Заговор против баркука
Подобного рода бесцеремонного обращения с учеными шариата Баркук не боялся: какой мир идей был более популярным, он правильно понял и сделал из этого выводы, выгодные для сохранения власти и к тому же отвечавшие его собственным убеждениям. Но это означало, что его султанат способствует перестановкам в обществе, которые наметились уже до захвата власти Баркуком. Постоянным в этом процессе оставалось лишь положение эмиров и их военных рабов. Однако это лишь на первый взгляд. То, что кипчаки заменялись черкесами, отняло у состоятельных семей ученого сословия партнеров, с которыми они уже привыкли работать. Но черкесы, как доказывает уже упоминаемая родословная Баркука, выступили с претензиями на происхождение от разогнанных знатных арабских родов — выдумка, которую без всякого сомнения, нужно было использовать новому султанату для подогревания ненависти к тюркам, кипчаки, вытесняемые Баркуком, и чуждые арабам обычаи, которые они принесли с собой, теперь отвергались.
В конце 1383 года Баркук выехал верхом, чтобы принять участие в ритуальной молитве. В этот раз он впервые отказался от балдахина и от зонта правителя129, бывших до тех пор обычными регалиями. Обычай держать зонт над султаном, говорят, пришел из Центральной Азии. Каркук был последним султаном, который каждое воскресенье пил кумыс со своими мамлюками; как многие другие обычаи, связанные до тех пор с саном султана, этот обычай тоже устарел130. Разрыв с центральноазиатской традицией представляет, пожалуй, также введение игры с копьем, на которую сходились с 1386 года воины на глазах правителя 131. К предпочитаемому оружию тюркских и монгольских конных армий копье, во всяком случае, не причисляется.
Политика, которую осуществлял Баркук и в которой проиграли старая мусульманская ученая элита и эмиры тюркского происхождения, не оставалась бесспорной. Осенью 1383 года Баркук оказался впервые в серьезной опасности, когда он чуть не заплатил жизнью за смелость своей программы правления. Если судить поверхностно, то речь идет, как это описывают хронисты, о заговоре тюркских и курдских эмиров и военных отрядов, численностью около восьмисот человек, которые спланировали убить султана при выходе на игру в поло. Но Баркук был предупрежден о покушении своим наместником в Дамаске. Необычным было, правда, то, что аббасидский марионеточный халиф аль-Мутаваккиль был впутан в заговор, даже, по высказываниям обоих предполагаемых заправил, подстрекал к заговору — и притом с обоснованием, что Баркук узурпатор и, более того, не отменил, как было обещано, налоги, которые противоречат шариату. Созванные верховные судьи четырех правовых школ не хотели снизойти до того, чтобы объявить требуемую Баркуком в указе казнь халифа законной. Султан должен был довольствоваться тем, чтобы посадить аль-Мутаваккиля в тюрьму. Для зачинщиков дело закончилось не так благополучно132.
Большинство летописцев замалчивают другие, закулисные стороны; но один раз появляется указание на то, что Баркук непосредственно после наказания заговорщиков лишил князя бедуинов Нуайра Хайяна эмирского сана и передал его некоему Утману Кара. Тот, получив соответствующий указ, приехал из Каира в Алеппо: вместе с местным наместником Йелбоджей ан-Насири он напал на лагерь Нуайра и разграбил его — победа, которая не давала Сирии покоя в ближайшее время133. Впервые мы наталкиваемся на имя Нуайра в 1366 году; вместе со своим отцом он находится в резиденции каирского султана, тогда им был аль-Ашраф Шабаи. Бедуины рода ал-Фадл как раз убежали из-под верховной власти Джелаирида Увайса, посланники которого напрасно излагали в Каире просьбу о выдаче беглецов. Беглецам же были даже возвращены их прежние военные ленные поместья, которыми они владели в местности Тадмор. В 1380 году султан назначает Нуайра «эмиром арабов»134; после этого он заставил заговорить о себе в связи с тем, что предоставил убелсище впавшему в немилость предшественнику Йелбоджи ан-Насири, наместнику Баркука в Алеппо135.
Но что общего во всем этом с заговором против Баркука? Мы слышали о четырех ученых-правоведах из Дамаска, которых на пятом году его султаната привели к нему и затем посадили в тюрьму, потому что они своими жалобами на произвол и несправедливость подстрекали к волнениям136. Заправила, Ахмад аль-Бурхан, был молодой человек немногим более тридцати лет; он повсюду заявлял, что намерен восстановить халифат, так как только араб из рода Курейш имеет право править мусульманами. Он возмущался тем, как Баркук обращался с обвиненным в заговоре аль-Мутаваккилем, поехал по Сирии и Ираку, призывая к его свержению, и в Дамаске, наконец, добился большого признания. В Каире его тоже знали. Он был страстным почитателем Ибн Таймии, того ханбалита, который в начале четырнадцатого века отважился сопротивляться правителям в Каире137. Ибн Таймия тогда неоднократно ссорился с султанами и сидел в заключении. Из тюрьмы Ибн Таймия освободился благодаря заступничеству предшественника эмира Нуайра. Во второй половине тринадцатого и начале четырнадцатого века федерация рода ал-Фадл играла решающую роль в отношениях между империями мамлюков и ильханов, так как область, которую она контролировала, простиралась от верхнего Евфрата вплоть до окрестностей Басры. Это был беспокойный пограничный район между враждующими соседями. Присвоением ранга эмира и предоставлением обширных военных ленных поместий Бейбарс и его наследник старались купить расположение рода ал-Фадл. Эта политика была успешной до двадцатых годов. А потом значительные союзы, руководимые родом эмира ал-Фадл, перешли на другую сторону. Однако так же, как и мамлюки, ильханы и их наследники, должно быть, недостаточно были уверены в лояльности этих бедуинов. В 1366 году, как мы уже слышали, Нуайр и его отец снова повернулись к Каиру.
В родовом союзе ал-Фадл — как и у других бедуинов138 — аббасидские халифы были в наибольшем почете. Славное прошлое в глазах бедуинов никоим образом не померкло с разрушением Багдада ханом Хулагу. Идея прежнего порядка во главе с халифом } продолжала жить в сердцах; надежду урезать власть чужих султанов они не оставили. В попытках реставрировать господство Аббасидов в Багдаде, предпринятых после 1258 года, союз ал-Фадл играл решающую роль. Мечты о халифате ярко выразились в приукрашенной генеалогии рода ал-Фадл: она восходила к одному мальчику, которого зачал Бармахид Джафар Яхья с аль-Аббасой, сестрой Харун ар-Рашида (прав. 786-809). Отношения Ибн Таймии с членами рода ал-Фадл были близкие; для них он написал сжато изложенное учение об исламской вере. Султаны, вероятно, смотрели на эту связь влиятельного ученого, относившегося к ним критически, если не крайне отрицательно, то с большим недоверием139.
И теперь, спустя более полстолетия, те очертания снова всплыли, снова определяли события: агитация за создание свободного от господства султанов халифата, неповиновение рода ал-Фадл. Только одно было теперь другим: султан должен был принимать в расчет и жаждущих мести вытесненных мамлюков тюркского происхождения; они, искусные в бою, в нарастающем движении против Баркука взяли руководство на себя.
Внешняя политика Баркука была чрезвычайно успешной; не только Синджар140 встал под защиту его султаната, но и Такрит и Кайсери последовали этому примеру в конце 1383 года141. Кайсери тогда находился в состоянии борьбы с Бурхан-ад-дином, который выступил из Сиваса против своего родного города, чтобы его вернуть. Это удалось ему сделать уже год спустя142. Баркук был, конечно, не в состоянии надолго обеспечить свое господство в тех окраинных районах империи. И Такрит мамлюки не смогли защитить; через десять лет, когда Тимур очистил район сосредоточения войск против Сирии от возможных нарушителей спокойствия, Такрит сравняли с землей143. Но этого всего сейчас еще нельзя было знать. Во всяком случае в те дни Баркук казался подходящим верховным правителем, приятнее, чем Джелаирид Ахмад, который в 1383 году еще совсем не прочно сидел в седле144. Через пять лет под защиту Баркука стал и туркменский князь Кара Мухаммед, который присвоил себе Тебриз; в своем незащищенном положении он считал полезным этот шаг, что говорит о большом уважении, которое в то время завоевал Баркук145. То, что господство Баркука над окраинными областями, которые охватывали территорию от Адана на западе до Такрита на востоке и до Тебриза на севере, осталось незакрепленным, он должен был отнести на свой счет, так как именно туда он перевел многих из смещенных им мамлюков аль-Ашраф Шабана. Очевидно, он полагал, что там они не могли стать для него опасными. Когда начались волнения, главным образом в Сирии, это выявилось как роковое ошибочное решение. Сначала Минтае, которого он назначил управляющим замка Малатья, в 1386 году объединил вокруг себя многих из прежних мамлюков аль-Ашраф Шабана. Это все не осталось скрытым от Баркука, и он отдал приказ наместнику в Алеппо Йелбодже ан-Насири навести порядок на северной границе. Минтае объединился с кади Бурхан-ад-дином из Сиваса; воины из Алеппо, хотя и дошли до того города, никак не могли добиться выдачи Минтаса. Он ускользнул; Сивас в целях предосторожности перешел под власть Баркука146.
Это все происходило, когда Тимур надеялся сплотить Иран во время своей трехлетней кампании и старался защитить страну с севера, от кипчаков. Мятеж Митаса относился к тому времени, когда укрепление анатолийского фронта требовало особого внимания султана в Каире и его наместника в Алеппо. Нападение Тимура весной 1387 года нельзя было исключить. Но когда затем воины Мавераннахра повернули на Исфахан и Шираз, а позже далее Тебриз стал мамлюкским, ослабло напряжение, которое заставляло эмиров пограничного региона сотрудничать с Баркуком. Теперь быстро выяснилось, что мятеж «тюркских» мамлюков ни в коей мере не ограничивался тем ударом по Сивасу, так как Минтае был еще на свободе, и не только он был врагом черкесов в Каире. Возможно, совершенно неудовлетворительный исход битвы за Сивас147 вызвал негодование в рядах Йелбоджи ан-Насири; в конце 1388 года он известил Баркука об отказе повиноваться. Внешним поводом для этого послужил спор с предшественником в должности наместника Алеппо. Баркук велел передать ан-Насири ценный подарок и попросил его приехать в Каир для урегулирования неприятных дел. Ан-Насири правильно опасался коварства своего господина и оттягивал поездку, выставив как довод то, что активность Минтаса в провинции Козан не дает ему возможности уехать из Алеппо. Это была, конечно, отговорка, подлая ложь, так как Йелбоджа завязал дружбу с Минтасом, а тот тогда был, пожалуй, самым важным сообщником и привел к нему отряды туркменов и бедуинов. Может быть, Баркук уже и знал об этой государственной измене. Во всяком случае, осторожность была жизненно важна для обеих сторон. И ан-Насири скоро донесли, что его предшественник по службе, подстрекаемый султаном, хочет его убить. Последствия этого разоблачения можно представить: преданные ан-Насири алеппинские мамлюки изъявили готовность нанести удар; они привлекли в союзники наместников Триполи и Козана; гарнизон Хамы также перешел к ним. И Халил Дулькадир со своими туркменами, и Нуайр предоставили себя в распоряжение ан-Насири. Тогда Баркук решил наступать, но совершил ошибку, арестовав халифа, которого он, зная об агитации Ибн аль-Бурхана, должно быть, посчитал сообщником восставших. Это было на руку Йелбодже ан-Насири. Настрой против султана был таким угрожающим, что первого марта 1389 года он снова освободил Аббасида.
Отныне меры Баркука все больше и больше выдают обычно не свойственную ему лихорадочную суетливость. Он отменяет непопулярные законы, вскоре после этого снова утверждает их; каирских эмиров нужно было деньгами удерживать под своим влиянием. Они же должны были идти в бой за него против ан-Насири. В апреле 1389 года он продвигается до Дамаска. Что там происходит, не совсем ясно. Во всяком случае, оказывается, что мятежник имеет преимущество. Баркук пытается еще раз привлечь на свою сторону население отменой налогов; речь идет о том, чтобы удержать мятежника ан-Насири, отклонившего предложение о мире, от нападения на столицу, Каир нужно подготовить к обороне. И еще одно вырывается у Баркука — или от него это просто потребовалось: в пятницу, седьмого мая, в проповеди называют имя халифа перед именем султана. Но все уступки Баркука слишком запоздали. Через три с половиной недели после этого Йелбоджа ан-Насири стоит перед Каиром. Баркук просит сохранить ему жизнь и получает совет спрятаться на некоторое время, пока не улеглась ярость врагов. Он следует этому совету, свидетельствующему о том, что в высших разрядах эмиров остается некоторая степень товарищества при любых противоречиях. Через два дня он отдаст себя в руки ан-Насири, который велит переправить его в крепость Керак. Минтас, который выехал в Каир вместе с ан-Насири, проявляет между тем заботу о халифе, личности, необходимой для того, чтобы узаконить нового правителя. Правда, Йелбоджа отказывается от предложенного султаната. В том же 1382 году Хаджи, свергнутого Баркуком, назначают марионеточным султаном, как говорят, после проведенной ради этой должности жеребьевки.
Минтасу было бы лучше, если бы Баркука убили. Подозрение, что черкес скоро станет для него опасным, подтвердилось скорее, чем молено было себе представить. Один раз Баркук уже сидел в заключении в Кераке, тогда, когда аль-Ашраф Шабан хотел освободиться от влияния мамлюков Йелбоджи Старшего. Так случилось, что Баркук и теперь легко отделался. Он смог быстро расположить к себе правителя Керака. К тому же выяснилось, что жена одного из служащих, подчиненных управляющему замком, была дочерью того самого Йелбоджи Старшего149. Она преданно заботилась о нем, в то время как в Каире коалиция победителей получила трещину, когда требовалось особая прочность. Ан-Насири и Минтас — оба хотели фактической власти, а значит назначения марионеточного султана! Но Минтас оказался более ловким; он врасплох захватил ан-Насири и доставил его в кандалах в Александрию. Помогли в осуществлении этого удара собранные Баркуком деньги, которые Минтае присвоил себе, дополнив суммами, выжатыми у сановников изгнанного султана 150. Как только Минтасу больше незачем стало делить власть с Йелбоджой ап-Насири, он велел передать коменданту Керака приказ незамедлительно убить Баркука. Но теперь было слишком поздно! Уже давно мнимый заключенный в Кераке приобрел авторитет: его сообщники убили предъявителя приказа. Разогнанные мамлюки Баркука нашли к нему дорогу; к ним присоединились отряды бедуинов. Воодушевленный предсказаниями одного дервиша в октябре 1389 года Баркук выступил в направлении Дамаска с войском в количестве около тысячи человек. Войска, которые выслал им навстречу наместник Дамаска, были обращены в бегство. Началась двухмесячная осада города. Весть о побеге Баркука распространилась в Сирии и заставила некоторых эмиров еще раз поразмыслить о преданности новому каирскому режиму; многие пришли к выводу, что он того не стоит. Но Минтас, несмотря на это не сдался.
Он сам отправился в Сирию, халифа и марионеточного султана взял с собой. Но столкновения с войском Баркука египтяне не выдержали, и Минтас должен был радоваться тому, что смог убежать в Дамаск. Баркук привлек к себе халифа и остальных сановников, и они снова присягнули ему на верность. Поздней зимой 1390 года, после едва ожидаемого поворота дел Баркук вернулся в Каир, чтобы подготовить все для решающей битвы с Минтасом. Последний, между тем, установил в Дамаске террор; с необычной даже для его современников жестокостью поступил он со сторонниками Баркука 151 и к тому же искал поддержки у бедуинов, которые в этой неясной политической ситуации, когда господство мамлюков в Сирии и Палестине рухнуло, силой вошли в страну. Все сообщение было парализовано, что для Минтаса имело неприятные последствия, поскольку он не мог узнать, что предпринял Баркук в Каире. Только в конце апреля стало известно, что подходят египетские войска.
Сам Баркук не возглавлял их. Сначала без него нельзя было обойтись в Каире. Помимо того, он замыслил возвращение Сирии сопернику Минтаса, Йел-бодже ан-Насири: конечно, Йелбоджа приложил бы все силы, чтобы вернуть наместничество в Алеппо. Однако одной решительностью в борьбе против Минтаса нельзя было чего-либо добиться в 1390 году. Йелбоджа ан-Насири, обосновавшийся в Дамаске, вынужден был сначала отдать Минтасу север. В конце мая 1391 года ан-Насири выступил в направлении долины Бекаа, откуда намеревался ударить по Минтасу. К ужасу населения утром четвертого июня Минтае снова вошел в оставленный без какой-либо защиты город, но только несколько часов мог наслаждаться этим успехом, так как уже вечером клубы пыли на горизонте возвестили о возвращении ан-Насири. На улицах завязались ожесточенные бои. Столица частично еще была в руках немногочисленных войск, преданных ан-Насири и Баркуку; из орудий оттуда стреляли по кварталам, которые с утра контролировал Минтае. Но у него была только одна пушка. Ужасы боев описывает Ибн Сасра в своем дневнике. Дом за домом превращался в руины, пожары довершали разрушение. Обе стороны призывали чернь биться на их стороне. Весь июнь продолжались стрельба, разрушение и пожары. В самом конце месяца Йелбоджа ан-Насири и его сторонники вновь приободрились: султан, как им сообщили, уже стоит под Газой; войскам, воюющим в Дамаске, выплачиваются деньги — теперь положение должно измениться, надеялось население. Но и у Минтаса был повод для ликования. Двадцать третьего июля к нему присоединились около тысячи конных бедуинов. Но предательство в собственных рядах скоро ослабило его войска, так что двадцать четвертого августа, когда Баркук наконец вошел в опустошенный город, он ускользнул в горы Хауран в сопровождении бедуинского князя Нуайра152. Баркук использовал осень 1391 года для восстаиорления своего господства на севере Сирии. Он выступил походом на Алеппо, захватил Йелбоджу ан-Насири, который ему больше был ненужен, и убил его, так как боялся, что ан-Насири захочет втянуть его в долгую борьбу с Минтасом, чтобы наконец одержать победу (как смеющийся третий) за счет других153. Между тем. Минтае бродил в районе верхнего Евфрата. В 1392 году он находился с бедуинами Нуайра в области Сала-мия. Об этом донесли султану, который пообещал роду ал-Фадл большое вознаграждение за возвращение в его подчинение. Перед этим соблазном бедуины не могли устоять. Они выдали Минтаса в Алеппо, где его посадили в тюрьму и вскоре после этого убили. Голова, отделенная от туловища, была повсюду в Сирии выставляема на обозрение, а двадцать первого июня 1393 года наконец доставлена в Каир, там показана толпе и повешена на Баб Зувейла154. Баркук снова крепко держал империю в руках.
Это было кстати, так как известия с востока исламского мира становились все тревожнее. Тимур занял Багдад; Ахмад Увайс бежал на Евфрат и попросил у мамлюков убежища155. Ни на одно мгновение не поторопился Баркук завоевывать север и запад Сирии и успокоить бедуинов! Но, возможно, этим он если не перечеркнул планы Тимура, то хотя бы ощутимо их поломал. Давайте вспомним о том, что Тимур в феврале 1394 года встретился со сзонм сыном Умар-шейхом под Диярбакыром н хотел оттуда двинуться в Сирию 156.
Ввиду вновь укрепившегося господства Баркука было бы для Тимура неразумно начинать эту войну любой ценой. Весть о внезапной кончине его сына и неблагоприятные погодные условия, по-видимому, были внешними причинами того, что он к тому времени отказался от большой битвы. Притом Тимур уважал Баркука. Через шесть лет, узнав о его смерти, он так обрадовался, что подарил сообщившему это известие пятнадцать тысяч динаров 157.
СУФИЗМ ДЕРВИШЕЙ
Ибн аль-Хилал, необычайно умный человек... родился в семидесятые годы (XIV столетия), вырос в Дамаске, приехал на рубеже столетий в Алеппо и изучал там право и теологию. Когда разразилось несчастье с татарами, он попал пленным в войско Тимура и был тяжело ранен в голову. Но он убежал и добрался до Каира... и там примкнул на некоторое время к суфию алъ-Билали. Затем он вернулся в Алеппо. Он углубился в учение о единственности Бога, агитировал за него и с тех пор произносил слова восторженного божественного упоения... Многие люди разыскивали его... Он делал глупые высказывания, примерно, что он абсолютный муджтахид 158. Он также не воздерживался от критики крупных богословов. Он имел представление о всемирном законе, но не заботился о религиозных обрядах, пренебрегал общественным богослужением. Он утверждал, что узнает наставления непосредственно во дворца сверхъестественной иерархии и что он центр круга 159. Высказывания чистого неверия допускала его последователи. Однажды он услышал, как кто-то прочитал хвалебное стихотворение Пророку. «Это про меня! — крикнул он и настойчиво внушал своим приверженцам: — Если вы считаете меня меньше, чем Пророком, то вы недооцениваете мой ранг!» При этом он утверждал, что сам общается в бодрствующем состоянии со всеми пророками и разговаривает с ангелами: и он должен быть вознесен на небо.., (он привлекал много внимания), многие нападали на него, но некоторые из великих заступались за него. Он умер двадцать седьмого октября 1420 года160.
Военная каста грубо притесняла ученых, выжимала из них высказывания, которые должны были оправдывать незаконные насильственные действия. Даже такой человек, как Ибн Хальдун, не мог избежать этого. Когда Минтас короткое время правил в Каире, он заставил его и других ученых составить юридическое заключение в духе изменившихся политических условий. Как только Баркук в 1390 году вернулся в Каир, Ибн Хальдун из-за этого был освобожден от своей должности, хотя, как он уверяет в своих воспоминаниях, «по возможности в текст вставляли скрытые намеки»161. Однако неуверенность, которая подтачивала чувство собственного достоинства сословия ученых, происходила, как уже говорилось, не только от чувства, что находишься во власти эмиров. Неприятное чувство причиняли прежде всего знаки, которые предвещали потерю уважения к знатокам шариата в широких слоях населения. Знание откровения и устанавливающие нормы высказывания Мухаммеда и его сподвижников больше не удовлетворяли многих людей в качестве путеводной нити в их жизни и как утешение в ужасные времена. Пример этого — глубокое изменение суфизма. Результаты этого изменения долго потрясали сословие ученых. Как оно должно было справляться с этим вызовом? И могло ли вообще оно сделать это?
В XI веке шариатская ученость достигла высшей степени влияния на исламское общество, особенно в странах, управляемых Сельджуками, таких как Магриб, и в Андалусии. Знатоков исламского права возводили на государственные посты162. Задачи, стоящие перед ними, они могли выполнить только потому, что сами были кровно связаны с миром идей народной набожности. Многие ученые-правоведы заявляли о своей принадлежности к суфизму, который стремился к углублению религиозности масс. Выражением проникновенной преданности исламу должно было быть непременное выполнение норм шариата; кто к этому стремился, мог надеяться на то, что будет причислен к будущим обитателям рая, избранным Богом еще до сотворения мира. Суфизм и юриспруденция стремились к общей цели и при этом дополняли друг друга163. Конечно, в XI веке были и такие направления суфизма, которые равнодушно или вообще отрицательно смотрели на науку о законах, но их сторонниками были люди малоуважаемые164.
В тринадцатом и четырнадцатом веках решающим образом изменилось соотношение между суфизмом и юриспруденцией, так как суфизм изменяет характер. Набожность народа, которая запечатлевается этим новым суфизмом, больше не годится в качестве фундамента верности законам. Наоборот, она ставит под сомнение смысл шариата! Уже в начале четырнадцатого века Ибн Таймия в одном послании отмечал, что только поверхностно исламизированные монголы питают пристрастие к философии, рационалистической теологии и к учению о единственности Бога. Они верили только в одну часть ислама, считал ученый165. Понятиями, имеющимися в его распоряжении, он пытался охарактеризовать тот мир идей, который представлял угрозу для традиции, в которой он получил образование. Он учился связывать необозримое многообразие бытия с большим, но все же обозримым количеством норм и определений, которые опирались на стихи Корана или предания о Пророке. Такие люди, как Ибн Таймия, посвятили спою жизнь сохранению ислама как религии закона; шариат был для них воплощением веры, ведущей к исцелению, которую определил так и ни на йоту иначе Бог, творец Вселенной и судья в конце истории. Аристотелевская философия, преобразованная в духе неоплатоппзч;», сделала из персонального Бога безличное высшее существо, устремленное в мир; рационалистическая теология объявила понятия, приспособленные к проницательней силе человека, то понятия, которыми говорит о Боге и его намерениях откровение, неудачными или в лучшем случае значительными в переносном смысле; и для учения о единственности Бога, самого новейшего среди трех достойных сожаления направлений мысли, творение было необходимым дополнением творца и этим, следовательно, было одинаково и бытие. Ислам шариата, однако, не мог отказаться от законодателя — Бога, в бытие резко отделенного от творений; из его онтологического превосходства вытекает безусловная значимость шариата, как и из его слов, стоящих над историей166. Кто подвергал это сомнению, одновременно сомневался в праведности жизни ученых-правоведов. Суфии начала четырнадцатого века, как поясняет Ибн Таймия, настаивали на утверждении, что выразить Бога можно только посредством столь же высокой божественной речи. В этом учении Ибн Таймия возвращается к точке зрения ранних рационалистов, утверждавших, что о самом Боге человеческие слова, собственно, ничего не могут сказать. Это учение теперь, правда, следует связать еще с предосудительным включением того, что творца и его творение объединяет бытие. Бессмысленное высокомерие проявляется в этом новом толковании ислама; это религия фараона, который, как рассказывает многообразно Коран, сам объявил себя Богом, пишет рассерженно Ибн Таймия167. Такие лжеучения приносят больше вреда, чем разбои, даже чем прием (в пищу) яда, и кто их внушает мусульманам, подобен предводителю каравана паломников, который сопровождает хадж вместо Мекки на Кипр, в бастион неверных франков168.
Теология единственности Бога кажется Таймии такой же самонадеянной и противоречащей исламу, как и поведение ее защитников. Те суфии хвастались, что во время пиров, под музыку и танцы, открывается им самое высшее, когда они соприкасаются с миром сокровенного, и ангелы и пророки подходят к ним, чтобы с ними потанцевать169. Не руководству ученых шариата доверились те заблуждающиеся, а шейхам-суфиям, которые сознательно пренебрегали божественным законом — и при этом были настолько бесстыдны, что выдавали «людей под навесом» за своих предшественников. Но это были неимущие верующие, которые проводили ночи под навесом молитвенной площади Мухаммеда в Медине и жили на подаяние молодой исламской общины. Ранний суфизм почитал в них тех благочестивых, которые, не владея ничем мирским, уже в земной жизни всецело посвятили себя Богу; и ошибочное производное понятие «суфии» от арабского слова «укрытие» (суффа) старо170. Ибн Таймкя отвергает его как неудачное; при этом, однако, он ведет речь о проклятии суфизма дервишей, раафостраненного в его время, суфизма, который сводился, по его мнению, неправильно к тем беднякам Медины. Истинный суфизм заключается для него в строго аскетическом укладе жизни; но это не означает — находиться на иждивении своих единоверцев. Скорее, нужно собственным трудом зарабатывать себе на хлеб и, если это возможно, делиться великодушно с нищими. Ибн Таймия отстаивает точку зрения ученых шариата, которая была подтверждена с десятого века. Для них было омерзительным требовать для себя вещи, на которые они, возможно, не имели никакого права — в день Страшного суда Бог строго наказал бы всех за незаконно приобретенное имущество171.
В суфизме дервишей эта рассудительная мораль, которая стремилась к законному владению повседневным, была принесена в жертву восхвалению бедности, которая близка к отрицанию необходимости трудиться. Нищенство, как писал Ибн Таймия, сделали профессией172. Ученые шариата предполагали общество, члены которого работали бы с ответственностью для себя и для общества верующих, поколение за поколением173. Только такой жизненный уклад молено создать по нормам шариата, а не бродячее существование попрашай-ки-дервпша. Его учение, напротив, гласило, что существует другой путь к Богу, не через веру в посланника Бога и не через подражание его образу жизни. Есть святые, которые не нуждаются в Пророке. Разве не превосходил Хидр сопровождающего его пророка Мо- исея в познании скрытых связей всех событий?174. В восемнадцатой суре рассказывается, как Моисей встречает у источника живой воды одного юношу, который обладает знаниями, полученными непосредственно от Бога (стих 65); Моисей просит разрешения стать его спутником; тот соглашается, но ставит условие, чтобы Моисей не спрашивал о смысле поступков, которые ему с его человеческим разумом показались бессмысленными. Когда Моисей в третий раз нарушает это условие, тот юноша, который в народной религиозной легенде носит имя Хидр175, покидает его. Таким образом, в суфизме дервишей святые считаются более совершенными, чем пророк Мухаммед: «люди под навесом» знали, о чем говорил с Богом пророк Мухаммед во время его небесного путешествия; своему посланнику Мухаммеду Бог запретил раскрывать эти тайны, поэтому Пророка рассердило, как те открыто говорили друг с другом обо всем; тогда Бог успокоил своего пророка указанием на то, что он непосредственно сам известил их об этих вещах176.
Другие дервиши, такие как Ибн Таймия, придерживались мнения, что вера не имеет ничего общего с соблюдением законов, так как, принимая во внимание единственность Бога, будет все, а также и очевидный «враг» Бога необходимым дополнением единого Бога. Между безбожником и верным хранителем шариата существует только одно очевидное различие, так могут явно отличаться друг от друга только творец и творение. Так и «люди под навесом» вели войну против пророка Мухаммеда на стороне политеистов177, именно потому что его послание создало наряду с провозглашенным им шариатом ложное онтологическое разделение между Богом и его творением, и под угрозой всемирного суда также между неверующими и набожными, — к лишенным родины и жалким кочевникам, которых гнали через страны в «тысячах» и «туменах» во время военных походов правителей, к ним ко всем должен был обращаться дервиш-суфий; люди, как те двое оборванных мужчин, которые, как сообщал Ибн Арабшах, прислушивались к читателю Корана Джемал-ад-дину, жаловались ему, что им невозможно жить по исламскому закону, и выразили надежду, что декламация священных слов искупит их тяжкие грехи 178.
Мораль ученых шариата и полное сомнений приспосабливание повседневной жизни к переданному закону не могли быть их делом. Так они не могли найти путь к Богу. Их путь к Богу шел не через ученость, а был указан им святыми, мог, как с возмущением констатирует Ибн Таймия, включать опьянение, танец, восторженную просьбу о прощении179. Но все это не означает, что суфизм дервишей возник у исламизированных азиатских кочевников-скотоводов. История их успеха остается невыясненной. Теологические и мировоззренческие основы этого суфизма можно, однако, понимать как совершенствование восприятия, достигнутого в аша-ритизме одиннадцатого века180. Если, как учили ашариты, собственное стремление онтологически слабых людей не может привести к познанию Бога, а это скорее милостивый подарок создателя избранным еще до всех времен181, то почему же тогда есть еще окольные пути через святое писание и пророческие предания? В этом была безвыходность ашаритизма. Едва ли можно оспаривать, что непосредственное усвоение целебной истины не только возможно, но даже желательно. Ибн аль-Араби (ум. 1240) смело не обращал внимания на такие противоречия и претендовал на то, чтобы получить знание о Боге и мире сокровенного в неожиданной форме; и Умару ас-Сухраварди (ум. 1234), очень образованному в области суфизма тринадцатого-четырнадца-того веков, не были чужды подобного рода представления; его главный труд носит программное название «Милостивый дар познания». Но оба выделяют не начало, а кульминацию развития, зародившегося в одиннадцатом веке внутри старого шариата на научной основе. Хорасанец Абу Сайд абил-Хаир (ум. 1049) соединил в себе аскетизм традиционного стиля с качествами святого", из-за чего вступил в конфликт с учеными-правоведами182. То, что индивидуальность человека была непостоянной, а его дела отличались постоянством еще меньше — это было так точно подчинено знатоками шариата и виртуозами воздержания разнообразным правовым нормам, — это все непонятно тем ученым, так как они не осознают тождественность любимого и любящего, творца и стремящегося к нему творения183, так однажды ответил Абу Сайд на вопрос. И в его кругу экстаз, вызываемый музыкой и танцами, использовали, чтобы приблизиться к Богу, — практика, тогда еще считавшаяся предосудительной184.
Ибн Хальдун сознавал, что суфизм дервишей, который он тоже резко отвергал, был совершенствованием старых воззрений. В одной статье о суфизме он отличал получение знаний с помощью откровения, что характерно для Пророка, от опыта видений святого, который Ибн Хальдун понимает как непосредственное открытие истины. Антропологические предпосылки, на которых основывается его теория, должны быть разъяснены в другой связи185. Добытое знание, в противоположность увиденному, можно скорее выразить словами; призывают Пророка, чтобы он объявил, предупредил. У святого — иначе! Открытие истины выпадает на его долю только в конце его долгого пути, на котором он подвергает себя величайшим нагрузкам. И эти нагрузки соответствуют в основном идеалам старого суфизма, связанного с исполнением шариата. Они, по Ибн Хальдуну, бывают трех видов: страх перед Богом, причина которого кроется в стремлении спастись и который побуждает строго соблюдать запреты Бога; воспитание души согласно нормам образа жизни, которые предписывают Коран и пророческие предания; подавление сил, которые воздействуют на утверждения «Я» перед Богом, а также укрощение телесных побуждений, пока тело не будет похоже на труп. Страх перед Богом и укрощение страстей души полностью созвучны шариату. Затруднения вызывает третье усилие суфизма; здесь слишком легко можно перейти границу с монашеским образом жизни, запрещенным в исламе, но, прежде всего, определенные лишения, связанные с покаянием, могут принести к такому помутнению сознания, что человек не в состоянии будет управлять своими действиями 186. Но вообще, говорит Ибн Халдун, как раз только третье усилие вызывает видение.