Изучение новой истории стран азии и африки в ссср (по регионам)
Дальний Восток
Изучение новой истории Китая, Японии, Монголии, Кореи имеет давние традиции в нашей стране, и в этой области достигнуты значительные успехи.
Новая история Китая стала изучаться в советское время в тесной связи с событиями новейшей истории, в свете развертывавшейся революционной борьбы китайского народа. Поэтому в течение определенного периода проблемы новой истории Китая нередко рассматривались в работах, посвященных новейшей истории, как это было, например, в ряде произведений Н. В. Кюнера, Г. Н. Войтинского, А. Е. Ходорова, Г. С. Кара-Мурзы, Г. Б. Эренбурга. В конце 20-х — начале 30-х годов в китаеведении прошли дискуссии, которые имели большое значение для изучения новой истории Китая, так как в центре дискуссий стоял вопрос о смене общественно-экономических формаций. В последующие два десятилетия появляются специальные монографии Л. И. Думана об аграрной политике в конце XVIII в., В. Я. Аварина (Аболтина), А. Я. Канторовича, Б. А. Романова о месте Китая в системе международных отношений и мировой политики.
Проблемы, поставленные советскими историками Китая в предшествующие годы, продолжают изучаться и в настоящее время. Так, через 25 лет после книги Г. С. Кара-Мурзы о тай-пинском восстании (1941) вышла в свет монография В. П. Илю-шечкина «Крестьянская война тайпинов» (1967), являющаяся фундаментальным исследованием указанного вопроса. В работе подробно описывается ход событий, анализируется характер организации тайпинов и их программных требований.
В обстоятельной монографии С. Л. Тихвинского «Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ю-вэй» (1959) был дан всесторонний анализ движения за реформы в конце
XIX в. В работе показано, что это движение в значительной степени подготовило почву для дальнейшего развертывания борьбы за социально-экономические перемены в Китае.
Существенное внимание было обращено советскими историками на изучение китайской революции 1911 —1913 гг. и предшествующей ситуации в стране, включая деятельность буржуазно-революционных организаций и либеральной буржуазии накануне революции, ее социальные и идейные предпосылки. Этим проблемам посвятили свои работы В. Кучумов — «Очерки по истории китайской революции» (1934), Г. В. Ефимов — «Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911— 1913 гг.). Факты и проблемы» (1974).
Отдельные проблемы истории революции 1911—1913 гг. в Китае нашли освещение в книгах Е. А. Белова (1958), Л. Н. Борох (1971), А. М. Григорьева (1966), Ю. В. Чудодеева (1966).
Среди работ, посвященных социально-экономическому строю Китая XVIII — начала XX в., следует отметить книгу О. Е. Не-помнина «Экономическая история Китая (1864—1894 гг.)» (1974), исследование В. С. Кузнецова «Экономическая политика цинского правительства в Синьцзяне в первой половине XIX века» (1973), а среди работ по проблемам идеологии — монографию А. Г. Крымова «Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900—1917 гг.)» (1972).
Немало сделано советскими историками для изучения внешней политики Китая в новое время. Среди работ по этой тематике следует назвать коллективную монографию «Внешняя политика государства Цин в XVII веке» (1977) и труд Г. В. Ефимова «Внешняя политика Китая 1894—1899» (1958). Ряд проблем, связанных с внешней политикой Китая, рассмотрен в монографии Р. М. Бродского «Дальневосточная политика США накануне первой мировой войны» (1968).
Важное значение для исследования внешней политики Китая в новое время имеет основанный на большом архивном материале капитальный труд акад. А. Л. Нарочницкого «Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке (1860—1895)» (1956), посвященный проблемам дальневосточной колониальной политики Англии, США, Японии, Франции, царской России, Германии и других капиталистических, держав. В монографии наряду с международными противоречиями на Тихом океане во второй половине XIX в. подробно-исследованы экономические и социальные вопросы, отношение общественных классов и политических партий отдельных стран к захватнической политике империалистических держав в Восточной Азии, а также сопротивление народов Востока иностранным агрессорам и феодальному гнету. Среди вопросов, рассматриваемых в книге, — история территориального разграничения* между Россией и Китаем.
Материалы этой книги и многих других работ наглядно свидетельствуют об абсурдности территориальных притязаний, маоистов. В таких работах, как «Международные отношения на Дальнем Востоке. 1840—1949» (2-е изд., под общей редакцией акад. Е. М. Жукова, 1956); «История дипломатии» (т. 1, 2-е изд., 1959); П. М. Кабанов, «Амурский вопрос» (1959); В. Хвостов, «Китайский счет по реестру и правда истории» («Международная жизнь», 1964, № Ю); В. А. Александров, «Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.)» (1969); Л. Бескровный, С. Тихвинский, В. Хвостов, «К истории формирования русско-китайской границы» («Международная жизнь»,. 1972, № 6); А. Л. Нарочницкий, А. А. Губер, М. И. Сладков-ский, И. Я. Бурлингас, «Международные отношения на Дальнем Востоке» (1973, кн. 1, с конца XVI в. до 1917 г.) и др., убедительно доказаны нелепость и провокационный характер шумихи, поднятой вокруг так называемых территориальных вопросов.
В этой связи особое значение приобретает публикация документов, предпринятая советскими историками для изучения взаимоотношений России и Китая в новое время. Данной теме посвящены сборник документов о русско-китайских отношениях в 1689—1916 гг., публикация документов о русских миссиях и посольствах в Китае в 1618—1619 и 1654—1658 гг., а также два тома архивных документов о русско-китайских отношениях в XVII в.
В ряде китаеведческих сборников 70-х годов нашли отражение важнейшие явления общественно-политической мысли и массовых народных движений Китая нового времени.
В 1972 г. в Москве была опубликована коллективная монография «Новая история Китая» под редакцией С. Л. Тихвинского. Книга дает полное представление о событиях и процессах экономической, идейно-политической и культурной жизни Китая с 1644 г., т. е. со времени завоевания Китая маньчжурами,. и до патриотического народного «движения 4 мая» 1919 г. Особенно широко освещены в монографии подготовка и ход буржуазной революции 1911—1913 гг. Узловые проблемы новой истории Китая освещаются в книге С. Л. Тихвинского «История Китая и современность» (1976). В ней, как и в других работах советских историков-китаеведов 70-х годов, разоблачаются «исторические экскурсы» маоистских идеологов.
Проблемы новой истории Японии получили разработку в трудах ряда крупных советских ученых, таких, как Н. И. Конрад, Е. М. Жуков, А. Л. Гальперин, X. Т. Эйдус и др. В работах этих авторов нашли продолжение лучшие традиции дореволюционного японоведения и вместе с тем на базе марксистско-ленинской методологии раскрыты новые проблемы и процессы. Яркий сплав преемственности традиций и новаторских поисков представляют собой труды акад. Н. И. Конрада. Его работы по средневековой истории, в частности его идеи об эволюции японского феодализма, имели непосредственное значение для понимания нового периода. Трудно переоценить исследования Н. И. Конрада по проблемам духовного развития народов Востока; эти работы в значительной степени построены на материале истории культуры Японии и Китая.
Много талантливых исследователей, в трудах которых нашли отражение проблемы новой истории Японии, вышло из среды востоковедов, получивших специальное образование в 20-е годы. В 1923 г. был опубликован очерк О. В. Плетнера «История эры Мэйдзи», где события 1868 г. рассматривались как крушение феодализма, открывающее путь становлению буржуазного строя. В 1926 г. появилась книга К. А. Харнского «Япония в прошлом и настоящем», в которой освещались события нового периода и делалась попытка установить их место в общей цепи событий японской истории. В те же годы началась деятельность X. Т. Эйдуса, уделявшего впоследствии много внимания новой истории японского народа. В этом отношении характерна его книга «Очерки новой и новейшей истории Японии» (1955).
Ряд работ по проблемам новой истории Японии появился в 30—40-е годы (исследования Е. М. Жукова, А. Л. Гальперина, Д. И. Гольдберга и др.). В этот период особенно много работ было посвящено роли Японии в мировой политике. Были изучены русско-японская война (Б. А. Романов, А. Ф. Добров), японо-китайская война 1894—1895 гг. (А. Л. Нарочницкий), отношения Японии с Англией и США (А. Л. Гальперин, Д. В. Петров) и т. п. Отношения между Россией и Японией в XVII— XIX вв. исследованы в монографии Э. Я. Файнберг «Русско-японские отношения в 1697—1875 гг.», изданной в 1960 г.
Советские историки всегда уделяли большое внимание изучению социально-экономических процессов, хода;- и предпосылок крупнейших народных движений и общественных сдвигов в новый период японской истории. Эта проблематика активно изучалась в 50—70-е годы. В 1976 г. была опубликована монография Д. И. Гольдберга «Очерк истории рабочего и социалистического движения в Японии (1868—1908 гг.)».
Коллектив авторов подготовил обобщающую монографию «Очерки новой истории Японии (1640—1917)», изданную под редакцией А. Л. Гальперина в 1958 г. В книге был по-новому осмыслен исторический процесс в этой стране. Анализ предпосылок революции 1868 г. обогащен данными о нараставшей революционной ситуации. При характеристике кануна вступления Японии в монополистическую стадию развития отмечено большое значение революционно-демократического направления на одном из этапов буржуазно-демократического «движения за свободу и народные права». В книге разработана периодизация новой истории Японии в рамках общей периодизации истории страны в целом.
Значительное внимание советские ученые уделяли изучению Монголии в новое время. На разработку соответствующей проблематики непосредственное воздействие оказали события, происшедшие в этой стране в новейший период: революция 1921 г., создание Монгольской Народной Республики, переход Монголии от феодализма к социализму, минуя капитализм. В 20— 30-е годы выделяются работы трех исследователей: акад. И. М. Майского, который наряду с анализом экономического и политического состояния Монголии в 1919—1920 гг. (что являлось основной задачей исследования) дал характеристику процессов предшествовавшего периода; А. Д. Калинникова, впервые поставившего вопрос об исторической роли антифеодальных движений в стране; Б. Я. Владимирцова, который (особенно в книге «Общественный строй монголов», изданной в 1934 г.) показал эволюцию феодальных отношений в условиях кочевого хозяйства. Большое значение названной работы Б. Я. Владимирцова обусловливается прежде всего тем, что приведенные в ней факты опровергали так называемую пастбищную теорию, согласно которой причины завоевательных походов кочевников крылись в экстенсивном характере скотоводческого хозяйства и потребности в новых территориях.-
Важнейшие вехи новой истории монголов получили свое отражение в монографии И. Я. Златкина «Очерки новой и новейшей истории Монголии» (1957). Следует отметить также основанные на архивных материалах работы Н. П. Шастиной, посвященные русско-монгольским отношениям в XVII в. (1958).
Узловые вопросы новой истории Монголии получили развернутое освещение в совместной коллективной монографии советских и монгольских историков «История Монгольской Народной Республики» (два издания —1954 и 1967 гг.). В ней обобщены важнейшие достижения исторической науки о Монголии.
Новая история Кореи в основном стала разрабатываться советскими учеными в конце 20-х — начале 30-х годов. В работах того периода, посвященных преимущественно событиям новейшей истории Кореи, появились первые обзорные очерки истории нового времени. Такова была, в частности, книга Н. Кима «Под гнетом японского империализма (Очерк современной Кореи)», вышедшая в 1926 г. В ней и в работах ряда других авторов были поставлены многие важные проблемы новой истории Кореи; исследователи вскрывали грабительский характер политики колониальных держав, делали вывод о становлении капитализма на рубеже XIX—XX вв., отмечали значение национально-буржуазного движения в конце XIX в., показывали прогрессивный характер крестьянского восстания 1893—1895 гг. и т. д.
С конца 40-х годов специалисты по новой истории Кореи сосредоточили основное внимание на исследовании процессов социально-экономического развития страны, анализе народных движений и изучении истории общественно-политической мысли. Первая из названных проблем получила разработку в трудах М. Н. Пака («К характеристике социально-экономических отношений в Корее в XIX в.» — в сборнике статей по истории стран Дальнего Востока, изданном в 1952 г.; «Корея» — в двухтомной «Новой истории стран зарубежного Востока», 1952, и др.); вторая — в монографиях Г. Д. Тягай («Народные движения в Корее во второй половине XIX века», 1958), М. Хана («Освободительная борьба корейского народа в годы японского протектората 1905—1910», 1961), В. И. Шипаева («Корейская буржуазия в национально-освободительном движении», 1966); третья — в другой работе Г. Д. Тягай («Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма», 1971). Г. Д. Тягай сделала также попытку обобщить результаты исследований по новой истории страны в книге «Очерк истории Кореи во второй половине XIX в.» (1960). На базе этих исследований подготовлена коллективная двухтомная монография «История Кореи» (1974), в которой значительное место занимает период новой истории.
Юго-Восточная Азия
В отличие от некоторых других отраслей востоковедения исследование истории и экономики стран Юго-Восточной Азии, по существу, началось только в советское время. Первые труды советских ученых в этой области появились в конце 20-х годов, затем постепенно расширялся круг стран данного региона, новая история которых становилась предметом внимания ученых. Начало изучению стран Юго-Восточной Азии в СССР положил акад. А. А. Губер (1902—1971), в трудах которого впервые с марксистско-ленинских позиций были освещены важнейшие проблемы истории, экономики и политики Индонезии, Филиппин и стран Индокитая. Уже в его первой капитальной мо-
нографии — «Индонезия. Социально-экономические очерки» (1932) — содержался глубокий анализ общественного строя Индонезии до голландского колониального завоевания, колониальной политики Нидерландов, ее социально-экономических последствий, процесса развития капитализма и зарождения национальной буржуазии, формирования рабочего класса и основных этапов рабочего движения. В книге показано, как в начале XX в. возникли предпосылки для зарождения оощеиндонезий-ского национально-освободительного движения, дана характеристика основных организаций и их деятельности.
Основные труды А. А. Губера по Филиппинам посвящены именно их новой истории, особенно эпохе национально-освободительных войн против Испании и США (рубеж XIX—XX вв.), В монографии «Филиппинская республика 1898 г. и американский империализм» (1-е изд. — 1948 г., 2-е — 1961 г.) проанализированы важнейшие проблемы происхождения, классового-содержания и исторического места филиппинских освободительных войн 1896—1901 гг.
С 50-х годов к изучению различных аспектов общественного развития стран Юго-Восточной Азии, в том числе и их новой' истории, приступает большая группа советских исследователей. Существенное значение для изучения проблем новой истории имело издание архивных документов и материалов: «Политика европейских держав в Юго-Восточной Азии (60-е годы XVIII в. — 60-е годы XIX в.)» (1962) и «Политика капиталистических держав и национально-освободительное движение в Юго-Восточной Азии (1871—1917)» (ч. 1 — 1965, ч. II —1976).
Начиная с 60-х годов выходит в свет ряд монографий, специально или в значительной части посвященных новой истории различных стран Юго-Восточной Азии.
Двум крупнейшим антиколониальным выступлениям в период новой истории Индонезии посвящены монографии П. М. Мовчанюка «Яванская народная война 1825—1830 гг.» (1969) и В. А. Тюрина «Ачехская война (Из истории национально-освободительного движения в Индонезии)» (1970). В последней подробно исследована борьба народа Аче (Северная Суматра) в 1873—1913 гг., являвшаяся одним из крупнейших антиколониальных движений на Востоке. В монографии А. Б. Беленького «Национальное пробуждение Индонезии» (1965) дается анализ первых этапов национально-освободительного движения в стране (90-е годы XIX в. — 1917 г.), социальных сил и организаций, принимавших в нем участие, их идеология.
В 1965 г. вышли в свет «Очерки новой истории Филиппин» Ю. О. Левтоновой, охватывающие историю Филиппин с сере-дины XVIII в. до 60-х годов XIX в.
Первой советской капитальной монографией по новой и но-вейшей истории Бирмы явилась книга В. Ф. Васильева «Очерки истории Бирмы. 1885—1947 гг.» (1962), содержащая анализ социально-экономического и политического развития страны в колониальный период ее истории. В двух книгах М. Г. Козловой: «Бирма накануне английского завоевания (Общественный и государственный строй)», 1962, и «Английское завоевание Бирмы», 1972,— дана характеристика общественного и государственного строя страны с середины XVIII в. до превращения ее в колонию и показана освободительная борьба бирманского народа против иноземных захватчиков. В 1973 г. издана книга И. В. Можейко и А. Н. Узянова «История Бирмы», в которой нашли отражение и основные этапы новой истории этой страны.
Новая история Таиланда исследована в трудах Н. В. Реб-риковой и Э. О. Берзина. Опубликованные в 1966 г. «Очерки новой истории Таиланда» Ребриковой охватывают период с 1768 по 1917 г., т. е. от восстановления Сиамского королевства после бирманского завоевания и до новейшего периода всемирной истории, причем особый упор сделан автором на вопросах социально-экономического развития страны. Материалы по раннему периоду новой истории Таиланда имеются в книге Ребриковой «Таиланд. Социально-экономическая история XIII—XVIII вв.» (1977). Большое внимание проблемам новой истории уделено в обобщающей работе Берзина «История Таиланда» (1973). Перу того же автора принадлежит книга «Борьба европейских держав за сиамский рынок (30—80-е годы XVII в.)» (1962).
Обширный материал по новой истории Малайи содержит книга В. А. Тюрина «Завоевание Малайи Англией» (1962).
Из работ по новой истории стран Индокитая следует назвать две книги Ю. П. Дементьева о колониальной политике Франции в этом регионе (1958 и 1960) и монографию И. А. Огнетова «Восстание Тэй-шонов во Вьетнаме (1771—1802)» (1960). Вопросы новой истории стран Индокитая освещены также в монографии В. Я- Васильевой «Индо-Китай (политико-экономический очерк)» (1947).
Южная Азия
В течение длительного времени новая история стран Южной Азии — Индии, Цейлона (Шри Ланка), Непала — изучалась советскими специалистами-индологами. Проблемы новой истории этих стран, особенно Индии, ставились в работах советских ученых уже в 20-е годы. Однако систематически разрабатываться они стали в следующем десятилетии, когда в 1932 г. вышла монография И. М. Рейснера «Очерки классовой борьбы в Индии».
Исследование И. М. Рейснера было направлено против глубоко укоренившегося в буржуазной литературе утверждения, будто Индии классовая борьба не свойственна вообще. Особое внимание уделялось в этой связи анализу крупных народных движений в Индии в XVII—XVIII вв. и характеристике народного восстания 1857—1859 гг. На базе анализа социально-экономического строя индийского общества в доколониальный и колониальный периоды и политики колонизаторов И. М. Рейснер обосновал тезис о прогрессивном характере индийского национально-освободительного движения, показал его социальную сущность и внутренние противоречия.
Проблемы, поставленные ученым в этом труде, и другие важные проблемы разрабатывались им в последующие годы в ряде исследований, в том числе в посмертно изданной монографии «Народные движения в Индии в XVII—XVIII вв.» (1961).
Более детально и полно комплекс вопросов, связанных с новой историей Индии, изучался в трудах советских ученых, пришедших в науку преимущественно в 40—50-х годах.
Существенные проблемы как периода, непосредственно предшествующего новому времени, так и самого нового времени изучены в трудах К. А. Антоновой. Перу этого автора принадлежат многочисленные исследования, в том числе монография «Английское завоевание Индии в XVIII в.» (1958), в которых дан анализ социально-экономического строя и политических событий в стране, сделан вывод о крайне медленном развитии феодализма и зарождении товарно-денежных отношений.
Усилия специалистов по новой истории Индии концентрировались в основном вокруг решения сложных проблем социально-экономического развития, поскольку эти проблемы были менее всего освещены в мировой литературе.
Большое внимание было уделено анализу аграрного строя, в особенности процессам эволюции индийской общины. Эти вопросы подверглись изучению в монографии Л. Б. Алаева «Южная Индия. Социально-экономическая история XIV—XVIII веков» (1964); в труде К. 3. Ашрафян «Аграрный строй Северной Индии (XIII — середина XVIII в.)» (1965); в статьях Г. Г. Котовского, Э. Н. Комарова, Н. И. Семеновой. В исследованиях названных авторов показано, что эволюция аграрного строя Индии проходила в принципе по тем же законам, что и повсюду, и вскрыто искажающее воздействие колониализма на эволюцию аграрного строя и развитие капиталистических отношений.
Генезис и этапы развития капитализма, особенности формирования индийской национальной буржуазии, этапы и формы колониальной эксплуатации были предметом исследования в таких монографических работах, как «Особенности развития капитализма в Индии» А. И. Левковского (1963), «Формиро-вание индийской буржуазии» В. И. Павлова (1958), «Экономи-ческое развитие Индии перед английским завоеванием (Ремес-ло и торговля в XVI—XVIII вв.)» А. И. Чичерова (1965) и др.
В этих работах вскрыты объективные основы зарождения индийского национально-освободительного движения.
Важным вкладом в изучение политической истории Индии нового времени явились труды, посвященные анализу наиболее значительных общественно-политических движений. В сборнике «Народное восстание в Индии. 1857—1859 гг.» (1957) и ряде других публикаций был показан прогрессивный характер восстания, вскрыты причины его поражения, дано объективное описание хода событий. В книге «Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака» (1958) освещены различные стороны революционного подъема 1905— 1908 гг., борьба индийских демократов с последней трети XIX в. до второго десятилетия XX в.
Проблемы развития индийской общественно-политической мысли в новое время еще недостаточно разработаны в советской литературе. Внимание было сосредоточено в основном на изучении программных документов ряда крупнейших политических организаций (таких, например, как Индийский национальный конгресс) либо общественно-политических воззрений некоторых крупных представителей национально-освободительного движения (таких, как Р. М. Рай, Б. Г. Тилак, С. Вивека-нанда). В связи с изучением индийской общественно-политической мысли следует назвать обстоятельную монографию Л. Р. Гордон-Полонской «Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана» (1963) и серию опубликованных в 60-е годы статей Э. Н. Комарова о радикально-демократических течениях в общественной мысли Индии.
Немало сделано советскими учеными для воссоздания истории дружественных отношений между Россией и Индией. На основе архивных материалов были подготовлены работы К. А. Антоновой, Л. С. Гамаюнова, Н. М. Гольдберга, Е. Я. Лю-стерник, А. М. Осипова и др.
Важным этапом обобщения исследований по новой истории Индии был коллективный труд «Новая история Индии» (1961), в котором дана периодизация исторического процесса в новое время, рассмотрены во взаимосвязи явления социально-экономической, политической и духовной жизни Индии, подготовившие рост национально-освободительного движения в стране. Проблемы новой истории отражены на базе новейших исследований в книге К. А. Антоновой, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Г. Котовского «История Индии» (1973).
В труде Э. Д. Талмуд «История Цейлона» (1973) рассмотрены процессы генезиса капитализма, зарождения национально-освободительного движения и политики колонизаторов на Цейлоне в XIX — начале XX в. Проблемам новой истории Цейлона уделено также значительное внимание в KHnrejB. И. Коч-нева «Шри Ланка. Этническая история и социально-экономические отношения до начала XX в.» (1976).