Оффшорные зоны в России и мире
Целью использования оффшорных компаний может быть как уклонение от налогообложения, так и, в общем-то, легальное функционирование действующего бизнеса, дающего определенные конкурентные преимущества, в том числе минимизация налогообложения. Четкой и единой грани между уклонением и оптимизацией налогообложения при использовании оффшорных компаний нет. Отметим, что использование оффшорных компаний оправдано и целесообразно, если бизнес ведется в разных странах, имеются территориальные разграничения функциональных и производственных обязанностей и т.д.
Оффшорная зона включает в себя целые независимые страны, отдельные административные районы и колониальные владения. Общим для ее членов является то, что с принадлежащих иностранцам (нерезидентам) компаний, зарегистрированных в их юрисдикциях, налогообложение осуществляется по более низким ставкам (налог на прибыль из внешних источников либо взимается по низкой ставке, либо не берется вообще; налог на имущество берется по очень низким ставкам; налоги с доходов физических лиц существенно ниже средних значений ставок по этим налогам в развитых странах и т.д.). Обычно оффшорные компании освобождены от части налогов, часть налогов взимается по низким (относительно ставок по подобным налогам в странах с развитой системой взимания налогов), но оффшорная компания обычно платит ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный) сбор или пошлину.
Таким образом, большинство оффшорных центров «перетягивает» на себя часть выплат в бюджеты других стран, заинтересовав представителей бизнеса меньшими налоговыми выплатами. Действующий бизнес посредством соответствующих сделок переводит часть активов и доходов в оффшорные компании, снижая доходы и выводя активы из компаний, зарегистрированных в юрисдикциях с более высоким уровнем налогообложения.
Термин "оффшор" впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путем географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин "оффшор" - понятие не юридическое, а экономико-географическое.
В настоящее время большинство оффшорных территорий следует английской законодательной системе. Впервые вопрос о резидентности в английском суде был рассмотрен в XIX в. По решению английского суда компанию считают резидентной там, где она содержит зарегистрированный офис и откуда ею централизованно управляют ее директора, проживающие в этой же стране.
Большинство оффшорных центров функционирует на территориях находившихся ранее или пребывающих до сих пор в зависимости от Великобритании, которые утратили свое экономическое и военно-стратегическое значение. Не имея достаточных природных ресурсов, они пошли по пути привлечения зарубежных капиталов, ловко эксплуатируя нарастающую фискальную алчность крупных государств и довольствуясь при этом вроде бы малым. Местные секретарские, трастовые, юридические, бухгалтерские или иные фирмы или их служащие, как правило, выступают в качестве одного из директоров, секретаря или уполномоченного представителя оффшорной компании, получая за это весьма скромное вознаграждение. Но одно юридическое или физическое лицо обслуживает сразу же несколько компаний. Большинство оффшорных центров вполне легально предлагает, также, услуги номинальных (подставных) директоров и акционеров, обеспечивающих анонимность истинных владельцев корпорации. Помимо этого, оффшорные компании пользуются конфиденциальным банковским обслуживанием, услугами средств связи и т. д. Так решается проблема занятости в оффшорной зоне.
Отметим, что деятельность оффшорной компании может быть направлена не только (и не столько) на снижение налогообложения, но и на возможность осуществления отдельных видов деятельности с относительно низким «барьером вхождения» в данный бизнес (банковская, страховая деятельность, деятельность трастов и т.д.).
Помимо снижения налогового бремени, оффшорная зона используется для управления риском, то есть размещение корпоративных и личных активов в политически и экономически стабильной юрисдикции.
Оффшорные трасты и фонды, находясь вне пределов действия любого зарубежного законодательства, являются надежными инструментами защиты материальных средств от исков нетерпеливых кредиторов, бывших супругов и нежелательных наследников.
Итак, классическая оффшорная компания это корпорация, принадлежащая нерезидентам той юрисдикции, в которой она зарегистрирована, извлекающая прибыль вне ее пределов, не платящая налог (платящая существенно низкие налоги) на получаемую и распределяемую прибыль. Обычно подобными компаниями управляют из-за рубежа реальные владельцы функционирующего бизнеса. Последнее обстоятельство предопределяет то, что такая компания не имеет в месте регистрации развернутого представительства - юридический адрес предоставляется местной фирмой, выступающей в роли корпоративного директора или секретаря.
В ряде юрисдикций допускается руководство оффшорной компанией из открытого на месте административного офиса, что предполагает получение ее сотрудниками-иностранцами разрешений на работу и временных видов на жительство.
В других странах «освобожденным» (оффшорным) компаниям не возбраняется извлекать прибыль и из внутренних источников, но на эту часть их доходов обычно налоговые привилегии не распространяются.
Наконец, в некоторых случаях совладельцами компаний, ведущих оффшорные операции в льготном или безналоговом режиме, могут быть и местные резиденты.
При ведении оффшорного бизнеса большое значение имеет участие той или иной юрисдикции в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Часто, с учетом наличия таких соглашений, создаются сложные схемы репатриации прибыли с участием промежуточных фирм.
Среди оффшорных центров существуют более респектабельные и более либеральные, более надежные и в наибольшей степени обеспечивающие конфиденциальность, а также специализирующиеся на каких-то конкретных видах бизнеса. Каждый имеет свою отличительную особенность. Но идеального во всех отношениях центра нет, иначе все остальные оффшорные зоны не имели бы ни клиентов, ни доходов в бюджет, ни дополнительных рабочих мест.
Говоря о налогах, следует сказать, что налоги обычно не превышают 10% от дохода или же до 0,5% от стоимости уставного капитала (для инвестиционных, трастовых компаний). А в некоторых оффшорных зонах взимается лишь фиксированная пошлина без учета величины прибыли.
Условно говоря оффшорные компании (по видам деятельности) можно разделить по следующим позициям:
- банки, кредитные организации, платежные системы;
- страховые и перестраховочные компании;
- инвестиционные фонды;
- трасты;
- холдинги;
- пароходства (зарегистрированное судно в данном порте приписки);
- обычные оффшорные компании.
Оффшорные банки оперируют на оффшорных (безналоговых и строго конфиденциальных) основах. Оффшорные банки предлагают услуги только нерезидентам тех государств, где эти банки основаны. Например, зарегистрированный в Белизе оффшорный банк может обслуживать клиентов из любых стран, за исключением постоянных жителей Белиза. В этом и состоит главное формальное отличие оффшорных банков от обычных.
Траст- это механизм, позволяющий одному лицу (учредителю или донору) передать другому лицу (доверительному собственнику или попечителю) пакет доверительной собственности для управления в интересах третьего лица (одного или нескольких), именуемого бенефициаром (выгодоприобретателем). В пакет могут входить наличные деньги, движимое и недвижимое имущество, в том числе находящееся в совместном владении, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, страховые полисы (пенсионные и медицинские) и другие имущественные права. Его юридическим владельцем становится попечитель. В роли попечителя может выступить доверенное частное лицо, профессиональный финансовый менеджер, трастовая компания или банк, имеющий трастовый отдел.
В большинстве оффшорных юрисдикций официальная регистрация траста не предусмотрена. Содержание трастового соглашения и имена участвующих сторон не подлежат разглашению. Попечитель имеет право предоставлять информацию о трасте только в исключительных случаях и только по решению местного суда.
Оффшорный траст широко используется в международной инвестиционной практике. Попечитель-иностранец планирует инвестиции и ведет отчетность, учредитель же, находясь на расстоянии, дает конкретные рекомендации. Это позволяет использовать все преимущества международного инвестирования, не принимая во внимание границы или противоречивые законы.
Фонды - это одна из самых распространенных форм инвестиционных механизмов. Они могут быть «открытыми» (без ограничения срока действия и постоянной возможностью внесения вкладов по подписке и их погашения) или «закрытыми» (с ограниченным сроком действия, где инвестиции имеют определенный срок действия), могут существовать в форме инвестиционных компаний, общих инвестиционных траст-фондов, товариществ с ограниченной ответственностью. В некоторых юрисдикциях они существуют в качестве чисто в форме договорных объединений, в которых инвесторы участвуют, владея акциями, долговыми обязательствами, партиями ценных бумаг или основными договорными правами.
Прежде всего, фонды дают инвесторам возможность объединять свои инвестиции под общим управлением. Выгода такого объединения обуславливается возможностью проведения экспертизы квалифицированными инвестиционными менеджерами и снижением степени риска. Всем известно и использование фонда в качестве инвестиционного института, реализующего ценные бумаги среди индивидуальных покупателей.
Оффшорные страховые компании создаются с целью снижения рисков деятельности, экономии на страховых выплатах и налогах. Для страхования риска своих филиалов многие крупные предприятия создают собственные страховые отделения. И для этого есть причины как налогового, так и неналогового характера. Большинство отделений открывают на Бермудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на острове Гернси.
Крупная налоговая компания, филиалы которой каждый год выплачивают существенные страховые премии, может их сэкономить, открыв собственное страховое отделение, которое перестраховывает большинство рисков в крупных перестраховочных компаниях.
Межнациональные компании обычно сами выступают как страхователи определенных рисков. Например, группа компаний, владеющих сотнями строений в различных странах, может страховать сама себя от пожара. Однако законы многих стран о подоходном налоге не позволяют отложить какую-либо сумму в качестве резервов для самострахования. Кроме того, в странах, где существуют ограничения, налагаемые валютным контролем, обычно не разрешено перевести резерв самострахования за пределы страны.
Эти проблемы легко решить с помощью страхового отделения. По законам некоторых стран страховые выплаты могут быть вычтены из суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Более того, выплата разумных страховок может быть освобождена от ограничений, налагаемых валютным контролем, что выгодно при переводе средств из страны.
Страховое отделение также дает возможность компаниям получать страховку по рискам, которые обычно не охватываются коммерческими страховыми компаниями, например от забастовок, наводнений, взрывов, экспроприации и других специальных рисков. На самом деле такие риски могут быть застрахованы скорее промышленным отделением, открытым группой компаний, чем одиночной компанией.
Использование оффшорных пароходств может полностью исключить прямое и косвенное налогообложение перевозок грузов по морю, налога на имущество (стоимость яхты или судна), а также снизить стоимость налоговых сборов при продаже и перерегистрации судна. Исторически налоговым раем в этом отношении являются Панама, Белиз, Либерия и Кипр.
Регистрация судов в оффшорных пароходствах часто практикуется владельцами дорогих яхт.
Обратимся к холдингам. С течением времени холдингипостепенно изменяли свои функции и предназначения. Сегодня спектр разрешенной деятельности холдинга достаточно широк.
Холдинговая компания может подписываться на паи акционерных компаний в стране регистрации и за границей, приобретать паи, распоряжаться ими, использовать их стоимостные изменения и продавать их. Холдинг может, например, приобретать обыкновенные или привилегированные акции, а также акции с фиксированным дивидендом, паи компаний с ограниченной ответственностью и акционерных коммандитных товариществ. Холдинг может также проводить политику скрытого участия в акционерной компании. Обычно холдинг владеет простым пакетом акций (пая), блокировочным пакетом или даже контрольным. Чтобы с холдингом считались, достаточно владеть 10-30% акций.
Холдинговая компания может быть владельцем товарного знака и предоставлять его в распоряжение своей дочерней компании при условии, что этот товарный знак представляет собой дополнение к обычной деятельности компании. Передача товарного знака может осуществляться только по лицензии и только тем компаниям, паи которых принадлежат холдингу
Некоторые крупные финансово-промышленные группы в разных странах используют холдинг для скрытой монополизации рынка. Холдинг позволяет «скрыться» от антимонопольных комитетов.
Если холдинговая компания зарегистрирована на оффшорной территории, где не взимают подоходных и корпоративных налогов, то филиалы холдинга получают возможность извлекать дополнительную прибыль, аккумулируя свои капиталы в свободной от налогов зоне и не подвергая налогообложению доходы от процентов по депозитам, которые холдинг может использовать на нужды филиалов или инвестировать их вновь.
Льготы эти предоставляются в том случае, если деятельность компании ограничивается владением всевозможными долями только иностранных фирм, управлением и реализацией этих долей и если компания не занимается производственной деятельностью и не ведет общедоступных торговых операций на территории оффшорной зоны.
Оффшорные банки, трасты, холдинги, страховые компании - все это для крупного бизнеса и для крупных финансово-промышленных групп. Средний бизнес может использовать простую оффшорную компанию, и такая оффшорная компания будет сотрудничать с обычной компанией, совершая различные хозяйственные операции.
Деятельность мировых оффшоров некоторыми специалистами считается как «бегство» капитала из страны. Это негативно сказывается на развитии России, как впрочем и других стран, откуда «убегает» капитал.
Некоторые страны, в том числе и Россия, создают законы, пытаются применять какие-то меры, направленные на закрытие границ для «вывоза» капитала. Однако против законных способов государство ничего не сможет сделать.
По прогнозам некоторых специалистов, движение денег через оффшорные зоны будет обязательно расти.
Для компании и ее владельца деятельность через оффшорную зону будет всегда выгодной, она позволит сохранить заработанные деньги путем уменьшения налоговых платежей - бизнесу не важно, бюджету какой страны (юрисдикции) он будет платить, важно – в каком размере.
Отметим, что оффшорные (по своей экономической сути) зоны существуют не только на межстрановом уровне, но и на уровне регионов внутри страны, в том числе и в нашей стране. Постановлением Правительства Российской Федеpации от 19 июня 1994 года в России была образована первая оффшорная зона, названная зоной экономического благоприятствования Ингушетия.
Позднее были зарегистрированы зоны со льготным налогообложением в г. Смоленск, г. Углич (Ярославской области) и т.д. В подобных зонах местные власти снижали местные и территориальные налоги почти до нуля, взимая фиксированные сборы. Принцип действия компаний, зарегистрированных в подобных зонах, аналогичен действию через компании оффшорных зон, но только в рамках отдельных регионов России. Позднее законодательство нашей страны в налогообложении изменилось и подобные (к концу 90-х гг. ХХ века) зоны со льготным налогообложением были упразднены.
В г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-5 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный закон «О свободных экономических зонах». Данным законом предусматривалось создание и функционирование следующих типов зон:
- зона экспортного производства;
- свободная таможенная зона производственного типа;
- свободная таможенная зона торгового типа;
- инновационно - технологическая зона;
- сервисная зона;
- специальная экономическая зона.
Позднее был принят и действует по настоящее время Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Данным законом определено, что на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.
Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
В российском законодательстве есть ряд законодательных документов федерального и территориального значения, регламентирующих деятельность отдельных особых экономических зон, например:
- Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области";
- Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- Закон г. Москвы от 05.07.2006 № 31 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" и т.д.
В настоящее время действуют зоны со льготным налогообложением (на территории РФ) с четко ограниченным перечнем хозяйственных операций и субъектов деятельности. Подобные льготы направлены на развитие наукоемких технологий, развитие реального производства крупных инвестиционных проектов, т.е. функционирование подобных зон и субъектов, зарегистрированных в этих зонах, четко и целенаправленно контролируется государством.
Правительство нашей страны борется с «бегством» капитала и уклонением от налогообложения через оффшорные компании других стран.
Если Правительство России желает остановить «бегство» капитала за рубеж, то запретительных законов, приказов и постановлений, на наш взгляд, будет недостаточно. Ведь все равно в законе найдется множество «дырок», через которые просочатся деньги за рубеж. В таком случае Правительство должно создать такие условия в стране, что бы деньги не только не уходили, но и наоборот стремились в российскую экономику.