Форма правления и государственный режим. Действующая Конституция Казахстана в отличие от подавляющего большинства
Действующая Конституция Казахстана в отличие от подавляющего большинства конституций содержит характеристику формы правления. Согласно ч. 1 ст. 2 Конституции республика является государством с президентской формой правления. Однако анализ содержания Конституции, в частности системы государственных органов, показывает, что с точки зрения принятой классификации форм правления Казахстан представляет собой не президентскую, а смешанную республику, функционирующую по президентскому типу.
Как известно, в классических президентских республиках отсутствует институт политической ответственности Правительства перед Парламентом, а Президент не вправе распускать Парламент. В Конституции же Казахстана мы находим и возможность (хотя и усеченную) выражения Парламентом вотума недоверия Правительству (п. 6 и 7 ст. 53) и возможность роспуска Парламента Президентом (ст. 63).
Что же касается государственного режима, то мы его можем охарактеризовать как суперпрезидентский, ибо полномочия Президента по Конституции выходят за рамки общепринятых в демократическом государстве полномочий главы государства. Содержание его компетенции показывает, что в данном случае прокламированная в ч. 4 ст. 3 Конституции система сдержек и противовесов последовательного применения не находит: в отношении Президента сдержки и противовесы если и существуют, то весьма и весьма слабые. Поэтому мы не можем говорить о существовании в Казахстане дуалистического государственного режима, характерного для классических президентских республик и даже такой смешанной республики, функционирующей по президентскому типу, как Франция.
Впрочем, для общества, переживающего переходный период от тоталитаризма к демократии и не имеющего демократических традиций политической жизни, авторитарный политический режим и суперпрезидентский государственный режим, видимо, на какое-то время неизбежны. Опыт России также свидетельствует об этом.
Президент республики
Развитие этого института в Республике Казахстан происходило весьма энергично и противоречиво. В Законе Казахской ССР "Об учреждении поста Президента Казахской ССР" от 24 апреля 1990 г. Президент впервые был назван главой республики. В этом же месяце Верховный Совет избрал Нурсултана Назарбаева Президентом Республики Казахстан. В Законе Казахской ССР "О совершенствовании структуры государственной власти" от 20 ноября 1990 г. он уже назван главой Казахской ССР, ее высшей исполнительной и распорядительной власти. 1 декабря 1991 г. Н. Назарбаев был переизбран всенародным голосованием на безальтернативной основе на эту должность, набрав 95,5% голосов избирателей. В ст. 75 Конституции 1993 г. Президент назван главой государства, возглавляющим единую систему исполнительной власти, гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов республики.
В соответствии с Указом Президента Республики "О взаимодействии Президента Республики Казахстан с государственными органами Республики" от 12 сентября 1994 г. на Премьер-министра была возложена обязанность систематически информировать главу государства о работе правительства, на председателя Верховного суда — о работе судов по защите прав и свобод граждан, обеспечению верховенства Конституции, законности и справедливости, на Генерального прокурора — о работе по надзору за исполнением законов.
В 1996 г. должны были состояться очередные президентские выборы. Однако на 29 апреля 1995 г. Н. Назарбаев назначил референдум, который продлил его полномочия до декабря 2000 г. Напомним, что через месяц была принята нынешняя Конституция. Затем в конце 1998 г. после конституционной реформы он инициировал досрочные президентские выборы, которые прошли 10 января 1999 г. на альтернативной основе. Помимо Н. Назарбаева баллотировались: С. Абдильдин, лидер Коммунистической партии и бывший председатель Верховного совета (до 1994 г.), Э. Габбасов, член комиссии Верховного совета по международным отношениям, обороне и безопасности, рассчитывавший на демократический электорат, и генерал Г. Касымов, председатель Таможенного комитета, выдвинувший "патриотическую" программу и призывавший к "наведению порядка". В выборах приняли участие 86,28% зарегистрированных избирателей. Из них за Н. Назарбаева проголосовали 81,08%, за С. Абдильдина — 12,08%, за Г. Касымова— 4,72% и за Э. Габбасова — 0,78%. Можно сказать, что переход к президентским выборам на альтернативной основе свидетельствует о стабилизации политической ситуации в республике и укреплении личного авторитета Н. Назарбаева.
Задачи и компетенция. В соответствии со ст. 40 Конституции Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Он— символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом. Таковы его конституционные задачи и функции, которые как бы выводят его из системы разделения властей. Он представляет собой центральное звено в системе государственных органов и возглавляет их иерархию. В то же время Конституция рассматривает Президента и как непосредственного лидера народа, о чем свидетельствует положение п. 1 ст. 44, согласно которому Президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики. В ст. 46 Конституция установила, что Президент, его честь и достоинство неприкосновенны, обеспечение, обслуживание и охрана Президента и его семьи осуществляются за счет государства, причем эти положения распространяются и на экс-Президентов.
Компетенция Президента установлена Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г. Закрепленные в главе 2 Указа полномочия Президента подразделяются на: внешнеполитические, в области обороноспособности и безопасности государства, в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей, органов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Национального банка, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, республиканского референдума, акимов, иные полномочия.
В соответствии с положениями ст. 44 Конституции полномочия Президента могут быть разделены на две группы: 1) осуществляемые единолично; 2) осуществляемые при участии других государственных органов.
Обратимся сначала к полномочиям Президента по отношению к Парламенту. В этой сфере Президент в соответствии с п. 2 ст. 44 и ч. 2 ст. 45 Конституции назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент республики, созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана, созывает внеочередные совместные заседания палат Парламента, подписывает представленные Сенатом законы и обнародует их либо возвращает для повторного обсуждения и голосования, издает на основании парламентского делегирования полномочий законы, действующие в течение не более одного года.
Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции Президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным.
На основании ст. 63 Конституции Президент вправе распустить Парламент в случаях:
— выражения Парламентом вотума недоверия Правительству,
— двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра,
— политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.
Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.
Следует отметить, что реализация данных полномочий Президента зависит не только от конституционных положений, но от целого ряда других факторов. Одним из них является расстановка политических сил в Парламенте и предшествующая партийная принадлежность Президента (в соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции на период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии).
Например, 15 июня 1999 г. Н. Назарбаев после пятидневных острых парламентских дискуссий и демарша со стороны председателя Мажилиса и оппозиционных партий вынужден был отозвать свой запрос Мажилису в отношении расширения своих законодательных полномочий на период предстоявших парламентских каникул (с 1 июля по 1 сентября). Президент аргументировал свою позицию тем, что указанные полномочия ему необходимы вследствие скопления не рассмотренных в Парламенте проектов законодательных актов и ввиду предстоящего перерыва в работе Парламента в связи с выборами, тогда как стимулирование экономики страны требует принятия нормативных актов. Председатель Мажилиса М. Оспанов отклонил запрос на том основании, что законодательный "затор" явился результатом несвоевременного представления Правительством законопроектов в порядке законодательной инициативы, а также в связи с тем, что он и другие депутаты согласны перенести свой отпуск ради одобрения указанных законопроектов. Кроме того, президентский запрос был сделан на фоне подписанного и опубликованного в конце мая группой лидеров оппозиционных партий и общественных объединений в еженедельной газете "XXI век" меморандума. Они призывали к выдвижению совместных кандидатов от оппозиционных партий на предстоящих парламентских выборах в нижнюю палату Парламента и обвиняли Назарбаева в "незаконном расширении своих полномочий в результате референдума, проведенного в 1995 г., упразднении Конституционного суда и нарушении принципа разделения властей"*. После октябрьских выборов 1999 г. расстановка политических сил в Парламенте изменилась в пользу Президента, и такие демарши вряд ли теперь возможны.
* См.: Keesing's Record of World Events. 1999. Vol. 45. No. 6. P. 43000.
В компетенцию Президента входит также принятие решения о проведении республиканского референдума (п. 10 ст. 44 Конституции).
В сфере исполнительной власти в соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Президент назначает на должность Премьер-министра республики с согласия Парламента, но освобождает его от должности по собственному усмотрению. По представлению Премьер-министра Президент определяет структуру
Правительства республики, назначает на должность и освобождает от должности его членов, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы республики, не входящие в состав Правительства. Президент принимает присягу членов Правительства, председательствует на его заседаниях по особо важным вопросам, поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис. Кроме того, Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и акимов областей, городов республиканского значения и столицы республики. Он
утверждает государственные" программы республики, а также по представлению Премьер-министра единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов,
содержащихся за счет государственного бюджета республики (п. 8 и 9 ст. 44).
Кроме того, Президент республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей (ч. 6, 7 ст. 70 Конституции).
Президент участвует в формировании также некоторых других государственных органов, осуществляющих преимущественно или частично функции исполнительного характера. С согласия Парламента Президент назначает председателя Национального банка, с согласия Сената — Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности и по своему усмотрению освобождает их от должности (п. 4 и 5 ст. 44 Конституции). Согласно п. 6 и 7 ст. 44 он назначает и отзывает глав дипломатических представительств и назначает председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением государственного бюджета.
Согласно п. 19 и 20 ст. 44 Конституции Президент назначает и освобождает от должности Государственного секретаря республики, определяет его статус и полномочия, формирует Администрацию Президента. Он образует Совет безопасности, Высший судебный совет и иные консультативно-совещательные органы.
Президент наделен рядом важных полномочий в области внешних сношений, обороны и безопасности, предусмотренных п. 11, 12, 16—18 ст. 44 Конституции.
Он ведет переговоры и подписывает международные договоры республики, подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.
Президент — по должности Верховный главнокомандующий Вооруженными силами, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил, в случае агрессии против республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит военное положение на всей или части территории страны, объявляет частичную или общую мобилизацию, незамедлительно информируя об этом Парламент.
Когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, то после официальных консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента Президент принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных сил, с незамедлительным информированием об этом Парламента.
Президент также формирует подчиненные ему Службу охраны Президента республики и Республиканскую гвардию.
Пунктами 13—15 ст. 44 Конституции урегулированы полномочия Президента в сфере личного статуса — награждение государственными наградами, присвоение почетных, высших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов, решение вопросов гражданства республики и предоставления политического убежища, помилование граждан.
Конституция в п. 21 ст. 44 предусмотрела, что Президент осуществляет и другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами.
Обычные акты Президента — это издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законов указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики (ч. 1 ст. 45). Однако, как отмечалось, Президент может издавать временные законы на основании делегации Парламента, а в случае нерассмотрения Парламентом в течение месяца законопроекта, который Президент объявил срочным, Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом соответствующего закона. На практике Президент издает и указы, имеющие силу конституционного закона. Например, мы уже упоминали, что осуществление избирательных прав урегулировано имеющим силу конституционного закона Указом Президента Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 т. То же относится и к осуществлению права участвовать в референдуме, которое урегулировано Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, "О республиканском референдуме" от 25 марта 1995 г. Правовой статус иностранных граждан установлен Указом Президента, имеющим силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19 июня 1995 г.
Иногда Президент вносит изменения в действующие законы. Например, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 3 октября 1995 г. были внесены изменения в Закон "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 г.
Акты Парламента, подписываемые Президентом, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из палат Парламента либо Премьер-министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов (ч. 3 ст. 45).
Избрание, срок полномочий, несовместимость и замещение. Порядок избрания Президента определен ст. 41 Конституции и Указом Президента Республики, имеющим силу конституционного закона, "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентября 1995 г., положения которых мы рассмотрели выше — в п. 4 § 4 настоящей главы. Конституция не требует, чтобы выборы проводились на альтернативной основе. Этот принцип записан в упомянутом Указе о выборах. Как отмечалось, срок полномочий Президента — семь лет. Конституция не допускает избрания на должность Президента республики одного лица более двух раз подряд. 27 июня 2000 г. Парламент принял Закон "О первом Президенте Республики Казахстан", согласно которому Н. Назарбаеву после того, как в 2006 г. истечет второй срок его полномочий, будут предоставлены пожизненно следующие полномочия:
— обращаться к народу, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам развития казахстанского общества;
— выступать перед Парламентом и на заседаниях Правительства, когда там обсуждаются наиболее существенные вопросы, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета безопасности;
— ежегодно присуждать премии мира и прогресса;
— давать рекомендации действующему Президенту по вопросам кадровой политики, введения
чрезвычайного положения и объявления войны*.
* См.: Известия. 2000. 17 и 28 июня.
Президент вступает в должность с момента принесения народу присяги. Присяга приносится в точно обозначенную дату — во вторую среду января в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного совета, судей Верховного суда, а также всех бывших президентов республики. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Экс-президентами считаются все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности. Если Президент выбыл досрочно, лицо, принявшее на себя его полномочия, приносит присягу в течение месяца (ст. 42 Конституции).
Согласно ст. 43 Президент не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период своих полномочий он приостанавливает деятельность в политической партии.
На основании ч. 1 ст. 47 Конституции Президент может быть досрочно освобожден от должности в силу стойкой неспособности исполнять обязанности вследствие болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании палат большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов каждой из палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента, а также его кончины исполнение его обязанностей на оставшийся срок переходит к председателю Сената. При невозможности для него принять на себя обязанности Президента они переходят к председателю Мажилиса, а в случае невозможности и для него — к Премьер-министру республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента, покидает свою прежнюю должность, которая замещается в установленном порядке. Оно, однако, не вправе инициировать изменения и дополнения Конституции (ст. 48 Конституции).
Ответственность. Как указано в ч. 2 ст. 47 Конституции, Президент республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем 1/3 его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании палат большинством не менее 3/4 от общего числа голосов депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента отклоненным. Отклонение обвинения на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.
Согласно ч. 3 указанной статьи вопрос об отрешении Президента от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.
Парламент
Согласно ч. 1 ст. 50 Конституции Парламент состоит из двух палат; Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. В Конституции особо выделен принцип представительности этого органа. Мажилис представляет интересы народа Казахстана. Сенат представляет отдельные административно-территориальные образования и выражает региональные интересы и мнения, а также мнение Президента как главы государства, что находит свое выражение в способах формирования этой палаты, описанных выше в п. 3 § 4 настоящей главы. Вместе с тем Сенат — государственный орган всей республики. Депутат каждой из палат Парламента приносит присягу народу Казахстана.
Компетенция. Конституция в ч. 1 ст. 49 определяет Парламент Республики Казахстан как высший представительный орган республики, осуществляющий законодательные функции. По сравнению с парламентами демократических стран эта характеристика весьма узка, ибо сводит компетенцию Парламента только к законодательной деятельности. В действительности же компетенция казахстанского Парламента, как свидетельствуют другие положения Конституции, не ограничивается законодательствованием.
В Конституции выделены четыре труппы вопросов, составляющих компетенцию Парламента: компетенция Парламента, осуществляемая на совместном заседании палат (ст. 53);
компетенция Парламента, реализуемая посредством раздельных заседаний палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате (ст. 54); вопросы, составляющие исключительное ведение каждой из палат Парламента (ст. 55, 56); самостоятельная деятельность каждой из палат без участия другой палаты (ст. 57).
На совместном заседании палат Парламент:
1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;
2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет;
3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента республики;
4) по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;
5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-министра Республики, председателя Национального банка республики;
6) заслушивает доклад Премьер-министра о программе Правительства и одобряет или отклоняет программу;
7) может выразить вотум недоверия Правительству;
8) решает вопросы войны и мира;
9) принимает по предложению Президента решение об использовании Вооруженных сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
10) проявляет инициативу назначения республиканского референдума;
11) заслушивает ежегодные послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в республике;
12) образует совместные комиссии палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;
13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией.
Таким образом, первую группу полномочий, осуществляемую посредством совместных заседаний палат Парламента, составляют наиболее важные вопросы государственной жизни. Собравшись вместе, депутаты обеих палат могут более легко в процессе непосредственного общения друг с другом прийти к единому мнению по определенному вопросу. Вместе с тем именно наиболее важные проблемы, затрагивающие интересы всего общества, особенно по вопросам изменения и дополнения Конституции, утверждения республиканского бюджета требуют консолидации всего общества, опосредованно представленного в палатах Парламента.
В раздельных заседаниях палат путем последовательного рассмотрения вопросов в нижней и верхней палатах Парламент:
1) принимает законы;
2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает отменяет государственные налоги и сборы;
3) устанавливает порядок решения вопросов администравно-территориального устройства республики;
4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, определяет государственные символы республики;
5) решает вопросы о государственных займах и оказании республикой экономической и иной помощи;
6) издает акты об амнистии граждан;
7) ратифицирует и денонсирует международные договоры республики.
Как видно из приведенного перечня данной группы полномочий Парламента, это вопросы, которые требуют самостоятельного учета палатами различных мнений. Поскольку в каждой из палат представлены относительно однородные внутренние интересы, но различные по отношению к интересам другой палаты, то лучше, когда без прямого влияния извне и без оглядки на представителей другой палаты каждая определится в отношении конкретной проблемы.
Еще большей степени специализации и учета особых интересов представителей каждой из палат требуют вопросы, составляющие самостоятельную компетенцию каждой из палат.
К исключительному ведению Сената относятся:
1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента республики Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, принятие их присяги;
2) дача согласия на назначение Президентом Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности;
3) лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда;
4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством республики;
5) делегирование двух депутатов в состав Высшего судебного совета;
6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат.
Нетрудно видеть, что значительную часть этих полномочий образуют кадровые полномочия, относящиеся к высшим должностным лицам республики. Неудивительно, что решение этих вопросов доверено палате, которая должна состоять из лиц, более старших по возрасту и имеющих высшее образование.
К исключительному ведению Мажилиса относятся:
1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;
2) подготовка предложений по возражениям Президента республики в отношении законов, принятых Парламентом;
3) избрание и освобождение от должности по представлению Президента республики председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии республики;
4) объявление очередных выборов Президента республики;
5) делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции;
6) выдвижение обвинения против Президента республики в совершении государственной измены.
Каждая из палат самостоятельно, без участия другой палаты:
1) назначает трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае стойкой неспособности Президента исполнять обязанности вследствие болезни;
3) избирает половину членов совместных комиссий палат;
4) прекращает полномочия депутатов палат, а также по представлению Генерального прокурора решает вопрос о лишении депутатов палаты их неприкосновенности;
5) проводит по вопросам своей компетенции парламентские слушания;
6) вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности и обращаться к Президенту с предложением об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов;
7) формирует координационные и рабочие органы палаты;
8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком палаты.
Подробно компетенция Парламента урегулирована Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 г.
Компетенция Парламента Казахстана в законодательной сфере носит абсолютно ограниченный характер, так как ч. 3 г. 61 Конституции устанавливает закрытый перечень из 11 предметов, по которым Парламент вправе издавать законы. Прочие отношения подлежат регулированию подзаконными актами. Нетрудно видеть в этом регулировании недостаточную юридическую грамотность разработчиков казахстанской Конституции. Взяв за образец ст. 34 Конституции Франции 1958 г., они нe уразумели, что понятие "подзаконные акты" не может служить синонимом употребленному французами выражению "регламентарная власть". Подзаконные акты должны основываться только на законе и не могут выходить за его пределы, тогда как акты регламентарной власти не связаны законодательными границами.
Законодательная компетенция Парламента Казахстана включает следующие предметы, по которым Парламент может устанавливать основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;
2) режима собственности и иных вещных прав;
3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и военной службы;
4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
5) республиканского бюджета;
6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
8) приватизации предприятий и их имущества;
9) охраны окружающей среды;
10) административно-территориального устройства республики;
11) обеспечения обороны и безопасности государства.
Акты. Из анализа положений приведенных выше статей Конституции следует, что Парламент принимает три вида законов: изменения и дополнения в Конституцию, конституционные (по особо указанным в Конституции вопросам и по особой процедуре) и обычные. Кроме того, Парламент и его палаты принимают постановления. Все эти акты, исходящие из Парламента, в ч. 1 ст. 62 Конституции именуются законодательными, и все они имеют обязательную силу на всей территории республики.
Акты Парламента и его палат не должны противоречить Конституции, а постановления — также законам.
Организация палат. В соответствии со ст. 58 Конституции для руководства работой каждая из палат Парламента из числа своих депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палат избирает своего председателя. Кандидатура на должность председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на должность председателя Мажилиса выдвигаются депутатами палаты. Председатели палат могут быть отозваны, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов палат.
Председатель Мажилиса помимо осуществления полномочий по руководству палатой:
1) открывает сессии Парламента;
2) созывает очередные совместные заседания палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях палат.
По вопросам своей компетенции председатели палат издают распоряжения.
Надо иметь в виду, что председатели палат — не просто их должностные лица, они наделены некоторыми самостоятельными властными полномочиями: назначают по два члена Конституционного совета и могут в установленных случаях принимать на себя функции Президента.
Координационные органы Парламента — это бюро Сената и бюро Мажилиса, формируемые председателями палат.
Обе палаты Парламента из своего состава избирают постоянные и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. Согласно ст. 60 Конституции в палатах образуются постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой. В них проводится основная законоподготовительная работа. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности палат, в том числе и преодоления разногласий между палатами по проектам законов, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления. Порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом.
Статус депутата в основе своей урегулирован ст. 52 Конституции. Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания.
Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение этого правила влечет за собой прекращение полномочий депутата.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.