Понятие и основные признаки государства
Государство, в отличие от других социальных явлений, по мнению большинства специалистов, отличается следующими основными признаками и свойствами:
1) оно имеет особенную организацию политической публичной власти и государственный аппарат, основной задачей и назначением которых нормально управлять обществом и всем государством, самыми государственными органами власти;
2) государство и государственная власть имеют свой суверенитет и распространяют его и свою юрисдикцию только в пределах свои территории и только в отношении своих граждан и своей собственности;
3) каждое государство имеет свою постоянную (или временную) территорию, все, что находится на этой территории, является его собственностью (земля, воды, леса, полезные ископаемые, природные ресурсы и т.д.). Территория государства определяется государственными границами, которые отделяют одно государство от других государств;
4) государство как субъект международных и внутренне национальных правоотношений является юридическим лицом и имеет свою правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность);
5) государство имеет свою систему права и законодательства, регламентирующие деятельность всех государственных органов власти и должностных лиц, всех элементов гражданского общества, всех субъектов - физических и юридических лиц;
6) с помощью аппарата управления и принуждения, правоохранительных органов и действующего законодательства государство обеспечивает территориальную целостность и суверенитет государства, конституционный (государственный) устройство, национальную безопасность, правопорядок, гражданский мир и согласие, безопасность, права и свободы граждан;
7) каждое государство имеет свою финансово-денежную систему и валюту, которые необходимы для нормального функционирования и развития общества и его граждан;
8) государство и государственная власть имеет свою налоговую систему (налоговое законодательство, налоговые органы и т.д.), собирает или взимает налоги, делает займы и берет кредиты для решения общенациональных программ, финансирование бюджетных органов и учреждений, государственного аппарата и органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
9) государство, в отличие от других государств, свой государственный язык (одну или несколько);
10) государство имеет свою национальную культуру (материальную, духовную, историческую), свои обычаи и традиции;
11) каждое государство имеет свою внутреннюю и внешнюю государственную политику в разных сферах социальной жизни и выполняет много основных задач и функций;
12) государство имеет свою социально-политическую структуру и состоит из следующих основных элементов и компонентов: граждан, семьи, политических партий и общественных организаций, органов местного самоуправления и самоорганизации населения, различных предприятий, организаций, кооперативов и т.д., а также системы высших и местных органов государственной власти. В целом государство состоит из двух основных компонентов: из системы высших и местных органов государственной власти и различных субъектов гражданского общества (или другого общества).[2]
Помимо таких основных признаков, существуют и другие факультативные признаки и свойства государства. К ним можно отнести следующие:
- универсальность государства и государственной власти, верховенство государства и государственных интересов над частными интересами; диалектическое единство потребностей и интересов государства и общества, государства и гражданина;
- принцип подчинения и покорения государству и государственной власти; общеобязательность государственных законов и государственных решений; связанность государства и органов государственной власти правом и законом;
- принцип правомерности и законности государства, органов государственной власти и должностных лиц; политическая, нравственная, юридическая ответственность государства, государственной власти, государственных органов и должностных лиц;
- этика (нравственность) деятельности государственной власти, государственных органов и должностных лиц; обеспечение принципов социальной справедливости, политической и юридической равенства и равноправия всех граждан и юридических лиц в отношении государства, государственной власти и законов;
- обеспечение принципа свободы и ответственности за правонарушения всех граждан, иностранцев и юридических лиц; обеспечение и гарантии прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение гарантий для развития демократии и демократической культуры; ограниченность вмешательства государства в частную и личную жизнь человека и гражданина; обеспечение условий для всестороннего развития личности и тому подобное.
Наличие особой организации политической публичной государственной власти. Организация государства обусловлено, в первую очередь, организацией особых органов государственной власти, по которым оно начало отличаться от догосударственного или родового или родоплеменного общества. Во многих случаях такие государственные органы появились еще в эпоху родоплеменной организации общества - цари, правители, вожди, князья и др. В этот период, по сути, по мнению многих специалистов, уже существовал феномен государства и государственной власти, но еще не было названия и понятия государства и государственной власти. Названия таких социально-политических объединений давались по названию племен и их родоначальников - греки, римляне, германцы, русичи или Русь. Термин «государственная власть» связан с термином «государство» и происходит от этого слова, в противоположность социальной власти в семье, в роду. (Совета старейшин племен или союза племен). Перерастания социальной власти родоплеменной организации общества в государственной власти могло происходить двумя путями: 1) постепенным перерастанием одной социальной власти в другую - государственную; 2) простой изменения самого государства, а также появления идеи и самого слова «государство». (В первом разделе описано, откуда появилась идея государства, власти и от кого).
Термин «власть» означает:
1) Право управлять государством, политическое господство, властвование, всевластие.
2) Руководящие государственные органы: правительство, администрация, руководство, руководство.
3) Право и возможность распоряжаться, управлять кем, чем-нибудь.
4) перен. Сила чего-либо, могущество. Это слово связано со словом «властвовать» (властвовать) и означает господствовать, властвовать, властвовать, царствовать, править, распоряжаться или командовать.
В наше время органы государственной власти имеют сложную структуру и очень большой государственный аппарат управления и принуждения. Государственную власть составляют:
1) высшие органы государственной власти - верховная власть (царь, аристократия, демократия, законодательные органы власти (парламент), исполнительные органы государственной власти (правительство, кабинет министров). Президент - глава государства, высшие судебные органы;
2) центральные государственные органы власти и управления (министерства, государственные комитеты и т.п.);
3) местные органы государственной власти (органы государственной власти республик, штатов, провинций, областей, районов, городов, сел и поселков и т.д.). Довольно часто органы исполнительной власти также называют органами государственного управления.
Государственная территория. Каждое государство отличается от других (и аналогичных явлений) тем, что она имеет свою территорию. Государственная власть осуществляется только в пределах своей территории в отношении субъектов гражданского общества и иностранцев, проживающих на территории государства (за исключением дипломатических представителей, имеющих дипломатической неприкосновенности и особый правовой статус).
С первым и вторым признаками государства также связан политико-правовой институт гражданства или подданства (в зависимости от формы государственного правления). Гражданство - это политико-правовой институт, который выражает политико-правовую принадлежность данного лица к определенному государству, на основании которого возникает постоянная политико-правовая связь между гражданами и государством в форме взаимных юридических прав, свобод и обязанности.
Статус гражданина дает лицу все политические права и свободы, которые не имеют иностранные граждане и лица без гражданства, особенно в формировании органов государственной власти, - избирать и быть избранным, государственной службы (трудоустройство в государственном аппарате), участие в управлении государством и выполнения юридических обязанности связей.
В связи с этим гражданин государства - это живая клеточка государства и общества в целом, от качества которого зависит качество государства и общества.
Государственная власть в законах и решениях может закреплять население за определенными территориями, устанавливать режим проживания и передвижения в пределах территории, а также в другие государства за границу. На территориальный признак государства указывало многие исследователи. В частности, Ф. Энгельс подчеркивал разделение подданных государства по территориальному принципу.
Необходимость территориального признака государства осознали только в XIX в., Как отметил Г. Ф. Шершеневич.[3] Предыдущие определение государства («раннего времени») вовсе не указывают на установленную территорию как признак государства. Проблема заключается в том, что в древние времена и родовая община, и родоплеменная организация власти имели свою территорию. Для отдельных государств территория государства не была постоянной, особенно во время великого переселения народов, когда угры с верховья Волги передвигались через Киевскую Русь и остановились на территории нынешней Венгрии.
Государство возникло не потому, что население поделили по территориальному принципу, а потому, что территория государства является материальной базой развития общества, человека и самого государства. Без территории не могут существовать общество, государство и государственная власть. Территория государства дает материальные средства к существованию и развития государства и человека. Не случайно на протяжении всей истории человечества велись войны между государствами и народами за определенные территории, их природные национальные богатства и тому подобное.
Территория государства и все ее богатства принадлежат тому государству и тому народу, исторически на ней поселились. Территория государства - это собственность государства, нации и народа. По решению Организации Объединенных Наций, государство не может быть признана субъектом международных отношений, если она не имеет своей территории. Это касается и того случая, когда любой народ сформировал свое правительство - публичную власть, но не имеет своей территории.
В современную эпоху для существования государства недостаточно иметь свою территорию, но необходимо и политическое, и юридическое признание того или иного государства другими государствами мира - как равного и равноправного субъекта международных отношений. После распада СССР, например, возникла Приднепровская республика, когда входила в состав Молдовы, но сейчас ее ни одно государство мира официально не признает как самостоятельное государство.
Территория государства - часть земного шара, включающая сушу, воды и воздушное пространство над ними, который находится в пределах границ государства и под его суверенитетом. Территория государства подчинена исключительной и полной власти государства, которому она принадлежит. В широком смысле под территорией в международном праве понимается разное пространство земного шара с его сушей и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство с его космическими телами. По основным видам правового режима вся территория делится на три типа:
1) государственная территория;
2) территория с международным режимом;
3) территория со смешанным режимом.
Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
Государство не имеет права применять средства государственно-властного принуждения на территории другого государства. Территориальное верховенство означает также и юрисдикцию государства. Понятие территориального верховенства государства является шире понятия юрисдикции, поскольку оно выражает всю полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. В отдельных случаях юрисдикция государства распространяется за пределы его территории (например, она распространяется на лиц, сооружения и транспортные средства в море за пределами ее территориальных вод, исключительная юрисдикция над военными в открытом море, а в отдельных случаях - и на иностранной территории. [4]
Территория государства отмежевывается от остальной территории государственными границами. В соответствии с действующими нормами международного права государственные границы, как и территория государства, неприкосновенны. Нарушение территориальной неприкосновенности, целостности является нарушением международного права. Принцип территориальной неприкосновенности является общепризнанной нормой (принципу) международного права и закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций (п. 4 ст. 2)
Из политических, международных, исторических и географических позиций государство отождествляется с ее территории в пределах границ, поэтому территориальный признак является одновременно признаком и общества, и государства. Государство - это особая специфическая территория суши, воды и воздушного пространства в пределах существующей границы, которая сложилась в процессе исторического развития, деятельности и взаимодействия годовых народов и государств, всего мирового сообщества, которое служит материальной базой развития человека и общества. Территория - это материальная база развития государства и общества, необходимая для культурного и нравственного, духовного развития народа. Территория - это жизненное пространство, это политическое, экономическое, социальное, экологическое и правовое поле народа и государства. Территория - это космическое пространство; в пределах границы, который дается Богом нации и народа для создания, своего государства в пожизненное пользование с целью ее улучшения и совершенствования. Опустошение, экологическое загрязнение, нарушение экологического равновесия и безопасности ведет к экологическим и других экономических кризисов. Территория государства составляет географический образ государства и его содержание или характеристику.
Суверенитет государства. Суверенитет означает: верховная власть или верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в международных отношениях. Суверенитет с необходимой политической и юридической признаком государства. Реальное содержание и идеологическое обоснование суверенитета меняется на протяжении истории в зависимости от характера общественно-экономической формации. Суверенитет является одним из основных принципов международного права. В международно-правовом смысле суверенитет означает независимость государства во внешних и внутренних делах, то есть право самостоятельно определять свой образ действий в международных отношениях и свой общественный и политический строй. Суверенитет не дает государству ничем не ограниченной свободы действия на международной арене. Каждое государство должно уважать права других государств, которые защищаются международным правом, соблюдать заключенных между ними международных соглашений и ограничивать свою свободу действий в той или иной сферах. В то же время речь идет о соблюдении соглашений, которые не противоречат принципам международного права.
Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, которая выражается в верховенстве и независимости этой власти от других политических и социальных властей, от других субъектов политической системы и гражданского общества внутри страны, кроме суверенной власти всего народа, формирует представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Суверенитет всего народа в гражданском обществе стоит и должен стоять выше суверенитета государственной власти. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственной и общественной развития, формировать направления политики государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. [5]
Соотношение суверенитет народа - суверенитет нации - государственный суверенитет могут быть различными в зависимости от форм демократии и политических государственных режимов. В демократических обществах, в условиях гражданского общества и правового государства, приоритет отдается суверенитета народа (нации), а в антидемократических режимах приоритет принадлежит государственному суверенитету. В многонациональных государствах вступает в силу суверенитет народа. Суверенитет нации означает право наций на самоопределение, право на свою государственность и на суверенитет государства - в конечном итоге.
Внутренняя и внешняя сторона суверенитета означает, что государственная власть и само государство независимы от других государств и их политики. По этому признаку государство отличается от колоний и полуколоний, которые не имеют суверенной власти, а подчиняются метрополии или иной стране. Поэтому потеря суверенитета, ограниченно в значительной степени ведет к колониальной или неоколониальной зависимости.
Суверенитет государства и государственной власти можно рассматривать как формальный суверенитет, когда он политическое провозглашается и юридическое закрепляется в конституции, в других законах и декларациях, но фактически не реализуется.[6]
Таким образом, государственный суверенитет - это такой признак или свойство государства, тесно взаимосвязана с территориальному признаку и с функционированием особой публичной государственной власти. По сути это - неразрывные социально-политические явления.
Официальная система права и законодательства. Право и законодательство зародились в разные времена: право как совокупность природных и социальных субъективных прав возникает вместе с первыми людьми, первой семьей, родом, племенем. Закон и законодательство возникает с возникновением государства и государственной власти. Государственная власть начала свою законодательную деятельность, как известно, по систематизации и кодификации обычного права, уже существовало в родовой общине, в родоплеменной организации общества. Систематизация и кодификация обычного права началась с возникновением алфавита и письма. К возникновению письма обычное право существовало в устной форме, в правосознании общества, основными носителями и создателями его были религиозные деятели, мудрецы и вожди общин, родов и племен.
Система права и законодательства необходима и для защиты самой государственной власти и государства. Между ними существует тесная взаимосвязь: государство и государственная власть не могут существовать без системы права и законодательства, а законодательство - без государственной власти, Поскольку она его охраняет. Без охраны со стороны государства нормы законодательства превращаются в другие социальные нормы - обычаи, обычное право, мораль или перестают действовать вообще (отмирают). Это зависит от многих факторов. Поэтому любое государство и власть существуют с помощью физической и юридической силы (законов) или основана на добровольных моральных, религиозных, политических и международных убеждениях, принципах и нормах и тому подобное.
Невыполнение законов, грубое нарушение законодательства ведет к гибели государства, к потере дееспособности государства и юрисдикции над своей территорией и своим населением.
Указанные в предыдущем пункте признаки государства обусловливают ее особое, ведущее место и роль в политической системе общества. Эта роль государства проявляется в том, что она:
- определяет перечень субъектов, которые наделяются правом принимать участие в управлении делами общества, то есть определяет перечень материальных элементов политической системы общества; *
- определяет конкретные полномочия каждого из материальных элементов политической системы в сфере политических отношений; *
- контролирует, координирует и прекращает деятельность любых субъектов политики.
Таким образом, государство, опираясь на такие методы осуществления власти, как принуждение и убеждение, руководит и направляет деятельность других субъектов политической системы в том объеме, который, с ее тока зрения, необходим для решения общесоциальных задач. Достигается это путем определения и закрепления в нормативных актах и, прежде всего, в законах, принимаемых уполномоченными органами государства, прав и обязанностей других субъектов политической системы, различным содействием со стороны государства развитию демократических общественных отношений, обеспечение обязательного соблюдения всеми участниками общественных отношений требований закона, иных правовых актов. Государство осуществляет учет и контроль за деятельностью объединений граждан, предусматривает ответственность как организаций, так и индивидов за нарушение законодательства.
К тому же государство, особенно демократическое правовое, осуществляя политические функции, позволяет и поощряет граждан и их объединения принять участие в государственных делах, решать важнейшие общественные проблемы. Учитывая изложенное, следует признать, что современное демократическое государство является своеобразным центром притяжения всех политических сил и является выразителем и реализатором их интересов.
Рассматривая место и роль государства в политической системе, следует остановиться на проблеме соотношения государства с гражданским обществом. Определяющим при соотношении государства и гражданского общества является то, что государство:
а) способствует созданию гражданского общества и видит своим назначением служения такому обществу;
б) обеспечивает равные для всех возможности в сферах жизнедеятельности людей, основываясь на принципе социальной справедливости;
в) четко очерчивает границы своего вмешательства в дела человека и общества.
Регулирование общественных отношений осуществляется с помощью права, дифференцируется на публичное и частное, а выявление власти ограничено ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную.
Государство призвано функционировать для удовлетворения потребностей и интересов человека. Человек в соотношении с государством выступает как личность и гражданин. Государство должно в полной мере обеспечивать развитие индивида. Для этого каждое правовое демократическое государство обязано активно использовать такой институт, как народовластие, и придерживаться принципа суверенитета народа. Вместе с тем, сам человек не должен быть пассивным наблюдателем политической жизни, как это было в советское время, когда в теории политической системы ее субъектами считались исключительно соответствующие институты (партия, государство, общественные организации, трудовые коллективы).