Право и религиозные нормы
Религиозные нормы — это особая разновидность социальных норм (правил), сформулированных в определенных вероисповеданиях (христианстве, буддизме, мусульманстве, иудаизме), которые обязаны выполнять верующие — лица, признающие ту или иную веру. Религиозные нормы обязательны для верующих.
Процесс взаимодействия правовых и религиозных норм имеет длительную историю. Исследователи древних времен нашей цивилизации считают, что в те периоды нормы права и религиозные нормы были тесно взаимосвязаны и не отделялись одни от других, многие правовые нормы были одновременно и религиозными правилами (В. Вундт). Практически не было ни одной правовой системы, в которой не существовало теснейшего слияния правовых и религиозных норм. Об этом свидетельствует история Древнего Шумера, Китая, Индии. И лишь со временем, когда стали различать преступление и грех, началось разграничение норм права и религии. Примером здесь может служить римское право.
В Средние века в Европе возникает и укрепляется каноническое право, а в мусульманских странах утверждаются нормы шариата, т. е. религиозные нормы продолжали оставаться важными регуляторами общественных отношений.
В настоящее время в Западной Европе светское право и каноническое дистанцировались, но окончательного разрыва между ними не произошло. В отдельных странах (ФРГ) каноническое право активно регулирует определенные отношения до сих пор. В мусульманских государствах нормы шариата являются основными официальными регуляторами почти всех общественных отношений, их соблюдение поддерживается не только религиозным сознанием и религиозными структурами, но и государством.
История свидетельствует также о том, что многие религиозные нормы, зарождаясь в мифах, религиозных учениях, т. е. имея религиозную природу, затем перемещались в законодательные акты и становились правовыми. В этом смысле они обогащали право, увеличивали объем и пределы правового регулирования.
Некоторые нормы остались в религиозных постулатах, сохраняя себя в качестве религиозных, одновременно зафиксированы в правовых актах. Тем самым они получают и религиозную, и государственную защиту и поддержку, как бы удваивая свою силу. Так, в период правления императора Юстиниана (527 — 565 гг.) был составлен свод римского права и в первой книге «Кодекса постановлений», состоящего из 12 книг, было много места уделено законодательному регулированию вероисповедных дел. Первая книга начина-nri лась с закона Феодосия Великого, «повелевающего и«" всем народам, подвластным римскому императору,
содержать ту веру, которой апостол Петр научил римлян». Далее в ней содержались законы, регулирующие имущественные отношения церкви, устанавливающие положения епископов и прочего духовенства.
Как известно, в ФРГ каноническое право является частью общей правовой системы. Его нормы регулируют внутрицерковные отношения, отношения между церковными учреждениями и гражданами, религиозными организациями и государственными органами.
Учитывая большую роль религиозных норм в регулировании общественных отношений в современном мире, Рене Давид даже выделил отдельный (самостоятельный) тип правовой системы — религиозную.
В данном случае религия Р. Давидом отнесена к важнейшим правообразующим факторам.
Право и корпоративные нормы
Как уже отмечалось выше, в современном обществе в качестве нормативных регуляторов выступают нормы различных организаций, так называемые корпоративные нормы.
Корпоративные нормы имеют некоторое сходство с правовыми: они закрепляются в официальных актах устанавливающих их организаций — уставах, положениях, имеют определенную процедуру принятия (обсуждение, голосование, принятие решения, регистрация) . В них определяются права, обязанности членов организации, предусматриваются санкции за нарушение.
Однако нормы организаций — это локальные нормы в том смысле, что они имеют узкий круг своего действия, так как распространяются только на членов определенной организации.
Взаимодействие правовых и корпоративных норм заключается в том, что в праве устанавливается порядок регистрации уставных документов организации, нормы уставов, положений не должны противоречить Конституции, не должны вторгаться в сферу, урегулированную правом.
Право и обычаи
В российском обществе очевидны две группы обычаев — древние, перешедшие к нам из далеких времен, и более новые, сформировавшиеся значительно позднее.
Отношение государства и права к любым из них неодинаково. Если обычаи соответствуют моральным установкам современного общества, если они являются гуманными, прогрессивными, то государство их поддерживает. И напротив, если обычай устарел по своей сущности, если он уже не поддерживается большинством общества и не соответствует современным достижениям, например, в области прав человека, то такой обычай не поддерживается правом и государством. Так, не могут получить государственно-правовую поддержку и защиту обычаи умыкания (воровства) невесты, требования калыма, многоженства, хождения «стенка на стенку» (массовая драка) и другие.
Более того, за нарушение некоторых обычаев государство привлекает к юридической ответственности. Например, нарушение обычаев в сфере охоты и рыболовства (не убивать птиц во время выведения ими птенцов, не ловить рыбу во время нереста) влечет административное, а в особых случаях и уголовное наказание.
Билет №30.1. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)2. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права.
Теологическая теория,название которой происходит от греческих слов «тео» — бог и «логос» — учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реали-зовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.
В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX —X вв. формируется так называемая теория мечей (меч — символ власти), согласно которой для защиты христианства богом были даны церкви два меча — церковный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она — источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) — настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена.
На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225 — 1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, — писал он, — занимает такое же положение, как Бог во Вселенной».
Представителями теологической теории были также Жан Ма-ритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.
Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она
была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией.Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.
Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.
Патриархальная теория,истоки которой заложил еще Аристотель. Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Фил-мера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен — в более крупные общности, вплоть до государства.
Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестер-марком, Д. Мэр доком, а в России — Николаем Михайловским (1842-1904).
В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551 — 479 до н.э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.
Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации — болезни, безработицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, нера-
зумное по отношению к человеку, а это возможно только в общест- 43 ве, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государст- ^ ва, долго не утрачиваемая после перехода общества в государствен- ияное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве относить- т» ся к подданным как к своим детям, а не как к чужим.
Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и гражды.
Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяснить такой факт: если государство — это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима?
Договорная, или естественно-правовая, теорияв отдельных своих положениях зародилась еще в V —VI вв. до н.э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашениядля обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора.
К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583 — 1645), главное сочинение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббс (Англия, 1588 — 1677), взгляды которого отражены в труде «Левиафан»; Дж. Локк (Англия, 1632 — 1704), изложивший свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712 — 1778), написавший сочинение «Общественный договор»; А.Н. Радищев (Россия, 1749—1802).
Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди находились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до образования государства люди жили хорошо («золотой век» человечества), обладали прирожденными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство — изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собственные интересы. Представители договорной теории считали договор предпосыл-
кой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее общепризнано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.
Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслителей почти за 200 лет.
Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с религиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исторические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).
Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.
Создателями марксистской (классовой) теорииявляются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория получила развитие в работах В.И. Ленина (1870 — 1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве».
Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления — политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью.
Согласно марксистской теории, государство возникло в силу экономическихпричин — общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали разложение, а затем исчезновение первобытнообщинного строя, а впо-
следствии появление государства как организации экономически 45 господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство — это продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание того, что общество запуталось в нераз- Ж решимых противоречиях с самим собой и раскололось на неприми- ща римые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку государство возникло из потребности сдерживать противоположные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи государства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.
В.И. Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт — государство». При этом государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.
Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно и считали, что, выполнив свою положительную роль, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что государство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государство не является государством в полном смысле слова, это — «полугосударство» .
Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества.
Марксистская
[классово материалистическая) теория____________
В наиболее полном виде исторический анализ причин возникновения государства сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»83, написанной с учетом того исторического и политического материала которым, он располагал в свое время, и где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии.
Общеизвестно, что государство существовало не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй — древний тип коллективного производства, — пишет Ф. Энгельс. Характер собственности был общим, орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение результатов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была естественным состоянием первобытного общества.
Формой социальной организации в тот период был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.
Первобытнообщинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в государственно-организованное общество.
В первоначальном виде родоплеменная организация была властью, осуществляемой в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, племени, по старшинству
получившее право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые черты.
Самоуправление первобытного общества осуществлялось не только на основе властвования, но и путем согласования интересов его членов, на основе общности потребностей, совпадения и единства взглядов по всем вопросам жизни.
Особенность первобытнообщинного строя состояла в том, что в нем не было частичной собственности, не было господства и подчинения, не было эксплуататоров и эксплуатируемых. Однако, как писал Ф. Энгельс, этому розовому «детству человеческого рода» суждено было существовать не вечно. На определенной стадии общественного развития совершенствование земледелия и скотоводства приводит к тому, что эти два попутных и тесно связанных вида занятий первобытного рода отделяются друг от друга. Начинается простейшая специализация производства: пастушьи племена отделяются от земледельческих. В одних условиях было лучше, легче заниматься скотоводством, в других — земледелием. Специализация приводит к тому, что начинается относительное перепроизводство, например, мяса скотоводческими племенами, а хлеба — земледельческими. В то же время у одного племени отсутствует хлеб, у другого мясо. Появляется необходимость в обмене продуктов. Обмен же возможен лишь в условиях, когда есть что менять. Значит, требуется большое количество пригодных к обмену продуктов. Теперь захваченных в плен людей из враждебного племени не едят и не убивают, а заставляют работать, производить продукты. Это в свою очередь приводит к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности, появляется надобность в охране богатства.
Развитие, совершенствование производства идет не только в области земледелия и скотоводства. В связи с открытием бронзы, железа, плавки металлов развивается ремесло — появляются люди, специальностью которых является ремесленничество: кузнецы, _. гончарники и т. п. Появление ремесла означает второе крупное разделение труда (первым было отделение пастушеских племен от земледельческих). Наличие отдельных пастушьих, земледельческих и ремесленнических видов деятельности приводит к появлению новой группы людей — торговцев, т. е. лиц, занимающихся обменом производимой продукции. Это свидетельствует о новом, третьем, разделении труда. Таким образом, развитие человеческого общества неизбежно ведет к образованию частной собственности, поскольку излишки производимой продукции не потребляются сразу, а остаются и остаются они скорее всего в руках старейшин, вождей, военачальников.
Кроме того, появление торговцев свидетельствует о появлении класса не производящего, который, по словам Энгельса, становится неустранимым посредником между производителями.
Родовая организация жизни общества становится уже непригодной. Она была хороша, когда все занимались одним делом и все были равны к имуществу, результатам труда, продуктам питания и т. д. Прежние институты власти — выборные вожди, старейшины, собрания уступают место имущественной знати, т. е. тем лицам, которые имеют большее количество скота, земли, рабов. Правда, многие из имущественной знати — это бывшая родовая знать, но теперь они не просто вожди, старейшины — а еще и собственники имущества, которые не хотят его делить с остальными. Теперь имущество поступает в распоряжение всего рода, а главным образом становится собственностью вождей, старейшин, имущественной знати. Оно наследуется сыновьями, родственниками владельцев. Появляется собственность и появляются классы, т. е. группы людей имущие и неимущие, из которых одна группа может присваивать труд и его результаты другой. В таких условиях родовая организация не отвечала интересам тех, в чьих руках было богатство, рабы, скот, земля. Появилась необходимость в создании новой организации устройства общества, которая бы более эффективно обеспечивала защиту интересов богатого слоя людей, обеспечивала бы твердые условия охраны собственности и эксплуатации людей. Такой организа-
цией явилось государство — орудие власти, организация для поддержания классового господства. Таким образом, согласно теории марксизма, государство является следствием следующих трех основных причин:
1) разделение труда;
2) возникновение частной собственности на средства производства;
3) раскол общества на антагонистические классы. Непосредственной же причиной является непримиримость классовых противоречий эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.
В.И. Ленин прямо подчеркивал, что «государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку происходит раскол общества на классы»84. Одновременно с государством возникает и право, т. е. нормы, регулирующие общественную жизнь в интересах господствующего класса, в отличие от обычаев, регулировавших отношения в интересах всего рода.
С расколом общества на классы обычаи уже не удовлетворяют эксплуататорский класс. Теперь уже если и используются некоторые из них, то только такие, которые служат интересам господствующего класса. Господствующий класс не может одинаково безразлично относиться ко всем существовавшим обычаям. Он стремится сохранить только те, которые служат удовлетворению его классовых интересов.
Однако с развитием общества становится очевидным, что обычаев «не хватает» на все случаи жизни, что возникают отношения, которые следует закрепить в интересах господствующего класса, например, правило, согласно которому нельзя брать собственность другого. Этот класс создает правила поведения, выгодные и угодные ему. Причем такие правила поведения издаются от имени государства и, стало быть, распространяются на всех лиц, проживающих на территории государства. Т. е. появляется право — система норм (правил поведения), санкционированных либо установленных государственной властью, охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.
Теория насилияобъясняет возникновение государства результатом действия военно-политическогофактора — завоеванием одних племен и народов другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе. Представителями данной теории являются неецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833 — 1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838 — 1909); немецкий социалист К. Каутский (1854 — 1938) и др.
Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными.
Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события. Действительно, Франкское государство возникло в результате войн. Но восточнославянские государства формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствующим, а не главным в возникновении государственной организации общества.
Основу расовой теориисоставляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшиеи низшие расы.Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации.
Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816—1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844 — 1900).
Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами.
Органическая теорияполучила наибольшую известность в XIX столетии. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820 — 1903), который в своей работе «Основание социологии» использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биологических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм подвержено стадийностиразвития, например переход от простого к сложному. Это усложнение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же общество
функционирует подобно человеческому организму, человеческому 47 телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Государство — результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической организации.
По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей.
Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И. Блунчли (1808— 1881) и французский социолог Р. Вормс (1869 — 1926).
Органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е. Трубецким (1863 — 1920), по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизировать, но необходимо учитывать при изучении общества и государства.
Истоки психологической теориибыли заложены еще в Древнем Риме. Как полагал Цицерон (106 —43 до н.э.), люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли (1469—1527). Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли».
Но родоначальником психологической теории по праву считается проф. Петербургского университета Л.И. Петражицкий (1867 — 1931). Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.
Таким образом, государство и право порождаются эмоциямии переживаниямилюдей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал определенное состояние психики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей
2. Понятие источника права. Соотношение источника и формы права. Форма правапоказывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений.
Термин «источник права» имеет несколько смысловых значений — основание права; его исходное начало, письменный документ, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, которые предопределяют содержание права и форму его выражения.
Под источниками права в материальномсмысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов, характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь.
Источник права в идеальномсмысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы.
Источник права в формальном,или юридическом,смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.
В последующее время выделяется источник права в политическом смысле, под которым понимается государство как источник позитивного права. Как полагают авторы этого предложения, именно интеллектуально-волевая деятельность носителей государственной власти является связующимзвеном между источниками права в материальном смысле и документальными источниками.
В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозначает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических
источников — это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Мицкевич). Или другое, но близкое определение: это официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления , норм права, придания им общеобязательного юридического значения (проф. В.И. Червонюк).
Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами