Особенности политической системы Российской

Федерации

1. Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 г. и завершившегося в 1993 г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентри­ровались в политической сфере в противоречиях между законо­дательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993 г. положили конец "двоевластию" и "безвластию" в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референ­дума 12 декабря 1993 г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важ­ного этапа реформирования политической системы российского общества.

2. В настоящее время российская политическая система пе­реживает период становления — процесс длительный, противоре­чивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское обще­ство находится на стадии реформирования, его структура аморф­на, нестабильность общественных отношений порождает у населе­ния безразличие к решению соответствующих проблем. Преобра­зование гражданского общества начато "сверху" и осуществляет­ся в основном государственными структурами. При этом проис­ходит непомерное увеличение государственного аппарата, усили­вается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобо­кость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпе­низированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая струк­турированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно-политические орга­низации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных от­ношений. За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической систе­мы России. Это незначительное увеличение "среднего класса", некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демок­ратизацию автократического президентского правления, сниже­ние конфронтации между политическими группировками, станов­ление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отно­шений.

3. Российская политическая система, формируясь как само­бытная евразийского характера и значения целостность, интегри­руется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рам­ках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотруд­ничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).

Особенности политического процесса в современной Рос­сии.Эти особенности определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна. Данный период лишь с определенными оговорками мож­но назвать переходным к некой абстрактной либерально-демокра­тической модели.

В России налицо следующие явления: распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дез­ориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация значительных слоев населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей; криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти и дискредитация ее органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности. Очевиден и разрыв между принятием доста­точно обоснованных и рациональных политических и правовых решений и последующим их исполнением. Это объясняется как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низ­кой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем обществе правовой ниги­лизм.

Вся совокупность неразрешенных социальных, политических, правовых проблем препятствует формированию устойчивого об­щественно-политического консенсуса, без которого ни одна поли­тическая система не может считаться стабильной, приспособлен­ной к текущим потребностям общественного развития.

Анализ политических процессов в современной России во многом зависит от соблюдения следующих организационных ус­ловий:

1) информационного обеспечения процесса реформ, без кото­рого невозможно ни прогнозировать социальные последствия но­вовведений, ни адекватно оценивать достигнутые результаты;

2) установления приоритетности отдельных направлений ре­форм, последовательности реализации законодательных, органи­зационных и иных мер с учетом реальных перспектив их осуще­ствления;

3) организации социологического мониторинга, отслеживания и оценки результатов реформ;

4) целенаправленности просветительской работы;

5) изучения эффективности различных форм политического участия.

Политическое участие

Политическое участие можно рассматривать как весьма динамичную и массовую форму многообразных взаимоотноше­ний индивидов и организационно-властных структур, образова­ний по поводу политической власти и управления.

Из истории развития государственно-политических систем с различными политическими режимами видно, что практически все они допускали вовлеченность своих граждан в политику. Но в одних случаях это было лишь декларировано, в других — огра­ничивалось частоколом условий и оговорок, в третьих — абсолютизировалось и доводилось до абсурда. И лишь в демократичес­ком обществе с развитыми политической и правовой системами стало реальным и в определенной степени необходимым и дей­ственным участие людей в политической жизни.

Политическое участие это антипод политическому отчужде­нию. Еще Аристотель, рассуждая о понятии "гражданин", опреде­лял его через непременное участие во власти, суде и управлении. С тех пор многократно менялась картина политического мира вообще и отдельных стран, возникали и исчезали идеи и формы политического участия, но суть оставалась одна. Участие — это деятельность индивидов в связи с формированием, функциониро­ванием и реализацией политической власти.

В качестве факторов, определяющих политическое участие, в литературе называют:

а) социально-экономические и политические интересы;

б) общественный долг, заботу о всеобщем благе;

в) стремление повысить свой общественный статус;

г) чувство коллективности, необходимость политического об­щения и другие.

Политическое участие осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабу социальных и территориальных образованиях.

Добровольное участие индивидов в делах государства и дру­гих политических институтов охватывает осознанную политичес­кую деятельность, базирующуюся на высоком уровне общего и политического образования, наличия у участников определенных социально-нравственных ориентиров, их лояльном отношении к праву и закону.

Активная форма добровольного политического участия вклю­чает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-поли­тических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).

Пассивная форма добровольного политического участия пред­полагает только участие в выборах, референдумах, опросах обще­ственного мнения.

Принудительное политическое участие характерным являет­ся для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централи­зацией и дисциплиной.

По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер. В Российской Федерации можно выделить федераль­ный уровень, уровень субъектов Федерации — региональный, мест­ный — муниципальных образований и локальный, ограниченный рамками организации, учреждения.

В плане интенсивности и последовательности различают по­стоянное (членство в партии, работа в политических организаци­ях), эпизодическое или регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) поли­тическое участие. По отношению к действующему законодатель­ству в той или иной стране различают легальное (соответствую­щее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее за­кону) политическое участие.

Наши рекомендации