Органы государственного управления земельным фондом
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти.
1 Некоторые из названных функций управления изложены в других главах учебника, освещающих эти вопросы.
Представительные органы |
Представительные органы государственной власти — это Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
ОрганыК органам исполнительной власти относятся
исполнительнойорганы общей и органы специальной компе-
властитенции.
Органами общей компетенции являются:
Правительство Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые и сельские администрации.
Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции управления в области использования и охраны земель независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.
Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.
К функциональным органам специальной компетенции относятся Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, органы санитарно-эпидемиологической службы, архитектурно-градостроительной службы и др.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта и связи и др.).
Компетенция федеральных органов исполнительной власти |
К компетенции федеральных органов исполнительной власти по управлению земельным фондом относятся:
установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;
установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;
изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации; разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими федеральными законами.
К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области управления использованием и охраной земель относятся:
изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
разработки и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ст. 10 ЗК РФ).
КомпетенцияК компетенции органов местного самоуправ-
органов местноголения в административных границах соответ-самоуправленияствующих муниципальных образований отнесены:
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоупраатения осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ).
ФедеральноеПо Положению «О Федеральном агентстве
агентство кадастракадастра объектов недвижимости», утвер-
объектовжденному постановлением Правительства
недвижимостиРоссийской Федерации от 19 августа 2004 г.
№ 418 (в ред. постановления Правительства
РФ от 19 марта 2005 г. № 141, от 11 апреля 2006 г. № 206), это агентство является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Федеральное агентство по Положению о нем осуществляет следующие полномочия:
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Агентство организует:
создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства;
проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
подготовку землеустроительных материалов для установления Государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства;
проведение государственной кадастровой оценки земель.
Далее оно осуществляет:
представление результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
ведение государственного технического учета объектов капитального строительства;
создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости;
утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации;
предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра и сведений об объектах капитального строительства;
государственный земельный контроль;
утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства;
осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономи-
ческие показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в процессе деятельности Агентства защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также контроль и координацию работы по защите таких сведений в процессе деятельности организаций, находящихся в его ведении;
обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;
организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства;
осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;
привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра Минэкономразвития.
•
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Землеустройство — необходимое условие обеспечения рационального использования и охраны земель. В проведении его заинтересовано не только государство в лице его органов, осуществляющих функции управления в области организации использования и охраны земель. Хозяйства — владельцы земли, которым необходимо знать состояние своих угодий и наиболее выгодное их использование, сами приглашают за свой счет специализированные землеустроительные организации для составления проекта внутрихозяйственного землеустройства в соответствии с производственными планами данного хозяйства-землевладельца. Однако разработанный частной фирмой (организацией) проект подлежит утверждению органами местной администрации на предмет проверки его соответствия закону (соблюдение обязательных экологических требований, других требований законодательства).
ПонятиеСогласно ст. 68 Земельного кодекса РФ зем-
землеустройствалеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Положения ст. 68 дополняются нормативным правовым актом, подробно решающим вопросы землеустройства. Им является специальный Федеральный закон от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве». В нем, так же как и в ст. 68 ЗК РФ, понятие землеустройства определяется как мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности. Следовательно, всякое хозяйствование на земле начинается с землеустройства.
Путем землеустройства проводится организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также
организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.
Объектами землеустройства являются также территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий зон и участков.
ЗадачиОпределяя задачи землеустройства и его обя-
землеустройства зательность, Закон «О землеустройстве» называет (ст. 3) ряд основных его действий:
изменение границ объектов землеустройства;
предоставление и изъятие земельных участков;
определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
ОрганизацияЗемлеустройство проводится по инициативе
и порядокуполномоченных исполнительных органов
проведениягосударственной власти, органов местного
землеустройствасамоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке. 170
В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков чля государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Инициативу в проведении землеустройства, когда оно необходимо, может, как уже было сказано, проявить любой участник земельных отношений. Однако основаниями проведения землеустройства являются:
решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства заинтересованных лиц;
договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства. Исполнение их требуется также при осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.
При проведении землеустройства производится изучение состояния земель в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии, что требует выполнения следующих видов работ:
геодезических и картографических работ;
почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;
оценки качества земель;
инвентаризации земель.
Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, территориального и внугрихозяйственного землеустройства.
Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.
Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.
Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
ИнвентаризацияИнвентаризация земель необходима для
земельуточнения или установления местоположе-
ния объектов землеустройства, их границ
(без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земли. Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Большие объемы работ по землеустройству проводились и проводятся в связи с изысканием земельных участков для предоставления гражданам, с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства проводится инвентаризация земель.
Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 659' было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель. Согласно п. 2 этого Положения инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.
С учетом местных условий органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области и автономных округов конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.
Для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители поселковых, сельских администраций, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб.
Состав комиссии утверждается главой местной администрации.
При проведении инвентаризации выявляются:
соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
САПП РФ. 1993. № 29. Ст. 2686.
земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.
На основании проведенных работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель, при этом устанавливаются возможность и условия:
использования земель гражданами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и других целей;
дальнейшего использования всех или части земель прежними собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, а также перераспределения земель между ними;
восстановления мелиоративно неустроенных, нарушенных и деградированных земель;
обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения;
передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса.
По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.
Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией и направляются в органы исполнительной власти республики, края, области, автономной области, автономного округа для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель.
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются осно
ванием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствую
щих изменений в земельно-кадастровую документацию.
ВнутрихозяйственноеВнутрихозяйственное землеустройство
землеустройствопроводится в целях организации рацио-
нального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.
При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:
организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;
разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Ранее для проведения работ по землеустройству необходимо было получить лицензию у органов власти. Основным нормативным правовым актом, который определял порядок лицензирования землеустроительной деятельности, являлось Положение о лицензировании про-ектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1230. Но согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» использование природных ресурсов теперь не подлежит лицензированию (ст. 1). Как указано в п. 2 ст. 18 данного Закона, лицензирование этого вида деятельности прекращается (кроме «оценочной деятельности» и «картографической деятельности» — ст. 17)'. Вместе с тем ранее выданные лицензии, если условия их соблюдаются, не отзываются и продолжают действовать до истечения их срока.
Как сказано в ст. 69 (п. 6), все юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
ЗемлеустроительныйЗемлеустроительный процесс представляет
процесссобой порядок совершения землеустроитель-
ных действий. Их последовательность такова:
проведение подготовительных работ;
разработка прогнозов, схем, проектов землеустройства;
рассмотрение и утверждение проектной документации;
перенесение проектов в натуру (на местность);
выдача землеустроительных материалов и документов всем заинтересованным лицам.
РГ. 2001. 10 авг.
Местная администрация принимает решение о начале проведения землеустроительных работ или отказе в ходатайстве (отказ может быть обжалован в вышестоящий государственный орган).
После принятия решения о проведении землеустройства производится подготовка землеустроительного дела, которая заключается в сборе, систематизации и обработке необходимых материалов, проведении обследований (при необходимости) и изучении объекта по специально составленной для этого программе.
Разработка проекта является основной стадией землеустроительного процесса; на этом этапе осуществляется эскизное и техническое проектирование, анализируются различные варианты и выбирается более всего отвечающий правовым и экономическим интересам заявителя.
Землеустроительный проект составляется при участии заинтересованных сторон. Отдельные стадии и окончательный вариант проекта в целом обсуждаются с заявителем, и при необходимости вносятся коррективы. В случае возникновения спора между заявителем и проектировщиками спор рассматривается и разрешается в административном порядке.
При разработке проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства согласованный с заинтересованными сторонами проект утверждается заказчиком, т. е. владельцем земельного участка, а затем уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или главой администрации района. Утвержденный проект переносится в натуру при участии представителей заинтересованных сторон.
Заключительной стадией землеустроительного процесса являются оформление и выдача материалов проектирования. Проектная документация состоит из графической и текстовой частей. Графическая часть состоит из чертежа основного проекта и чертежей рабочих проектов (мелиорации земель, противоэрозионных мероприятий и др.), которые размножаются в необходимом количестве. Текстовая часть проекта включает: сводные расчетные показатели, экспликации земель, ведомость трансформаций угодий, пояснительную записку. Утвержденный проект является обязательным для исполнения собственниками земли и землепользователями (арендаторами и др.).