Выполнение согласованного объема перевозок грузов. Учет выполнения согласованных объемов перевозок, порядок ведения учетной карточки формы ГУ-1

Месячный согласованный объем перевозок грузов как государственный акт планирования порождает между сторонами, которым он адресован, определенные обязательства. В подавляющем большинстве акты планирования, например наряд или заменяющий его документ (при поставке), предписывают сторонам вступить в договорные отношения. Никаких иных гражданско-правовых отношений, кроме обязанности заключить договор, эти акты не порождают. Иначе обстоит дело с месячным согласованным объемом грузовых перевозок. Целью плана является транспортировка (перемещение) груза в место его потребления или хранения. Перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основе договоров, заключаемых железной дорогой и грузоотправителем. Поэтому месячный согласованный объем грузовых перевозок обязывает стороны заключать договоры перевозки на то количество груза, которое в нем указано. В этом отношении месячный согласованный объем перевозок не отличается от иных актов планирования, предписывающих сторонам заключить хозяйственные договоры.

Однако прежде чем вступить в договорные отношения по перевозке груза, стороны должны совершить ряд оперативно-хозяйственных действий, направленных на реализацию согласованного объема перевозок. Организация Белорусской железной дороги должна предоставить грузоотправителю соответствующее количество перевозочных средств, необходимое для выполнения согласованного объема перевозок, а грузоотправитель – предъявить к перевозке груз в соответствии с эти объемом. Обязательства по подаче перевозочных средств и предъявлению груза к перевозке имею свое специфическое содержание, их исполнение обеспечивается самостоятельной гражданско-правовой санкцией. Выполнив свои обязанности по сдаче-приемке груза к перевозке, стороны одновременно исполняют и другую свою обязанность, возникающую из согласованного объема грузовых перевозок: заключают договор перевозки.

Содержание оперативно-хозяйственных действий, которые должны совершить железная дорога и грузоотправитель для исполнения обязательств, возникающих из согласованного объема грузовых перевозок, их форма, сроки и очередность совершения детально регламентированы в УЖТ и Правилах перевозок.

Права и обязанности железной дороги и грузоотправителя в связи с выполнением обязательств согласованного объема перевозки возникают не сразу, не все одновременно, по мере развития технологии перевозок. Выполнение обязанности одной стороной порождает обязанности у другой стороны. Так, подача грузоотправителем декадной заявки вызывает у железной дороги обязанность принять ее, рассмотреть и учесть при даче задания на погрузку. Подаче перевозочных средств и предъявлению груза к перевозке предшествуют оперативно-хозяйственные действия грузоотправителя и железной дороги по согласованию порядка и частных сроков выполнения месячного согласованного объема перевозок.

Обязательства, возникающие из согласованного объема перевозок относятся к числу хозяйственных. Их реализация осуществляется в точном соответствии с общими принципами исполнения хозяйственных обязательств. При выполнении согласованного объема железная дорога и грузоотправитель свои обязательства должны исполнять реально, надлежащим образом, наиболее экономичным способом и оказывать друг другу взаимное содействие.

В подавляющем большинстве случаев исполнение обязательства, возникающего из месячного согласованного объема, не ограничивается разовой отправкой груза. Как правило, согласованный объем перевозок предопределяет длительный характер взаимоотношений между его адресатами. Надлежащее выполнение согласованного объема возможно только при четких, заранее согласованных действиях железной дороги и грузоотправителя. В процессе реализации заданий согласованного объема возникают ситуации, требующие оперативного решения вопросов по подаче перевозочных средств и предъявлению груза к перевозке. Все эти вызывает объективную необходимость согласовывать порядок выполнения объема перевозок, осуществлять его исполнение в более короткие промежутки времени, чем месяц.

Оперативное планирование реализации заданий месячного объема перевозок состоит из трех последовательных этапов: согласование отделением железной дороги с грузоотправителем порядка выполнения согласованного объема; подача грузоотправителем декадных заявок на погрузку; утверждение начальником отделения железной дороги заданий на подачу вагонов по декадам месяца. В результате создается возможность конкретизации подачи вагонов и контейнеров и предъявления груза к перевозке по каждой отправке.

В соответствии с Правилами после получения утвержденного согласованного объема перевозки начальник отделения железной дороги устанавливает с грузоотправителем порядок его выполнения. Этот порядок должен обеспечить равномерную и ритмичную погрузку по отделению железной дороги в течение месяца и суток, а также укрупнение перевозок и выполнение заданий по перевозке грузов отправительскими маршрутами.

Требование Правил о необходимости обеспечения равномерной погрузки по отделению в течение месяца и суток нельзя трактовать в том смысле, что отделение железной дороги должно ежесуточно подавать под погрузку каждому грузоотправителю среднесуточную норму вагонов (контейнеров) и каждый грузоотправитель соответственно должен ежесуточно предъявлять к перевозке не менее среднесуточной нормы погрузки. Если бы существовало такое правило, то сторона незачем было бы согласовывать порядок выполнения объема перевозок. (Смотри Бурса–Ляндрес).

Станция отправления совместно с отправителем за 3 дня до начала декады погрузки уточняет график подачи вагонов, контейнеров по календарным дням, точное наименование подлежащих предъявлению к перевозке грузов по месячной заявке, наименование железной дороги назначения (железнодорожной станции назначения). При этом учитываются объявленные месячные задания на погрузку, необходимость обеспе­чения равномерности и ритмичности погрузки в течение месяца и суток, а также укруп­нения перевозок и выполнения заданий по перевозкам грузов отправительскими маршру­тами.

Станция отправления по просьбе отправителя имеет право сгущать подачу вагонов (контейнеров) под погрузку по декадам и дням декады для выполнения месячного задания, т.е. необходимое количество подаваемых вагонов (контейнеров) может определяться как из среднесуточной нормы погрузки, так и с отклонением от среднесуточной нормы в большую или меньшую стороны

При месячной заявке до 30 вагонов (контейнеров) включительно график подачи вагонов, контейнеров под погрузку может уточняться за 3 дня до начала месяца погрузки в целом за месяц.

График подачи вагонов под погрузку нефти и нефтепродуктов может уточняться за 3 дня до начала половины месяца погрузки в целом за половину месяца.

Согласованный отделением железной дороги и грузоотправителем порядок выполнения установленного объема перевозок заносится в учетную карточку и приобретает для сторон обязательный характер. Он должен соблюдаться при даче грузоотправителем декадных заявок на погрузку и отделением железной дороги – при утверждении декадных заданий на подачу вагонов.

Правила обязывает железную дорогу и грузоотправителя согласовывать частные сроки выполнения месячного объема перевозок. Данной задаче служит декадная заявка грузоотправителя. Она конкретизирует, выполнение месячного объема по декадам и дням месяца, а также по железным дорогам назначения и является тем самым инструментом оперативного планирования погрузки.

Декадная заявка – это установленная законом форма обращения грузоотправителя к железной дороге с требованием о выделении на декаду перевозочных средств, предусмотренных согласованным объемом.

Указанные уточненные данные заносятся в учетную карточку выполнения заявки на перевозку грузов (далее – учетная карточка).

Порядок ведения учетной карточки определяется Правилами составления учетной карточки выполнения согласованных объемов перевозок грузов.

3. Учетные карточки ведутся железнодорожной станцией (далее - станция) отправления в одном экземпляре.

Копия учетной карточки по требованию отправителя может ему предоставляться за плату, указанную в тарифном руководстве.

Учетная карточка подписывается начальником станции или его заместителем и представителем организации-отправителя по окончанию каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки грузов.

На право подписи учетной карточки представитель организации-отправителя должен иметь доверенность, подписанную руководителем и заверенную печатью.

При несогласии отправителя со сведениями, указанными в учетной карточке, он подписывает учетную карточку с отметкой « с разногласиями». При этом отправитель должен представить станции не позднее 12 часов следующих суток письменный документ с изложением причин несогласия со сведениями, изложенными в учетной карточке. При непредставлении такого документа учетная карточка считается подписанной без разногласий.

В случае неподписания отправителем учетной карточки или непредставления документа о причинах разногласий станция составляет об этом акт общей формы, который прикладывается к накопительной карточке.

4.Учетная карточка составляется отдельно на каждую принятую заявку груза, оформленную в соответствии с Правилами приема заявок на перевозки грузов.

При этом учетная карточка, как и заявка, составляется отдельно:

для каждой станции отправления;

для каждой номенклатуры грузов;

для повагонной отправки, для контейнерной отправки, для контрейлерной отправки или для мелкой отправки;

для перевозок грузов во внутриреспубликанском сообщении, в страны СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (за исключением перевозок через порты);

для перевозок грузов через порты стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики ( далее – через порты);

для перевозок грузов в другие страны (все страны, за исключением стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, далее – третьи страны).

5. Данные о необходимом количестве подаваемых вагонов (контейнеров) по календарным дням вносятся согласно Правилам приема заявок на перевозку грузов

6. Форма учетной карточки, пояснения и примеры по ее заполнению приведены в приложениях А,Б, В, Г к настоящим Правилам.

7.Ответственнось за невыполнение заявки определяется:

при погрузке грузов до 30 вагонов в месяц включительно, в других случаях, установленных Белорусской железной дорогой по согласованию с отправителем – по итогам погрузки в целом за месяц;

при погрузке нефти и нефтепродуктов – по итогам погрузки в целом за половину месяца;

в остальных случаях - по итогам погрузки в целом за декаду.

При восполнении отправителем или железной дорогой недогруза, допущенного в отдельные дни соответственно декады, половины месяца, месяца, штраф за невыполнение заявки не взыскивается.

8. Ответственность отправителя и железной дороги за невыполнение заявки на погрузку грузов в последний день месяца определяется по состоянию на 24 часа.

При этом вагоны, погруженные до 17 часов последнего дня месяца, учитываются на общих основаниях. Учетная карточка закрывается по факту погрузки с учинением отметки: «Погрузка с 17 до 24 часов по дополнительной карточке.

На вагоны, погруженные после 17 часов, оформляется аналогично основной дополнительная учетная карточка с учинением отметки: «Погрузка с 17 до 24 часов». Дополнительная учетная карточка прилагается к основной учетной карточке.

Ответственность отправителя и железной дороги определяется путем суммирования двух карточек с составлением акта общей формы. В акте общей формы указываются сведения, предусмотренные частью 2 учетной карточки.

9. Отправитель не несет ответственность за невыполнение согласованного объема погрузки на календарные сутки если вагоны поданы по вине железной дороги под погрузку после 22 часов данных суток, или под сдвоенные операции ( выгрузка-погрузка) – после 20 часов данных суток.

Наши рекомендации