Варварские королевства
К началу VI в. в Европе возник ряд королевств, у которых было очень много общего. Все они отличались как от античных, так и от более поздних средневековых государств. В то же время имели мало общего и с социальным устройством, которое было свойственно древним германцам.
Королевство варваров – исторически переходное образование. Сформировавшийся высший слой германских племен пытался урегулировать взаимодействие разных этнических пластов, упорядочить экономику и культуру. Подобные общие черты сочетались с различным устройством этих варварских государств.
На завоеванных территориях варвары составляли незначительную долю населения. В густонаселенных областях бывшей Империи – в Италии, Испании, Африке – их насчитывалось не более 5–10 %. Только франки в Северной Галлии были многочисленнее. Германцы, будучи сплоченными, вооруженными и готовыми постоянно воевать, могли не опасаться покоренных римлян. Однако в течение длительного времени они пребывали только в роли завоевателей. Как правило, расселялись компактно, не ассимилируясь с местными жителями.
В результате возникла показательная чересполосица: были регионы, заселенные некогда римскими гражданами, и этнически германские территории. Подобное разделение подсказывал и различающийся уклад хозяйства. Германцы еще какое-то время продолжали заниматься скотоводством, охотой и собственными промыслами; земледелие у них оставалось гораздо менее развитым, чем у римлян. Сложившаяся же веками земледельческая культура Империи, испытав упадок, сохранилась. Поэтому зачастую германцы не претендовали на земли местного населения и вклинивались между возделанными территориями. Каждый народ продолжал привычную деятельность, и римские агрикультурные достижения практически не наследовались варварами. Единого хозяйства не складывалось.
Правители новых королевств на первых порах всячески ограничивали ассимиляцию своих соплеменников. Ранние законы этих государств запрещали браки между германцами и римлянами. Это дополнялось сосуществованием двух правовых систем: за один и тот же проступок римлянина судили по римскому праву, а германца – по традиционным законам его племени. Пройдет нескольких поколений, пока начнется унификация законодательства и разные этнические группы сольются в единые народы.
Власть короля над коренным населением выражалась во взимании различного рода поборов. По сути же он оставался вождем племени: обычно римляне не привлекались к службе в варварском войске, и войны между вновь созданными королевствами – это сражения между германскими дружинами и ополчениями. Но почти весь бюрократический аппарат формировался из римлян. Среди германцев еще не было достаточно грамотных людей, способных исполнять обязанности по управлению королевством, да и традиция ведения государственных дел отсутствовала в принципе.
Большинство германских племен было христианизировано еще до завоеваний или в их процессе. При этом перенимались еретические версии христианства – в основном арианская. Хотя франки, например, оказались более дальновидны: они выбрали католицизм, что обеспечило им выгодные позиции в период раннего Средневековья. Они выступили защитниками истинной веры.
Двойственным оставалось отношение варваров к наследию Рима. Ненавидя и порой презирая его культуру, они вынужденно соприкасались с ней. И подчас это приносило особые плоды: Теодорих Великий, король остготов, попытался воспроизвести не только внешнее, но и содержательное великолепие римского двора. Он носил пурпурное облачение, принял титул августа, провозгласил свою персону священной и покровительствовал литературе и искусствам. Однако судьба последнего из римлян – философа Боэция, сперва приближенного к королю, а затем казненного Теодорихом по обвинению в измене, – показывает другое. Сохранялась настороженность в отношении к римской интеллектуальной элите: ее привлекали, как правило, с прагматическими целями. Да и большинство германцев не понимало попыток своих королей заигрывать с римлянами.
Итак, королевства, возникшие на территории бывшей Империи, соединили принципиально разные жизненные уклады – позднеримский и собственно варварский. Именно это причудливое переплетение столь несхожих частей обусловило внутреннюю непрочность и недолговечность первых государств варваров. Их судьба была весьма незавидна. Один из наиболее показательных примеров – история вестготов.
Племена готов раньше других оказались готовы к появлению собственного королевства. Вестготы создали его на территории еще существовавшей Римской империи. После войн Алариха в результате борьбы двух группировок знати, выступавших соответственно за сотрудничество с Римом и за бескомпромиссную борьбу с ним, верх одержала проримская партия. Новый король Валлия от имени Рима выиграл ряд сражений с вандалами и аланами в Испании, за что и получил от императора Южную Галлию и Аквитанию. В 419 г. здесь возникло королевство вестготов со столицей в Тулузе.
Показательно, что они осознавали его как государство, но для римлян готы юридически были вспомогательным войском, пребывавшим в Галлии на постое. Вестготский король с формальной точки зрения считался всего лишь имперским наместником и командиром этого войска с римским титулом magister militum . Готам отдавалась треть дома и продовольствия с земель того владельца, у которого они располагались.
В Галлии тем временем постоянно происходили восстания населения, вторжения новых варваров, регулярно появлялись очередные узурпаторы, и центральная власть вскоре уже почти не участвовала в управлении этой провинцией. Пользуясь этим, вестготские короли усилили свое влияние и независимость от Рима. Периоды лояльности (во время битвы на Каталаунских полях) сменяются захватами имперских земель, не относящихся к отведенной вестготам территории (например, Нарбоннской Галлии). В результате ослабления власти Рима готы отбирают себе уже две трети земель. Лесные угодья, также представлявшие большой интерес, разделили пополам; часть земель дележу не подверглась и осталась в общем пользовании. Кроме того, готы освобождались от всех налогов, которые в полном объеме выплачивало римское население. Всего за несколько десятилетий из федератов готы превратились в полновластных хозяев громадной территории.
Эта модель в самых общих чертах дает представление о механизмах становления варварских королевств.
Вестготский король Эрих (466–484 гг.) полностью освободил свое государство от каких-либо обязательств по отношению к римлянам. При нем составляется первый сборник вестготского традиционного права Lex Wisigothorum («Вестготская правда»), а при его преемнике Аларихе II (484–507 гг.) кодифицируются и римские законы для римлян – подданных вестготского короля (Breviarium Alarici ).
Серьезной проблемой этого государства была религиозная рознь между римлянами-католиками и готами-арианами, поэтому нападение франков, которые исповедовали католичество, оказалось фатальным для королевства. К 510 г. вестготы отступили в Испанию, отдав нападавшим галльские земли.
Дальнейшая история вестготов связана с Пиренейским полуостровом. Их государство постепенно усваивало многие черты античной экономики и социальной структуры; одновременно формировались и новые, феодальные отношения. Через несколько поколений готы и потомки римлян образовали единый этнос – в 587 г. готы приняли католичество, а при короле Хиндазуинте (641–652 гг.) утвердилось общее для всех законодательство. Многие королевства варваров не дотянули до этого знаменательного шага в своем развитии.
На смену этническим немедленно пришли социальные проблемы и противоречия. Началась ожесточенная борьба разных прослоек друг с другом, и вестготское королевство оказалось уязвимым перед натиском сильного противника. В 711 г. арабы нападают на него и вытесняют его жителей на крайний север Пиренейского полуострова.
Все основные черты исторического пути вестготов повторили вандалы и аланы в Северной Африке. Начиналось все быстро и легко: римские земли им удалось завоевать, не испытывая сопротивления, а иногда и при открытой поддержке местного населения, крайне озлобленного римской налоговой системой. Затем пришла пора массовым переделам и конфискациям земель африканских латифундистов. Не миновали также религиозное противостояние арианства и католичества, дифференциация законодательства для римлян и варварских племен.
Однако из варваров создавался свой слой землевладельцев, к тому же были усвоены стандарты налогового вымогательства римлян, что вскоре привело к полной утрате поддержки со стороны местного населения и прежней знати. В ходе всего одной масштабной операции византийские войска в 534 г. уничтожили королевство вандалов.
Бургунды, как и вестготы, к 430-м годам прочно обосновываются в пределах Империи и приступают к дележу территории. Они забирают у местных магнатов две трети пахотной земли и одну треть рабов. Они присвоили еще половину домов, лесов, садов и пастбищ. Воюя с вестготами, бургунды целенаправленно расширяли просторы своего государства.
Вершина их могущества – эпоха короля Гундобада (474–516 гг.), который имел титул римского патриция, фактически возвел на престол одного из последних римских императоров и повелел составить сборники бургундского и римского права для двух категорий своих подданных. В отличие от вестготов бургунды и римляне не успели слиться в единый народ – ни этнически, ни религиозно. Бургунды, оставшиеся для римлян скорее захватчиками, да еще и еретиками, оказались в одиночестве, когда для них возникла серьезная опасность. В 534 г. (одновременно с вандальским) их королевство было поглощено более сильными франками.
Не слишком долгой и весьма драматичной оказалась история государства остготов. Теодорих из рода Амалов в 493 г. захватил власть в Италии. Столкновений с местным населением по поводу земельных владений не было, так как остготы отобрали себе ту треть земель, которую ранее уже присвоили другие варварские племена. Остготы весьма лояльно относились к римлянам, будучи давно с ними связанными. К тому же они не оккупировали Южную Италию.
Им достался самый центр Империи, где сохранялись наиболее сильные структуры управления. И именно в государстве остготов сближение с местным населением осуществлялось особенно интенсивно – вплоть до того, что вместо традиционного народного собрания германцев власть имел римский сенат (разумеется, при абсолютном верховенстве королевского двора готов). Была перенята также финансовая система Империи, а в юридической сфере устанавливается преобладание римского законодательства. Военное же дело относится к исключительной прерогативе готов. Не происходит и религиозного объединения – готы не отказываются от арианства.
После смерти Теодориха в 526 г. его дочь Амаласунта продолжила линию отца на сближение с римской знатью, за что и была убита оппозицией. Это явилось поводом для вторжения в 535 г. в Италию византийской армии. Однако в отличие от завоевания прочих варварских королевств начавшаяся война растянулась на 20 лет. Вожди готов – вначале Витигис (женатый на дочери Амаласунты), а затем Тотила (541–552 гг.) – ожесточенно сопротивлялись византийцам. Тотила пополнял свою армию освобожденными рабами и колонами.
На последнем этапе войны, когда король остготов Тейя допустил максимальную демократичность в ведении военных дел, его двор вступил в сговор с византийцами. Важную роль сыграла поддержка, оказанная соперникам католической церковью и лангобардами, в эти годы расселившимися вблизи северных границ Италии.
В 555 г. государство остготов прекратило существование, и Италия вошла в состав Византии (т. е. Римской империи). Однако всего через несколько лет, в 568 г., лангобарды под руководством короля Альбоина выбили из Италии своего великого, но ослабевшего союзника – византийцев, основав здесь собственное королевство, просуществовавшее чуть более двух веков.
Свою специфику имели варварские королевства в Британии и на территории Германии. Они возникали с нуля, там не было явного римского наследия. Из всех этих государств только франкскому удалось преодолеть сложности роста в период раннего Средневековья и уцелеть в круговороте политических катаклизмов той эпохи.
Рим, который не погиб
Окончательный распад Империи на Западную и Восточную произошел после смерти императора Феодосия в 395 г. Это событие, погубив огромное государство в целом, помогло выстоять ее восточной части – будущей Византии. Строго говоря, название Византия — лингвистическая конструкция нового времени. Населявшие эту страну люди именовали ее империей ромеев , т. е. римлян.
В состав Византии вошли наиболее густонаселенные и цветущие области – Малая Азия, Египет, Сирия, Балканы и архипелаги Эгейского моря. Помимо развитого хозяйства, мегаполисов и процветающей торговли с громадным оборотом, ей досталось чрезвычайно важное наследие. Провинции, составившие Восточную империю, хотя и представляли собой деспотии, но поддерживали тысячелетние традиции общинно-крестьянского мира и не зависели особенно от рабского труда. Основными производителями продукции были земледельцы. Их связывали разного рода взаимоотношения с государством и собственниками угодий. Поэтому кризис, вызванный притоком рабов, который взорвал экономику Запада, на Востоке явился лишь временной помехой, не приведя к коллапсу хозяйства.
Кроме того, Восточная империя в хозяйственном плане была абсолютно самодостаточна. Она располагала различными природными ресурсами, идеальными условиями для земледелия, традициями ремесленного производства и квалифицированными мастерами. Веками сложилась специализация областей и кооперация между ними, основанная на эффективной внутренней торговле. Все это давало Византии отличные шансы на старте своей истории.
Для зарождающегося варварского Запада она стала той самой идеализированной восточной страной, которая ассоциировалась с роскошью и изобилием: шелк, хлопок, папирус, пряности, благовония производили именно здесь.
В крупнейший центр тогдашнего европейского мира превращается бывшая греческая колония Византий (по ней историки назовут потом и государство в целом), которую Константин выберет в качестве столицы, названной его именем – Константинополь. Не обладая в IV в. престижем, город, где обосновался император, начал расти в V в., а к VI в. из него получился благоустроенный мегаполис, вызывавший восторг и зависть у многочисленных варваров.
Первые императоры Востока основные свои усилия прилагали к тому, чтобы не допустить вторжения варварских племен и направить их за пределы страны – по возможности в Западную Европу. Поэтому политика византийского двора в V – начале VI в. – это в основном политическое лавирование и минимальная военная активность. Византия собирала силы.
Последующую экспансию подтолкнул земельный вопрос. Римская знать располагала латифундиями, рассеянными по всей Империи. Их потеря в западных областях, занятых варварами, вызвала недовольство и стремление вернуть отторгнутое. К тому же в Византию бежала масса магнатов с Запада, настроенных самым решительным образом. Во второй четверти VI в. отвоевание римских земель император Византии Юстиниан I посчитал первостепенным делом.
Сенаторы, роль которых становилась все заметнее, отдали в конце V в. престол своему ставленнику Анастасию. Однако в результате очередного переворота, устроенного императорской гвардией, правителем был объявлен командующий гвардией Юстин (517–527 гг.). Македонский крестьянин, дослужившийся до высших постов в государстве, он не владел грамотой, отличался грубостью и редкой физической силой. Такое вполне объяснимое для среднего центуриона сочетание качеств дополнялось хватким крестьянским умом и политической прозорливостью. Многочисленные реформы внутренней жизни государства были задуманы и начаты именно Юстином. Хотя их ему не удалось в полной мере реализовать во время своего недолгого царствования, продолжил изменения племянник и наследник Юстиниан.
Юстиниан (527–565 гг.), выписанный из провинции своим дядей и получивший блестящее образование, представлял собой классический тип правителя-реформатора. Он стремился добиться перемен во всех сферах и разрешить накопившиеся веками проблемы. Его царствование осталось в истории как эпоха подъема Византии, как пик ее политического, военного и экономического могущества. После Юстиниана Империя в течение девяти столетий будет знать лишь отдельные периоды возрождения, вклинивающиеся между веками упадка и потери влияния.
Основные сведения о Юстиниане и бурной эпохе его правления содержатся в трудах выдающегося историка того времени Прокопия Кесарийского. Вышедшие из-под его пера «Войны» («Война с вандалами», «Война с готами», «Война с персами»), трактат «О постройках», «Тайная история» признаны классикой жанра. Они позволили потомкам рассмотреть столь значительный этап в истории Византии.
Двумя главными направлениями деятельности Юстиниана стали внутренние преобразования и отвоевание римских земель на Западе. Первые были нацелены на то, чтобы привести в соответствие растущие расходы Империи и падающий уровень жизни людей, а также на упорядочение законодательства.
Именно тогда был составлен один из наиболее важных в мировой истории сводов законодательства – Кодекс Юстиниана (Codex Justiniani , 529 г.) как часть корпуса гражданского права. Подготовленный комиссией юристов во главе с квестором Трибонианом, он состоял из собственно Кодекса (собрания законов предшествующего времени, применяемых в Империи), Новелл (законов, принятых при самом Юстиниане), Дигест , или Пандект (мнений авторитетных юристов по тем или иным спорным вопросам, которые имели силу закона), а также Институций (своего рода учебника римского права). Симптоматично, что в законах Юстиниана впервые был озвучен основополагающий принцип абсолютной монархии – что угодно государю, то имеет силу закона , реализованный в Западной Европе спустя тысячелетие.
Однако социальная политика и финансовые претензии власти, закрепленные юридически, вызвали массовое недовольство в народе. Ярчайшим его проявлением стал грандиозный мятеж 532 г. в Константинополе, получивший название Ника (Побеждай ). Формальным поводом к нему послужил бунт на столичном ипподроме.
Традиционно городское население делилось на команды болельщиков – красных, белых, синих и зеленых; ведущими были две последние. Игры на ипподроме имели большое значение для выплеска эмоций в христианскую эпоху, после запрета традиционных для римлян гладиаторских боев. Однако сложилось так, что команды выступали одновременно и политическими партиями. Зеленых традиционно возглавляла земельная (светская) аристократия, синие же выражали интересы церковных иерархов. Различались они и по вере: синие – православные, а зеленые в значительной массе склонялись к ереси монофизитства. Стычки между партиями происходили постоянно, но в 532 г. те объединились в своем выступлении против императора.
Ситуация вышла из-под контроля, практически весь Константинополь оказался в руках повстанцев. Император намеревался покинуть дворец и отправиться морем в провинции собирать войска, и тут положение спасла императрица Феодора. Она сказала Юстиниану, что бежавший из столицы правитель не сможет рассчитывать на восстановление своего статуса в глазах людей.
Он прислушался к совету и поступил иначе. В город вошли наемные германцы под командованием полководца Велизария, потопившие восстание в крови. Умелое маневрирование и тактика выдавливания повстанцев позволили оттеснить их на ипподром, где около 30 тыс. бунтующих было убито. Этот успех на время пресек все мысли о мятежах, но не разрешил серьезные проблемы существования страны, которые в дальнейшем только усугублялись.
Исключительную роль при Юстиниане начинает играть православная церковь. Остававшийся чужим для старой сенаторской знати, император всегда искал союза с ней. Будучи религиозным человеком и неплохо разбираясь в вопросах богословия, Юстиниан окончательно оформил тот прочный и неразрывный альянс церкви и государства, который многие века был отличительной чертой Востока. Это качество характеризовало позднюю Византию, православные государства Юго-Восточной Европы и, конечно же, Русь.
Не меньшую лояльность к церкви (несмотря на свое крайне безнравственное прошлое, о котором весьма детально повествует в «Тайной истории» Прокопий) демонстрировала императрица Феодора.
При Юстиниане позиции духовенства в обществе и государстве укрепились, как были подтверждены и принципы церковного землевладения.
Масштабные преобразования внутри Империи позволили заняться главным делом жизни – восстановлением территориальной целостности великого государства, объединением Запада и Востока. Первой операцией стал поход в Северную Африку, предпринятый против вандалов и аланов. В ходе кампании 534 г. Велизарий высадился на африканском побережье. Значительные силы византийской армии в нескольких сухопутных и морских сражениях полностью разгромили вандалов. Не находя поддержку у местного населения и оказавшись меж двух огней, те были обречены. Африканские провинции Рима вошли в состав возрождаемой Империи.
Затем настал черед остготов. Однако задуманная в 535 г. кампания, планировавшаяся как несложное мероприятие, вылилась в двадцатилетнюю тяжелейшую войну. Далеко не все жители Италии жаждали вернуться под власть императора. Ожесточенное сопротивление оказали, разумеется, и сами готы. Их медленно оттесняли к северу. В 555 г. война завершилась победой Византии.
Центр бывшей Империи вновь воссоединился с новой метрополией. В течение пятисот лет византийцы будут владеть значительными территориями в Южной и Центральной Италии и сдадут свои позиции только под натиском норманнов в конце XI в.
Когда наступил перелом в остготской кампании, Юстиниан предпринял еще один поход. В 554 г. его войска овладели землями в Южной и Восточной Испании, отторгнув у вестготов значительный кусок побережья.
Таким образом, в течение 534–555 гг. Юстиниан смог почти объединить территорию Римской империи. Византийский (ромейский) флот вновь превратил Средиземное море в Mare nostrum . Однако на большее сил уже не хватило: варвары в VI в. были слишком серьезным противником, да и неудачи в войнах на Ближнем Востоке сыграли свою роль.
Виновник поражений Юстиниана – находившаяся на подъеме Персия, где правила династия Сасанидов. Восседавший на престоле шах Хосров Ануширван (Хосров Великий) был не только дальновидным и ярким политиком, но и талантливым полководцем.
Параллельные готской кампании войны с Персией оказались для Юстиниана неудачными. Византийцы чаще терпели поражения, нежели побеждали, и неоднократно выплачивали громадные контрибуции, не говоря о территориальных потерях. В 555 г. был заключен мир, по которому удалось несколько исправить неблагополучную в целом ситуацию.
Даже если Византия и не утратила своих территорий, неуспехи в сражениях с персами и колоссальное напряжение сил всего государства дали о себе знать. Последнее десятилетие царствования Юстиниана стало скорее временем зализывания ран, нежели наслаждения миром и победами.
Еще одним фактором, подрывавшим экономику страны, послужила деятельность императора в культурной сфере и масштабное строительство. Реанимация старой римской культуры и насыщение ее новыми христианскими смыслами – так можно охарактеризовать суть его преобразований.
Это возрождение воплощалось в грандиозных проектах – повсеместном возведении храмов. Венчал начинания шедевр христианской архитектуры – собор Св. Софии в Константинополе (ныне мечеть Айя-София). Ничего подобного Западу не дано было знать добрую тысячу лет.
Однако возводились не только храмы. При Юстиниане по всей Империи сооружалась целая система укреплений. Многие города окружили себя оборонительными стенами, строились новые крепости в тех местах, где возникала угроза Византии. В Юго-Западном Крыму (преимущественно готская и греческая земля), вновь вошедшем в состав Империи, появляется множество горных и предгорных крепостей. Они символизировали присутствие Константинополя на самом северном форпосте своих владений.
Неудивительно, что столь бурная деятельность, вместившаяся в неполные четыре десятилетия, не прошла для страны бесследно. Такого напора Византия не выдержала. Обнищание жителей, рост недовольства и, как следствие, утрата былой мощи и стойкости Империи – таков результат блестящего царствования Юстиниана I.
По вечной иронии истории этот период совпал с усилением старых противников византийцев и появлением новых. На горизонте появляются славяне, дружины которых доходят почти до стен Константинополя. В Крыму и на Балканах покоя нет от орды кочевников-болгар. К началу VII в. и те, и другие осядут на Балканском полуострове; с ними начнутся войны, перемежающиеся периодами мира и натравливанием одних врагов Империи на других. Лангобарды господствуют в Северной и Центральной Италии; византийцы теряют земли в Испании. Активизируются персы, отторгающие территории у преемников Юстиниана. Но самой страшной угрозой становится Халифат. С середины VII в. арабы занимают цветущие и богатые провинции – Египет, Палестину и Сирию. Все это провоцирует многочисленные бунты и восстания по всей Империи.
Ответом на тяжелейшие испытания стало формирование в Византии системы фем. Фемами назывались военные округа, создававшиеся на угрожающих направлениях. Главенство в них принадлежало военной администрации – стратигам ; интересам войны и обороны подчинялось все устройство таких округов.
Основную ударную силу армии составили крестьяне-стратиоты, своего рода военные поселенцы, занимавшиеся как сельскохозяйственным трудом, так и боевой подготовкой. Столь своеобразно Византия решала проблему обеспечения обороноспособности. Принципиально иной вызов (угроза вторжения огромных конных армий врага) в значительной степени обусловил и выбранный ответ: строй, который формировался в Византии, лишь с огромной натяжкой можно напрямую сравнить с феодализмом западного образца.
В VIII–IX вв. государство сотрясалось и от духовного смятения – между иконоборцами и иконопочитателями шли долгие споры. Несмотря на их сугубо религиозный характер, очевидно было стремление светской власти сократить монастырские владения, перенаправить массы принимавших постриг (нередко в монахи уходило огромное количество людей) на оборону страны. Хронологически это совпало с утверждением на Западе Каролингов и расцветом их новой Империи, а следствием иконоборческого движения стал массовый отток оппозиционного населения на окраины Византии (в горные районы Малой Азии, Балкан, в Крым), что, кстати, несколько гармонизировало структуру расселения в стране.
Впрочем, блеска и величия эпохи Юстиниана достигнуть уже так и не удалось. Сложилось совсем иное государство. Византийцы-ромеи не столько чувствовали себя римлянами, сколько декларировали постулат о прямой преемственности между Римом и Константинополем. Новые ценности и приоритеты в их жизни окончательно подвели итог существованию Римской империи в ее античном понимании.