г. Иван IV повелел, чтобы на этих печатях красного воску изображались на одной стороне Богоматерь с Младен­цем, а на другой — благословляющая рука и надпись с именем вла­дельца печати.

После того как в 1589 г. в России было введено патриаршество, появляются патриаршие печати, практически не отличавшиеся от митрополичьих и архиепископских. Известна печать первого рус­ского патриарха Иова (1589 - 1605), на одной стороне которой изо­бражена Богоматерь с Младенцем и обычными надписями под тит­лами: «МР-ФУ» и «ИС-ХР», а на другой — благословляющая рука и круговая надпись: «Божиею милостию Иов патриарх московский и всея Руси».

Интересная печать патриарха Филарета (1619 - 1633) - отца Ми­хаила Федоровича Романова, сохранилась при судной грамоте Троице-Сергиеву монастырю 1628 г. На одной ее стороне изображена Бо­гоматерь Печерская, а на другой - благословляющая рука и круго­вая надпись: «Божиею милостию святейший патриарх царствующе­го града Москвы и всея Руси Филарет». Аналогичные изображения имеет печать патриарха Никона (1652 - 1658), однако надпись на ней несколько изменена: «Никон Божиею милостию архиепископ цар­ствующего града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России патриарх».

Изображения на печатях низшего духовенства имеют разнооб­разный и часто случайный характер. Такое заключение справедли­во и для печатей светских должностных лиц. Печати последних имеют самые разнообразные изображения, не несущие никакой смысловой нагрузки, соответствующей характеру занимаемой должности их владельца. Иногда они вообще лишены изображений и име­ют только надписи о своей принадлежности. Известны печати дьяков, подьячих, .протопопов и др.

Часто в качестве печатей использовались античные геммы, встав­лявшиеся в перстневую и другого вида оправу. Так, на печати Козьмы Минина изображен человек, сидящий на стуле с чашей в руках. По стилю изображения эту римскую гемму датируют II – III вв. н.э. На некоторых печатях надписи заменялись инициалами. Например, на печати 1696 г. на щите под короной надпись «П.К.К.Щ.» означала — «Печать князя Константина Щербатова». Сохранившиеся печати должностных лиц свидетельствуют о ши­рокой сфере их применения.

Городские и областные печати. В Большой государствен­ной книге 1672 г., или «Титулярнике», изображены 33 герба горо­дов, перечисляемых в полном царском титуле. В основе рисунков этих гербов лежали изображения на городских печатях. Наибольший интерес из них представляют печати Новгорода, Пскова, Смо­ленска, Ярославля и ряд других. Большие разногласия среди иссле­дователей вызвали трактовка изображения и время появления печати Новгорода. На новгородском гербе, помещенном на большой государственной печати Ивана Грозного, изображена вечевая сте­пень с положенным на нее посохом или жезлом. Подобного изобра­жения нет ни на одной новгородской печати периода самостоятель­ности. Одни исследователи видели в посохе символ власти архи­епископа, другие — жезл степенного посадника. Большинство ис­следователей склоняются к тому, что на печати изображен именно посаднический жезл как символ независимости Новгорода, а появ­ление самой печати относят к XV в. В XVII в. вечевая степень на печати заменяется изображением трона, а жезл посадника — цар­ским скипетром. Именно в таком виде герб Новгорода изображен на большой государственной печати царя Алексея Михайловича. Та­ким образом, при сохранении общей композиции изображения диа­метрально противоположно изменилась его символика, превратив­шись из республиканской в монархическую. На печатях Пскова и на некоторых монетах этого города изобра­жался барс и надпись: «Печать господарьства Псковского».

На печати Смоленска изображена пушка, на которой сидит райcкая птица. Характерно, что в период вхождения Смоленска в со­став Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой это изображение заменяется другим - знамя с жезлом на щите - и вос­станавливается после возвращения Смоленска России в 1667 г.

На печати Ярославля изображен медведь с протазаном на плече. Археологические материалы свидетельствуют о глубокой древности культа медведя в Верхнем Поволжье, в частности в районе Ярославля. В 1692 г. в Посольском приказе была изготовлена печать с изображением стоящего медведя для Ярославля.

Сохранилась воскомастичная печать царства Казанского, приложенная к грамоте 1596 г., данной князем Иваном Михайловичем Воротынским архимандриту Казанского Преображенского монасты­ря Арсению с братиею. На ней изображен крылатый дракон и круговая надпись: «Печать царства Казанского».

ПЕЧАТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Государственные печати. Изображения на государственной печати в этот период но существу своему не изменяются. Основны­ми фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный характер. Так, после того как в 1699 г. был учрежден первый и высший орден России - орден Андрея Первозванного, изображение всадника, поражающего змия, как правило, окружается цепью ор­дена. Кроме того, на печатях отразилось территориальное расшире­ние Российской империи — на них стали помещать изображения гербов вновь присоединенных территорий.

Большая государственная печать Петра I сохранила изображе­ние печати Алексея Михайловича. Незначительные изменения кос­нулись лишь нижней части изображения - вместо копья, постав­ленного между двумя группами вооруженных людей на печати Алексея Михайловича, на печати Петра I изображена лента с тремя крестами, расположенными один под другим.

На малой государственной печати Петра I изображение тради­ционного всадника заменено Андриевским крестом и буквами: «Ц.И.В.К.П.А.В.Р.», т.е. «Царя и великого князя Петра Алексеевича всея России». На малых государственных печатях Петра I встречает­ся изображение Богоматери (печать 1705 г.) или распятие в свете сияния (печать 1711 г.). На ряде малых государственных печатей изображение Андреевского креста на цепи помещалось под щитом на груди орла, в котором изображен всадник. По сторонам орла под коронами изображены щиты с гербами Чернигова, Новгорода, Астахани, Владимира, Казани, Сибирской земли и круговая надпись: «Петр Первый Божиею милостью царь и повелитель Всероссий­ский».

На печатях Павла I появляется изображение мальтийского креста. В 1882—1883 гг. было точно регламентировано употребление трех государственных печатей — большой, средней и малой. Большая печать прикладывалась, например, к государственным законам, раз­личным учредительным актам государственного значения, к стату­там учрежденных орденов, дипломам на княжеское и графское до­стоинство и некоторым другим. Средняя государственная печать удостоверяла грамоты городам, дипломы на баронское и дворянское достоинство, договоры с ино­странными государствами и другие документы.

Малая печать прикладывалась, например, к грамотам на пожа­лование земли, к грамотам монастырям на привилегии, на почетное гражданство и т.п.

Печати центральных и местных учреждений. Основное из­менение печатей государственных и центральных учреждений в рас­сматриваемый период заключается в том, что вместо символичес­ких изображений, характеризующих деятельность того или иного учреждения, на них появляется изображение герба государства. Однако, в ряде случаев традиция была сохранена. Например, на печати Академии наук на груди двуглавого орла изображена сидящая Афи­на Паллада с копьем и щитом и круговая надпись на латинском язы­ке: «Hic tuto perennat» («Здесь безопасно пребывает»).

Что касается печатей местных учреждений, то на них, как прави­ло, помещался герб города, где находилось данное учреждение, и над­пись, раскрывающая принадлежность печати. В том случае, если го­род или территория не имели своего герба или эмблемы, на печатях помещались одни надписи. Известна печать, употреблявшаяся Там­бовской провинциальной канцелярией в 30—40-е гг. XVIII в. На ней нет никаких изображений, а только лишь 3-строчная надпись: «Печать Тамбовской провинции». Подобная же печать воеводской канцелярии города Пронска имела надпись: «Пронской канцеля­рии», окруженную венком из лавровых ветвей;

Особую группу составляют таможенные печати. Большинство из них представляют собой так называемые месячные печати, на которых обозначалось название таможни и месяца, когда упо­треблялась печать. Таковы, например, печати таможен Мурома, Калуги и ряда других городов. В начале XVIII в. появляются та­моженные печати с изображением двуглавого орла, а затем и го­родских гербов или каких-либо символических изображений. По­сле ликвидации в середине XVIII в. внутренних таможен исчеза­ют и таможенные печати.

Известны печати различных сельских учреждений и сельских должностных лиц, а также печати старшин некоторых националь­ных окраин, например печати сельских старост, башкирских, якут­ских и других старшин и «князцов». Одни из печатей этой группы имели только надписи о своей принадлежности, например: «Печать Тетеревского общества сельского старосты», другие - надписи и изображения гербов городов или губерний. Так, на печати волостного старосты Сухорецкой волости Казанской губернии изображен крылатый дракон, являвшийся гу­бернским гербом.

Своими печатями пользовались казачьи подразделения и стани­цы. На печати войска Запорожского изображен казак с ружьем и саблей и надпись: «Печать славного войска Запорожского Низоваго». Сохранились печати войска Донского и различных казачьих станиц.

Печати частных лиц. Личные печати рассматриваемого пе­риода характеризуются исключительным разнообразием. На печатях дворян, как правило, помещался родовой герб и надпись, раскрывающая личную принадлежность печати. Печати лиц недворянского происхождения обычно имеют только надпись, а если на них имеются изображения, то, как правило, случайного характера. Родовой герб был вырезан на личной печати А.С.Пушкина. На нем в верхней половине щита, разделенного горизонтально на две части, изображена княжеская шапка, а в нижней части щита справа - рука в доспехах, держащая обращенный вверх меч, слева - орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах державу и меч. Об этой печати в стихотворении «Моя родословная» А.С.Пушкин писал: «Под гербо­вой моей печатью я кипу грамот схоронил...».

Изучение гербовой печати, оттиснутой на одном из анонимных писем, адресованных декабристу И.Д. Якушкину, позволило уста­новить имя корреспондента. Известны печати Е.И. Пугачева. На одной из них помещено погрудное изображение мужчины, на голове которого корона и лавро­вый венок, а на плечах - императорская мантия, и надпись: «Б.Г.П.П.Т. имп. И самодержец Всероссийский 1774 г.», расшифровывающаяся следующим образом: «Большая государственная печать. Петр Третий император и самодержец Всероссийский 1774 г.». Свои личные именные печати имели и другие руководители восстания, например Чика - И.Н.Зарубин, называвшийся графом Черныше­вым. На ней изображены две ветви, сложенные накрест, вензели и круговая надпись: «Печать графа Ивана Чернышева». Напомним, что настоящий граф возглавлял Государственную военную кол­легию.

Печати XX в. Временное правительство несколько изменило герб Российской империи. Двуглавый орел изображался без корон и всадника, а также без гербов территорий, входящих в царский титул. Под орлом теперь помещалось изображение Таврического двор­ца, где проходили заседания Государственной думы.

Первая государственная печать большевистского правительства была изготовлена уже в середине ноября 1917 г. Это была печать Управления делами Совнаркома. Она еще не имела изображений, на ней помещались только надписи: круговая — «Крестьянское и Рабочее Правительство Республики России» и в центре - «Управ­ление делами». Постепенно создавались стихийно печати различных наркоматов и других учреждений.

Единая государственная печать была окончательно утверждена 19 июля 1918 г. Затем были разработаны специальные правила поль­зования государственной гербовой печатью. Было запрещено упо­требление дореволюционных печатей, а все советские учреждения должны были обзавестись новыми печатями с гербом РСФСР. Употребление гербовых печатей стало строго регламентированным - право использовать такие печати получили высшие центральные и местные правительственные учреждения и их отделы, выполняю­щие самостоятельные функции. Был унифицирован и внешний вид гербовых печатей: после создания СССР в центре печатей помеща­ется герб СССР или союзной республики, а вокруг изображения гер­ба расположена надпись, раскрывающая принадлежность печати.

Значительное число учреждений и организаций, находящихся в подчинении вышестоящим органам, не имели права пользования гербовой печатью. На этих печатях имеются лишь надписи, раскры­вающие их принадлежность и указывающие на подчиненность оп­ределенным вышестоящим органам.

В связи с возвращением к «старому» российскому гербу изме­нился внешний вид гербовой печати России, на которой стал изо­бражаться двуглавый орел.

Наши рекомендации