Налоговая система Швейцарии
Швейцария – конфедеративное государство, состоящее из Конфедерации (центрального штата), 26 кантонов и входящих в них 3000 муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами, а степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона. В соответствии с принципом Швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения (см. табл. 24.6).
Таблица 24.6. Распределение налогов
Налоги с дохода и собственности | Налогообложение потребления и владения |
Конфедерация | |
Подоходный налог Налог на прибыль и капитал Налог, взимаемый у источника Гербовые сборы | Налог на добавленную стоимость Налог на табак Налог на пиво Таможенные пошлины |
Кантоны | |
Подоходный налог Подушный налог Налоги на прибыль и капитал Налог с наследства Налог на недвижимость | Налог на транспортные средства Налог на собак Налог на зрелища Гербовые сборы |
Муниципалитеты | |
Повторение налогов кантонов | Повторение налогов кантонов |
Определение налоговой юрисдикции регулируется Конституцией, согласно положениям которой ни один из трех органов не мешает другим, а бремя, которое несут налогоплательщики, не переходит за экономическую границу обложения. Кантонам, в принципе, разрешено взимать любые виды налогов, кроме тех, сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией Конфедерации. Они имеют право создавать свое собственное налоговое законодательство. Муниципалитетам в свою очередь право собирать свои налоги определяют конституции кантонов.
Структура налоговых доходов Конфедерации во второй половине 1990-х гг. выглядела следующим образом:
§ НДС - 29,1 %;
§ прямые налоги – 23,6 %;
§ таможенные пошлины – 14,9 %;
§ расчетный налог – 10,1 %;
§ гербовые сборы – 4,5 %;
§ прочие – 5,5 %;
§ неналоговые сборы – 12,3 %.
Налог на добавленную стоимость введен в Швейцарии только 1 января 1995 г. (вместо налога с оборота) для унификации с налоговыми системами стран ЕС. НДС в Швейцарии – это налог на всеобщее пользование и потребление и взимается на всех стадиях производства и распределения, с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. По этому налогу существуют три вида ставок: стандартная – 6,5 %, специальная – 3 % на услуги в гостиничном секторе и пониженная – 2 % для продуктов и безалкогольных напитков, птицы, рыбы, зерна, медицинских товаров, полиграфической продукции. Таможенные пошлины взимаются как по импортным, так и по экспортным операциям по твердым ставкам.
Из прямых налогов наибольшее значение имеют подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль и капитал юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц платят все лица, осуществляющие прибыльную деятельность в Швейцарии. Максимальная ставка составляет 11,5 %. Что касается федерального налога на прибыль, то он является прогрессивным налогом и взимается по трехуровневой шкале. Базовый налог взимается по ставке 3,63 %. Максимальная ставка не может превышать 9,8 % суммарной прибыли. Налог на капитал является пропорциональным. Он взимается с полученного капитала, а также с запасов, отраженных и не отраженных в балансе. Ставка налога – 0,08 % суммы налогооблагаемого капитала.
Как уже указывалось, кантоны сами строят свои законодательства, но к началу 2001 г. они должны их выровнять в соответствии с Законом о гармонизации налогообложения. Налоги на доходы и чистые активы – периодические налоги, и поэтому они должны собираться к определенному моменту времени (фискальному периоду). В кантонах платят также подоходный налог с физических лиц по сумме налогов, исчисленных по базовой федеральной ставке и дополнительным ставкам кантонов и муниципалитетов. Все кантоны взимают налоги с доходов иностранцев, временно работающих в Швейцарии у «источника». Как физические, так и юридические лица должны платить налог на прирост недвижимой собственности. Физические лица платят налог с лотерей. Все кантоны взимают также налоги с наследств и дарений, а также налог на транспортные средства.
X Раздел |
В целом если обобщить данные характеристики стержневых направлений формирования налоговых систем в федеративных государствах Запада, то при наличии безусловной специфики у каждого из них можно определить общие закономерности:
• во всех четырех государствах субъекты федерации (штаты, земли, провинции, кантоны) имеют высокий уровень самостоятельности в налоговых инициативах;
• властные полномочия, обязательства по расходам и права на налоговые доходы имеют хорошее правовое обеспечение и четкое разграничение;
• налоги, несущие основную фискальную нагрузку, обычно «повторяются» на всех трех уровнях;
• достаточно сложная система налогообложения с часто высоким суммарным уровнем ставок всегда предполагает стимулирующую роль основных налогов, однозначно фискально-конфискационная направленность отсутствует, а реальная величина оценки налогооблагаемого объекта всегда ниже уровня первоначальной;
• отсутствие реальных источников налогообложения, необходимых для обеспечения достаточного финансирования расходов, всегда дополняется различными методами финансового выравнивания со стороны федерального органа, что обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность составных частей государства как единого целого;
• во всех государствах ведется постоянная работа в сферах совершенствования теории и практики федерализма, гармонизации налоговых систем.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные принципы федерализма как системы государственной устройства. Каковы отличия «федерации» от «конфедерации»?
2. Как можно раскрыть современное понятие – «конкурентный федерализм»
3. Обозначьте сходство и различия налоговых систем в четырех государства в США, Германии, Канаде, Швейцарии.
Список литературы
1. Артемов Ю. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем Швейцарии. Финансы, 1995, №11.
2. Зойтхаймер К. Федеративная республика Германия сегодня. Ред. В. Г. Князев, Д.Г. Черник.М.,1997.
3. Михайлов Е. Система местного налогообложения в США. США: ЭПИ, 1994, № 8-9.
4. Пискунов Н. Организация работы налоговых органов США. – Финансы, 1995.
5. Черник Д. Т. Налоги Германии. –Финансы, 1996, № 6.