Рецепция римского права в Западной Европе
а. Римское право в Европе VI-XI веков.
Несмотря на некоторый упадок, связанный с экономическим спадом в развитии варварской Европы VI-XI вв., римское право и после падения Западной Римской Империи в 476 г. продолжало действовать на Западе и оставалось наряду с варварскими нормами обычного права одним из основных юридических источников. Так в Испании и на юге Франции долгое время особым авторитетом пользовался Бревиарий Алариха, содержащий значительные извлечения из Кодекса Феодосия. В Испании VII-VIII вв. римское право имело особенно сильные позиции. Автор знаменитой энциклопедии Средних веков «Начала» Исидор Севильский дал в этом труде краткое изложение норм римского права, которое впоследствии стало основой Корпуса канонического права, главным принципом которого был тезис «Церковь живет по римскому закону». В XII в. текст Исидора, обросший многочисленными комментариями, вместе с греческими канонами был издан как Декрет Грациана, преподавателя Болонской школы, а позднее к ним добавились «Декреталии» римского папы Григория IX, которые и составили в 1580 г. Corpus Iuris Canonici. Изучалось римское право и в общеобразовательных «школах свободных искусств» в Италии, Испании и на юге Франции. Действие римского права подтверждается и некоторыми дошедшими до нас учебными пособиями по римскому праву: Эксцепциями Петра, написанными в Валансе на юге Франции в XI в., и «Кратким изложением цивильного права», изданным в Орлеане на рубеже XI-XI вв.
б. Создание Болонского университета XII века. Глоссаторы
Однако, настоящим возрождением изучения и преподавания римского права стало создание в 1088 г. знаменитой Болонской школы - первого европейского университета, где силами глоссатора Ирнерия преподавание права стало основываться на глубоком изучении рукописи Дигест Юстиниана, согласно преданию перенесенной в Болонью из Равенны. Ирнерий давал к Дигестам, Кодексу и Институциям Юстиниана свои комментарии, называвшиеся глоссами. Осюда он и его ученики Булгар, Мартин, Якоб и Гуго. В 1158 г. император Фридрих I дал Болонской школе школе особую привилегию – подсудность обучающихся в ней иностранцев исключительно ее профессорам, что означало создание автономной учебной корпорации, то есть университета. Выходцы Болонского университета создали по всей Европе: в Испании, Португалии, Провансе, Германии, Венгрии, Польше, Богемии, Англии и т.д. ряд аналогичных университетов с внутренней автономией и избираемым из числа преподавателей ректором. Во всех этих университетах преподавание права, то есть изучение Дигест Юстиниана, велось на латинском языке. Таким образом римское право стало общим правом Европы (ius commune).
в. Аккурсий и Ацо – последние глоссаторы
Среди прочих представителей школы глоссаторов особо следует отметить преподавателя Болонского университета Ацо (умер ок. 1230), сборник глосс которого к Институциям и Кодексу Юстиниана под названием Summae пользовался огромным авторитетом вплоть до 1610 г. На его лекции стекалось огромное количество слушателей (до 10 тысяч), так что ему нередко приходилось читать лекции на городской площади. Не меньшим авторитетом пользовался последний представитель школы глоссаторов, проф. Болонского университета Франциск Аккурсий (1182-1263), издавший ок. 1250 г. сборник избранных глосс всей школы, получивший название Glossa Ordinaria.
г. Национальные своды права: «Семь Партид», «Саксонское зерцало». Школа комментаторов: Бартол и Бальд.
Под влиянием римского права, а особенно понятий и институтов юридической латыни складывались и первые национальные кодексы. Таковы «Семь Партид» короля Альфонсо X Мудрого, составленные в Кастилии в 1256-1263 гг. Они состояли из семи частей, в чем видно подражание Дигестам Юстиниана, также имевшим 7 частей. Первая часть посвящена церковному праву, 2-я – королевской власти и деятельности органов управления, 3-я – судопроизводству, 4-я – семейному праву, 5-я – договорному праву и, наконец, 6-я и 7-я части – уголовному праву. Особенно видно влияние римского права в публичном, церковном, договорном и уголовном праве Партид. Этот кодекс сохранял свое действие в Испании и Латинской Америки вплоть до XX в. Еще одним таким кодексом является «Саксонское зерцало» –сборник германского средневекового права, изданный в 1221-1225 судьей Эйке фон Репков. Сборник обычаев Восточной Саксонии состоял из 2 частей. Первая часть содержала нормы государственного устройства Священной Римской Империи (выборы императора, разделение светской и духовной власти и т. д.), а также нормы, относящиеся к гражданскому, уголовному праву, суду и процессу. Вторая часть была посвящена вассальным отношениям между феодалами. Зерцало включало также некоторые добавления из канонического права . Сборник был написан на латинском, а позднее переведен на немецкий. В Тюрингии Зерцало применялось до конца XIX в. В дальнейшем все законодательство Священной Римской Империи также велось на латыни, которая была общим языком многоязычного этого государственного образования, и называлось «римским правом германских императоров».
Наряду с этим продолжалось изучение и преподавание сосбтвенно римского права, однако преемники глоссаторов – комментаторы или постглоссаторы большее внимание уделяли не собственно тексту Дигест, Кодекса и Институций Юстиниана, а критике текстов глоссаторов. Еще одной особенностью комментаторов было развитие идей естественного права, согласно которым сама божественная природа создала неизменные базовые нормы права. Так, Раймунд Луллий (1232-1315), выдающийся испанский миссионер и философ, утверждал, что «право позитивное должно сводиться к естественному праву и должно быть с ним согласовываться», а другой виднейший представитель коментаторов – ученик Бартоло, итальянский юрист Бальд (1327-1400), считал, что естественное право сильнее власти государя.
Виднейшим представителем школы комментаторов был итальянский юрист Бартол из Сассоферато (1314-1357), изучавший право в Перудже и Болонье и преподававший его в Пизе, куда на его лекции стекались слушатели со всей Италии. В Италии, Испании и Португалии его комментарий к кодексу Юстиниана долгое время имели чуть ли не силу закона.
д. Кризис mos italicus. Гуманизм в праве. Mos gallicus: Куяций и Донелл. Идеи естественного права и пандектистика. Немецкая «историческая школа права»
Система преподавания и изучения римского права, сложившаяся под влиянием Болонской школы глоссаторов и итальянских комментаторов, получила название «итальянский обычай» (mos italicus). Однако к началу XVI в. нагромождение глосс и глосс к этим глоссам привело к большой путанице, а вполне разумное провозглашение приоритета естественного права над позитивным на деле привело к злостному судейскому субъективизму. Это вызвало общую критику деятельности юристов, которых в насмешку стали называть не «знатоками права» (iuris periti), а «извратителями права» (iuris perditi). Кризис был преодолен созданием нового направления в праве – гуманизма. Так как наиболее талантливыми его представителями стали французские юристы, то гуманизм получил название «галльский обычай» (mos gallicus). Наиболее видным гуманистом считается Якоб Куяций (1522-1590), родом из Тулузы. Он предложил отказаться от многочисленных и нередко ложных комментариев глоссаторов и вернуться к «чистому» римскому праву, то есть к самим Дигестам, Институциям и Кодексу Юстиниана. Куяций прежде всего стремился к ясному пониманию и изложению духа и смысла римского права, вместо буквального и казуистического толкования его глоссаторами. Другой французский юрист этого направления – ГюгДонелл (1527-1591), был профессором права в Бурже, Бордо, Орлеане, а после Варфоломеевской ночи, как гугенот, бежал в Германию и преподавал в Гейдельберге, Лейдене и Альтдорфе. Он известен своей оппозицией Куяцию, впервые ввел синтетическую методу, стараясь не объяснять тексты, а извлекать из них принципы и логичекие следствия последних и поэтому признается отцом современной догматики римского права. Главное его сочинение «Комментарии к цивильному праву» в 28 книгах.
Однако, французский гуманизм, сильный своей теоретической основой историзма, утверждающего, что всякое право есть живой организм, действующий в конкретной исторической среде, был все же далек от практического применения римского права в реальной жизни, поэтому в XVII-XVIII вв. получает распространение идея прямого применения Пандектов Юстиниана в действующем праве, сторонники которой стали называться пандектистами. Вместе с тем, размышление об изначальном источнике всякого права привели в XVII-XVIII вв. к возрождению идей естественного права. Вдохновителем этого направления и создателем современной теории международного права, основанной на римском понятии ius gentium, был голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645), главным произведением которого является трактат «О праве войны и мира», написанный на латыни и изобилующий цитатами и ссылками на латинских и древнегреческих авторов. Это направление дало ряд блестящих имен в Германии (Пуффендорф, Лейбниц), Франции (Руссо) и Англии (Гоббс, Локк).
В конце XVIII-XIX вв. на смену юснатуралистам приходит немецкая историческая школа, лидером которой считается Ф.Савиньи (1779-1861), утверждавшего, что право хотя и одушевлено «абсолютными началами разума», всегда глубоко национально и его необходимо изучать исторически. Тем самым он отрицал идею естественного права. Однако его младший современник Р.Йеринг (1818-1892), изначально сторонник Савиньи (см. его «Дух римского права»), позднее в своей работе и «Борьба за право» постулировал, что право есть продукт борьбы интересов и идей, начала которой заложены в естественном праве.
е. Эпоха кодексов. Французский гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») и влияние на него римского права; проекты и разработка Германского гражданского уложения (BGB).
Римское право в XVIII-XIX вв. во многих странах Европы было действующим правом. В судах было обычным ссылаться на те или иные нормы Дигест и Институций Юстиниана. В университетах, например, Германии, действующее гражданское право преподавалось на латыни на кафедрах римского права, выполнявших роль современных кафедр гражданского права. Вместе с тем, со второй половины XVIII в. начинается активный процесс создания национальных кодексов, написанных на национальных языках. Так, в 1756 г. издается Кодекс Баварии, в 1794 – Прусское Земское Уложение, в 1811 – Общее гражданское уложение Австрии, формально отменявшие прямое применение римского права.
В 1804 г. вступил в силу Гражданский кодекс Наполеона, моделью системы изложения которого стали Институции Юстиниана. Краткость и ясность этого кодекса сделали его весьма популярным в мире и многие страны (например, Латинской Америки) взяли его за образец при создании собственных кодексов.
После объединения Германии в 1871 г. немцы также приступили к созданию единого гражданского кодекса. Первый его проект, являвшийся переложением учебника римского права Виндшайда, был подвергнут комиссией критике за излишнюю романистичность, и в 1896 г. был принят второй проект, вступивший в силу как Германское Гражданское Уложение с 1 января 1900 г. Формально с этого момента римское право на территории Германии перестало быть правом прямого действия. Вместе с тем, действующее и поныне Германское Гражданское Уложение построено по системе Дигест (Пандект) Юстиниана и использует все ту же систему и все те же институы римского права, переведенные на немецкий язык.