Билет №14.1. Понятие и признаки гос органа. Классификация гос органов.2. Реализация права: понятие и формы

Основным структурным элементом механизма государства является именно орган государства, т. е. наделенная властными полномочиями для реализации функций государства опреде­ленная государственная структура. Особенность государствен­ного органа состоит втом, что он имеет определенные (уста­новленные) законом полномочия по осуществлению государст­венной власти; он имеет свою компетенцию, состоящую изправ и обязанностей по выполнению государственных функ­ций. Орган государства создается государством и действует от его имени. Он обладает определенной самостоятельностью, ор­ганизационной обособленностью, его решения обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства. Не каждое государственное учреждение является государственно-властным органом и входит в механизм государства (например, больница, школа).

В отличие от государственных организаций орган го­сударства характеризуется следующими признаками:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выбо­ров, назначения и др.);

6) наделен властными полномочиями определенного содержа­ния и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;

в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нор­мативные правовые и правоприменительные);

г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устаавливаемых в законодательном порядке;

д) действует от имени государства;

е) наделен собственными функциями, которые нередко не сов­падают с функциями государства и осуществляются в специфиче­ских организационно-правовых формах;

ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый ста­тус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

Виды органов государства. 2. Принципы их организации и деятельности

В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной счи­тается классификация по принципу разделения властей,т.е. деле­ние органов государства на законодательные, исполнительные и су­дебные.

По способу созданияорганы государства подразделяются на первичные и производные.

Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы обра­зуются первичными органами, которые и наделяют их необходимы­ми полномочиями (например, исполнительные органы, органы про­куратуры и др.).

По объему властных полномочийорганы государства делятся на высшие и местные. Но не все местные органы являются государ­ственными, например, органы местного самоуправления не входят в государственную систему. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные цолномочия на всю территорию государства. Местные органы госу­дарства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.

По широте компетенциивыделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (Правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении ка­кой-либо одной функции или одного вида деятельности (Министер­ство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции и др.). По способу решения вопросоворганы государства могут быть

коллегиальными (парламент, Правительство, Центральная избира­тельная комиссия) и единоначальными (Президент, Уполномочен­ный по правам человека).

Можно также выделить органы, которые действуют в обычныхи чрезвычайныхусловиях. Последние чаще всего временные орга­ны. В федеративных государствах принято деление на общефеде­ральныеорганы и органы субъектовфедерации.

Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основопо­лагающие требования,предъявляемые к построению и действию органов государства. Данные требования не остаются неизменными в различных государствах и на разных этапах их развития. Напри­мер, в Советском государстве наиболее важными были следующие принципы: партийного руководства; подчинения работы аппарата политике; широкого участия масс в управлении делами государст­ва; демократического централизма; социалистической законности; интернационализма; научного планирования и др.

В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:

1) легальный порядок образования и действия;

2) принцип законности;

3) оптимальность построения и структуры государственного ап­парата, эффективность его деятельности;

4) профессионализм и компетентность государственных слу­жащих;

5) защита государственных служащих от неправомерного вме­шательства в их профессиональную деятельность;

6) приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: а) признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата; б) основ­ным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством;

7) разграничение компетенции и сфер ведения между различ­ными органами;

8) открытость государственной службы, т.е. доступность обще­ственному контролю;

9) равный доступ граждан к государственной службе;

10) принцип разделения властей.

Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата.

2. Реализация права: понятие и формы. И. Матузов и А.В. Малько под реализацией пра­ва понимают «процесс воплощения юридических пред­писаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений»

В.И. Леушин считает, что реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гаранти­рованных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций

Л.А. Морозова обращает внимание на следующие важные особенности процесса реализации права:

■ реализация всегда связана с правомерным пове­дением. Только правомерное поведение участни­ков общественных отношений реализует норму права, неправомерные действия нарушают ее;

■ в реализации права заинтересован, прежде всего, тот субъект, который обладает субъективным пра­вом, поскольку он в результате реализации может приобрести определенные блага, достичь необхо­димой цели, удовлетворить свой интерес и т. п.;

■ реализация — это не однообразное, однолинейное действие права, она осуществляется в различных формах, поскольку разнообразны общественные от­ношения, на которые воздействует право, неоди­наковы методы правового регулирования, неоди­наков правовой статус субъектов права, различны виды правовых норм и т. д.251

Все отмеченные факторы влияют на формы реали­зации, предопределяют ту или иную из них для конк­ретных жизненных ситуаций.

Практика свидетельствует, что наиболее сложив­шимися и очевидными являются четыре формы реали­зации права: соблюдение, исполнение, осуществление (использование) и применение.

Первые три считаются простыми, а четвертая — применение — сложной формой реализации. В основе указанных форм лежат степень активности субъектов права в процессе реализации, а также правовое поло­жение отдельных из них в механизме правореализа-ции (например, управомоченный или обязанный).

1.Правомерность — необходимый элемент правореализа-ционных процессов, и о действительности реализации права можно говорить лишь там, где налицо правомерный характер складывающихся правовых отношений

2. Реализация права всегда ориентирована на достиже­ние заложенных или запрограммированных в нормах права це­лей. Законодатель и иной правотворец, создавая и вводя в действие правовое предписание, имеет в виду охрану или регулирование каких-либо человеческих интересов

. Реализация права выглядит как особая разновидность юридической деятельности, влекущей возникновение опре­деленных правовых последствий.

Непосредственнаяреализация права и ее формы

Нормы права формулируются по-разному. В одних содержатся дозволения (управомочивающие нормы), в других дается указание на обязанность совершить определенное поведение (обязывающие нор­мы), а в третьих формулируется запрет (запрещающие нормы). Соот­ветственно этому обозначаются и формы реализации:

1) использование — осуществление своих прав, совершение субъ­ектами права дозволенных правом действий (например, право на по­лучение высшего образования, право на свободу слова).

Это наиболее демократичная форма реализации права, поскольку она связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъекта права. Однако использование должно осуществ­ляться в пределах закона, иначе оно превратится в злоупотребление правом (например, реализация права на свободу слова в виде громких выкриков после 23 часов будет нарушать спокойствие других лиц);

2) исполнение — обязательное совершение предусмотренных нор­мой права действий. Речь в данном случае идет о реализации преду­смотренных нормами права активных обязанностей (например, обу­чение в вузе предполагает совершение необходимых действий для ус­воения учебных курсов, предусмотренных программой обучения: посещение лекций, подготовка к семинарам и активная работа в про­цессе их проведения, написание курсовых работ и их защита, др.).

Исполнение касается граждан и организаций (обязанность пла­тить налоги), государственных органов (обязанность реагировать на жалобы и обращения граждан) и должностных лиц (обязанность со­трудника ГБДД при необходимости проводить досмотр транспорт­ных средств).

Если субъекты права не выполняют юридические обязанности, они могут быть наказаны;

3) соблюдение состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий. От субъектов права требуется совершение пассивных обязанностей (например, не оскорблять, не мешать работать на лекции сокурсникам, не нарушать их неприкосновен­ность и т. д.).

Соблюдение характеризуется следующими особенностями:

♦ оно связано с государством и возможностью государственного принуждения;

♦ его границы определены более четко, нежели границы исполь­зования или исполнения;

♦ оно служит важной гарантией осуществления прав и свобод другими гражданами;

♦ соблюдение может быть добровольным и принудительным;

♦ соблюдение — это не частное дело. Оно всегда касается требуе­мого обществу или многим лицам поведения, а потому государство требует императивно их совершения.

Если все происходит так, как было задумано законодателем, речь идет о непосредственном типе осуществления права, или о реализа­ции права, производимой субъектами, как правило, добровольно, с пониманием того, что установление норм права преследует общест­венно-необходимые цели.

Реализация права может происходить как в общих, так и в кон­кретных правоотношениях. В общих правоотношениях реализуются, как правило, запреты (уголовно-правовые, административно-право­вые). В конкретных реализация права (исполнение и использование) более ощутима и очевидна. В этих правоотношениях субъекты приоб­ретают определенные блага, выполняют конкретные обязанности. Именно так реализуется большинство правовых норм.

Наши рекомендации