Закрепление и доказывание фактов и фактических составов
Конкретные фактические обстоятельства являются важнейшей частью предмета доказывания. В самом общем плане под доказыванием в литературе понимается особая разновидность юрид. деятельности, которая в соответствии с требованиями определенной процессуальной формы специально направлена на: а) определение круга фактов, подлежащих установлению; б) собирание (выявление и т.п.) и закрепление доказательств (доказательственных фактов) и их источников; в) их проверку и тщательное исследование; г) оценку качества доказательств, их достаточность, полноту и т.д.
Таким образом, фактические основания ПО обусловливают не только причинно-следственную зависимость между отдельными юридическими и социальными явлениями, но и структуру ПО, его содержание и форму.
Отправной «точкой» правоприменительного процесса выступает юридически значимая социальная ситуация. Именно она – основание и конечный объект социально – правового организующего воздействия. Но в сферу правового регулирования социально – юридическая ситуация входит не непосредственно, а через своего «представителя» - юрид. факт. Не требуется доказывать очевидные юрид. факты. Однако, многие факты не очевидны и нуждаются в доказывании. Доказывание – это регулируемый юридическими нормами процесс, имеющий своей целью установить истину по делу, с тем, чтобы закон был применен правильно.
Юрид. факты вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательствами признаются фактические данные, имеющие значение для установления юрид. фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.
Юридическими фактами, как известно, могут быть явления прошлого (совершенное преступление), и обстоятельства настоящего (возраст). Поэтому в правоприменительном процессе о юрид. фактах судят на основании других социальных обстоятельствах, называемых доказательственными фактами. Они представляют собой явления действительности, на которых отразились те или иные следы, позволяющие судить о наличии или отсутствии устанавливаемых юрид. фактов.
Завершающим этапом процесса доказывания юрид. фактов является их оценка. Оценочность пронизывает весь процесс с самых его первых этапов: оцениваются различные версии, идет оценка фактов, документов и т.п. Причем, наибольшую трудность представляет оценка достаточности доказательств. Ключевым моментом процесса преобразования информации о фактических обстоятельствах дела является их юридическая оценка и классификация. Классификация имеет организующее значение, управляет процессом собирания доказательств. Ее содержание – это сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юрид. моделью, закрепленной в правовой норме. Именно в результате классификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом и официально приобретает такое качество. Ошибка в оценке означает приписывание фактам несвойственного им значения, что, соответственно, влечет принятие незаконного решения.
Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и другие обстоятельства, являющимися общепризнанными по решению суда, имеющими преюдициальное значение, презумпции и фикции. Устранение из процесса этих фактов сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юрид. процесс.
Любой юрид. факт представляет собой единство содержания и формы – внешнего выражения этого содержания. Они не могут существовать в неоформленном виде, т.к. социальное обстоятельство лишь тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено зак-вом.
Фиксация и удостоверение – близкие, сопряженные, но все же несовпадающие виды деятельности. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение же состоит в подтверждении истинности фактов и их существования. Фиксация и удостоверение факта нередко сливаются в едином акте (например, удостоверение сделки у нотариуса, регистрация брака), но могут и существовать по отдельности (например, удостоверение подлинности документа).
Реальные системы фиксации и удостоверения юрид. фактов существенно различаются в зависимости от характера юридического факта, его социальной значимости, области правоотношений с которыми он связан. Они включают в себя несколько подсистем, отличающихся далеко не одинаковым уровнем развитости, нормативной урегулированности, юрид. культуры.
Своевременное и правильное оформление юридически значимых обстоятельств, правовых отношений, сделок – необходимый элемент юрид. культуры, предпосылка формирования правового государства и цивилизованной рыночной экономики.
59. Правовые презумпции, аксиомы, юрид. фикции
Юридическая практика. Юридическая техника
Правовые презумпции и аксиомы - не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юрид. теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.
Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных "нестандартных ситуаций". Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.
Правовые презумпции - закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юрид. фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.
Правовые презумпции - разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере.
Наиболее характерные презумпции:
- Презумпция знания закона(правознакомства);
- Презумпция невиновности;
-Презумпции справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.
Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.
Юрид. фикции. - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.Смысл юрид. фикций выражается вводными словами: "как бы", "как если бы", "допустим".
Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и коллизий.
Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юрид. предписаний, организованная в единстве с уже накопленным социально-правовым опытом.
Юридическая практика является одним из основных видов социально-исторической практики, поэтому ей свойственны черты, присущие любой практике.
Юридическая практика имеет субъектов и участников, действия которых, а также использование ими установленных методов и средств, способы оформления разработанных решений и фиксирование накопленного ранее опыта упорядочены и урегулированы нормами права и другими юридическими предписаниями.
Для правовой системы общества обычно характерно одновременное функционирование разных типов, видов, а также подвидов практики. В соответствии с характером способов преобразования общественных отношений обычно различают распорядительную, интерпретационную, правотворческую, правоприменительную (правореализационную) и другие типы практики. В функциональном плане, как правило, выделяют правоконкретизирующую, правосистематизирующую, контрольную и другие типы практики. Кроме того, каждый вид юрид. практики обычно подразделяют на определенные виды и подвиды.
Например, в правоприменительном типе практики различают следующие виды: 1) оперативно-исполнительную; 2) юрисдикционную (ее подвиды: превентивная, карательная и др.).
По субъектам юридическую практику можно разделить: 1) на законодательную; 2) судебную; 3) следственную; 4) нотариальную и др.Функции юрид. практики представляют собой относительно обособленные направления ее однородного воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются социально-правовое назначение и творческая, преобразующая роль в жизни общества.Функция – это целенаправленное влияние юрид. практики на общественную жизнь. Функции напрямую связаны с целями практики.
Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юрид. актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юрид. техники.
1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юрид. актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль;стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов;лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юрид. актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юрид. и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.
2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.
Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.
3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:1) на правотворческую технику;
2) правоприменительную технику;3) интерпретационную технику.