II. Противодействие кулачества коллективизации
Борьба кулачества и антисоветских элементов деревни со всеми мероприятиями, связанными с коллективизацией, по мере роста колхозного движения принимает все более организованный и ожесточенный характер, особенно в районах, переходящих на сплошную коллективизацию. В борьбе за завоевание части середнячества и бедноты и, в первую очередь, отсталых, религиозно-настроенных женщин, кулачество за последнее время все в большей мере использует свой актив «подкулачников». Зарегистрированные за январь почти по всем округам края многочисленные срывы собраний по вопросу о коллективизации и тракторизации в большинстве случаев явились следствием провокационных и антисоветских выступлений подкулачников и женщин, действовавших часто по инструкциям, полученным на нелегальных кулацких собраниях (Ульяновский, Кузнецкий, Бугурусланский округа и др.). Основную массу активных участников большинства спровоцированных кулачеством массовых проти-воколхозных выступлений, имевших место в январе, также составляют женщины. В Кузнецком, Ульяновском округах, Мордовской обл. и других округах края зафиксированы случаи созыва кулачеством и разным антисоветским элементом деревни нелегальных совещаний (иногда под видом заседаний церковных советов), на которых обсуждались методы срыва коллективизации, колхозных собраний и организации массовых выступлений. Участвующий на этих собраниях подкулачный и антиколхозный женский актив получает на них точные указания и инструкции о способах антиколхозной агитации, срыва колхозных собраний и т.д. Из антиколхозных лозунгов, выдвигаемых кулачеством на колхозных собраниях и при массовых антиколхозных выступлениях, характерны следующие: «Долой коммунистов, не надо нам колхозов!» (Сызранский округ). «Колхозы — это петля, долой рабство!», «Да здравствует свобода!» (Кузнецкий округ). «Долой колхозы, не дадим семена в общественные амбары!» (Бугу-
русланский округ). «Долой всю бедноту, мы ей помогать не будем, коммунистов нужно разорвать, нам не надо тракторов и колхозов!» (Пензенский округ). Основными моментами в противоколхозной кулацкой агитации за последнее время являются также указания на уничтожение религии в колхозах («В колхозах запретят крестить детей»), призывы к распродаже и убою скота («Середняки, продавайте свою скотину, а то сейчас ее отберут в колхоз»), разные запугивания и угрозы предстоящей «варфоломеевской ночью» над коммунистами, приходом белых и т.п.
Из организованных и открытых антисоветских форм борьбы кулачества и других антисоветских элементов деревни с коллективизацией, имевших место в январе, следует отметить зарегистрированные: 23 кулацкие противоколхозные группировки, ставившие своей основной задачей организацию кадров подкулачников из бедняков и середняков и женского актива по борьбе с коллективизацией; организованные по инициативе кулачества 5 массовых противоколхозных выступлений женщин; ряд поджогов колхозного имущества и избиение активистов-колхозников и 5 обнаруженных листовок-анонимок, направленных против организаторов колхозов с угрозами расправы.
Слабая разъяснительная работа и недостаточный отпор со стороны местных организаций и низов[ого] соваппарата кулацкой активности дали возможность кулаку в ряде селений добиться вынесения антиколхозных резолюций и постановлений против внесения задатков на покупку тракторов (Самарский, Бугурусланский, Пензенский, Оренбургский округа и Мордовская обл.). В результате противоколхозной кулацкой агитации зарегистрирован также ряд случаев массовой подачи заявлений о выходе из колхозов (Самарский округ, Мордовская обл. и др.).
Методы антиколхозной кулацкой агитации
Самарский округ. Кулак-лишенец пос. Н.-Михайловского агитирует: «Колхозы и коммуны разводят одну заразу, а поэтому туда не следует идти, путем единоличного хозяйствования мы даем больше дохода государству».
Пензенский округ. Зажиточный с. В.-Ломова агитирует: «Пожары участились путем поджогов. Это все исходит от соввласти, которая старается сравнять всех бедных и богатых крестьян, а потом огулом согнать в колхозы. Колхозы — это барщина, а поэтому туда идти не следует». Кулак пос. Залесная Ферма ведет антиколхозную агитацию, говоря: «В эту гадкую организацию не следует нам входить, ибо она есть не что иное, как закабаление, ведущее к барщине. Все это придумано с той целью, чтобы закабалить мужика в рабы и, хуже чем при помещике, подчинить его так, чтобы он был под игом у рабочих, а они им бы распоряжались. Побоялись затеять войну, мы бы им доказали, и они куда бы полетели со своими колхозами».
Мордовская область. Зажиточный с. Алексеевка среди крестьян говорит: «Подождите, подохнете с голоду, голь несчастная. Власть гонит крестьян на гибель. Она нас всех поморит с голоду в колхозах. Надо всеми силами стараться отказаться от них».
Ульяновский округ. Кулак, быв. торговец с. Болтаевки, агитирует: «Середняки, продавайте свою скотину, а то сейчас ее отберут в колхоз».
Сызранский округ. Кулак с. Усолья, агитируя среди крестьян, говорит: «В колхозе будет плохо, воздержитесь от вступления до весны, ибо в партии сейчас происходит большая борьба, и весной она, пожалуй, расколет-
ся». В с. Кезмино трое кулаков, ведя агитацию за срыв коллективизации среди женщин, посылают последних к попу для благословения на предмет вступления в колхоз. Так, середнячка, явившись к попу, спрашивает его: «Батюшка, идти мне в колхоз или нет?» Поп ей ответил: «Нет, вам там делать нечего, знаменье крестное вас не благословляет, выпишитесь из колхоза и скажите другим, чтобы тоже выписались».
Кузнецкий округ. В с. Алишевка кулак агитирует: «В колхоз идти не надо, т.к. колхозы — это то же, что и крепостное право при царизме. В колхозах с мужиков берут деньги на трактора, которых нам не надо и без них обойдемся».
Срыв собраний подкулачниками
Самарский округ. В с. Ромодановке собрание по вопросу о коллективизации и принятии контрольных] цифр задатков на трактора было сорвано бедняком-подкулачником, который в своем выступлении заявил: «Вы приехали сюда обирать крестьян, вы хотите согнать нас в колхозы, а потом продать последний скот и выгнать. Вы, грабители, жандармы, урядники, пристава, обжираетесь за мужицкую кровь, вы хотите собрать на трактора деньги, вы разоряете последнее крестьянское хозяйство». Выступивший бедняк имеет связь с попом, у которого до собрания пьянствовал.
Сызранский округ. В с. Жемковка собрание по вопросу об организации колхоза было сорвано. Середняк-подкулачник, желая спровоцировать пожар, ударил шесть раз в большой колокол церкви. В с. Кроткове на районное собрание по вопросу о коллективизации явилась группа пьяных подкулачников вместе с женами и с криками «Долой коммунистов, не надо нам колхоза!», напала на уполномоченного по организации колхоза, члена ВКП(б). Последний был вынужден бежать во избежание серьезных столкновений, и собрание было сорвано.
Мордовская обл. В с. Редкодубье во время собрания по вопросу о тракторизации один из участников собрания, забравшись на скамейку, крикнул: «Товарищи, ведь весь народ хочет царя!», после чего затерялся в массе. В это время кто-то из толпы крикнул: «Николая Второго!» Вследствие поднявшегося шума вопрос о приобретении трактора был сорван. В дер. Луховке на собрании по вопросу о коллективизации и тракторизации выступил бедняк-подкулачник, заявив: «Не нужно нам никаких тракторов, в колхозы мы не пойдем, нас и так соввласть обобрала с ног до головы разными налогами и хлебозаготовками, а теперь хочет стащить последнюю шкуру». Это выступление было поддержано большинством, и собрание было сорвано.
Ульяновский округ. В с. Скугаревском два члена сельсовета и беднячка пытались сорвать пленум сельсовета по вопросу о сборе задатков на трактора, но срыв не удался. После этого было созвано общее собрание, на котором указанные лица при помощи женщин и подкулачников подняли шум, крики: «Не пойдем в колхоз!», «Не надо нам тракторов, мы знаем, как живут в колхозах!» и т.д. В результате этих выступлений собрание было сорвано. Срыв собрания подготовлялся кулацко-зажиточной частью села, которая на своих нелегальных собраниях обсуждала вопросы о методах срыва коллективизации. В с. Богдашкино общее собрание по вопросу коллективизации было сорвано выступлениями подкулачников. Срыв собрания был заранее проработан группой кулаков-лишенцев на своих нелегальных собраниях.
Бугурусланский округ. В дер. Н.-Никулино на собрание по вопросу сплошной коллективизации и сборе задатков на трактора явились кулаки, быв. участники чапанного восстания, которые выступив против колхоза, потребовали от представителей власти документы на право созыва собрания. Собрание было сорвано.
Бугурусланский округ. В с. Мочалеевка Похвистневского района 3 и 9 января проводились собрания по вопросам весенней посевкампании и сплошной коллективизации. На общих собраниях все предложения уполномоченного были отвергнуты. Кроме того, на собрании 9 января со стороны группы участников собрания были попытки разогнать президиум и избить комсомольца. Срыву собрания содействовал одни из членов сельсовета.
Кузнецкий округ. В с. Русское Поле подкулачниками было сорвано три собрания по вопросу коллективизации. В с. Архангельском 7 января было сорвано общее собрание по вопросу о коллективизации (присутствовало 150 чел.). Особую антисоветскую активность на этом собрании проявляли кулаки, зажиточные и бедняки-подкулачники. В своих выступлениях кулаки говорили: «Мы садимся в лодку, и нам сулят кисельные берега. А сядем в эту лодку и потонем, колхозы — это гибель. Страна окружена капиталистами. Вы (обращаясь к уполномоченному) дождетесь «варфоломеевской ночи», это не минует вас» (середняк-подкулачник). «Вы грабите крестьян и всех кулаков ограбили, что они вам сделали? Мы при царе жили лучше, колхозы — это петля. Долой рабство, да здравствует свобода! Ура, ура!» (Бедняк-подкулачник). В ответ на это со стороны кулаков раздались возгласы «ура» и выкрики: «Вот так наш Сурков!» Когда на собрании записалось в колхоз 20 чел. бедняков, кулаки, размахивая кулаками, направились к президиуму собрания с требованием: «Дать сейчас же справку Суркову от сельсовета, что он выступал правильно». Пред[се-датель] сельсовета и секретарь требуемую справку Суркову выдали, и кулаки с криками «Долой колхоз!» разошлись.
Использование кулачеством
в пропгивоколхозном движении женщин
Самарский округ. В с. Н.-Буян делегатка совместно со своим родственником, кулаком, пошла к председателю] правления колхоза с требованием созыва женского собрания с целью ликвидации колхоза: «Нужно назначить собрание женщин, ибо я уверена в том, что женщины скажут — нам колхоз не нужен».
Мордовская обл. В с. Хлыстовка под влиянием агитации кулаков за выход из вновь организовавшегося колхоза на одном из собраний женщины (около 70 чел.) единогласно заявили: «Выписывайте нас из колхоза».
Ульяновский округ. В с. Репьевка под влиянием агитации зажиточного, быв. кулака, что «в колхозе запретят крестить детей, всех коров угонят за 10 верст и молока будут давать по кружке», большинство женщин заявляют: «Лучше умру, а не пойду в колхоз».
Бугурусланский округ. В с. Ст. Узелы группа женщин в числе 20 чел. под руководством подкулачницы кричала: «Долой колхозы, не дадим семена в общественные амбары!» В с. Чеганлы на общем собрании по вопросу о коллективизации группа женщин, подняв шум, придираясь к секретарю собрания, вырывая протоколы, сорвала собрание. После этого женщины направились в школу, где выломали окно, намеревались снять красный флаг и угрожали партийцам и комсомольцам.