Билет №14.1. Понятие и признаки гос органа. Классификация гос органов.2. Реализация права: понятие и формы
Основным структурным элементом механизма государства является именно орган государства, т. е. наделенная властными полномочиями для реализации функций государства определенная государственная структура. Особенность государственного органа состоит втом, что он имеет определенные (установленные) законом полномочия по осуществлению государственной власти; он имеет свою компетенцию, состоящую изправ и обязанностей по выполнению государственных функций. Орган государства создается государством и действует от его имени. Он обладает определенной самостоятельностью, организационной обособленностью, его решения обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства. Не каждое государственное учреждение является государственно-властным органом и входит в механизм государства (например, больница, школа).
В отличие от государственных организаций орган государства характеризуется следующими признаками:
а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устаавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Виды органов государства. 2. Принципы их организации и деятельности
В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей,т.е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.
По способу созданияорганы государства подразделяются на первичные и производные.
Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями (например, исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).
По объему властных полномочийорганы государства делятся на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления не входят в государственную систему. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные цолномочия на всю территорию государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.
По широте компетенциивыделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (Правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (Министерство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции и др.). По способу решения вопросоворганы государства могут быть
коллегиальными (парламент, Правительство, Центральная избирательная комиссия) и единоначальными (Президент, Уполномоченный по правам человека).
Можно также выделить органы, которые действуют в обычныхи чрезвычайныхусловиях. Последние чаще всего временные органы. В федеративных государствах принято деление на общефедеральныеорганы и органы субъектовфедерации.
Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основополагающие требования,предъявляемые к построению и действию органов государства. Данные требования не остаются неизменными в различных государствах и на разных этапах их развития. Например, в Советском государстве наиболее важными были следующие принципы: партийного руководства; подчинения работы аппарата политике; широкого участия масс в управлении делами государства; демократического централизма; социалистической законности; интернационализма; научного планирования и др.
В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:
1) легальный порядок образования и действия;
2) принцип законности;
3) оптимальность построения и структуры государственного аппарата, эффективность его деятельности;
4) профессионализм и компетентность государственных служащих;
5) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;
6) приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: а) признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата; б) основным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством;
7) разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;
8) открытость государственной службы, т.е. доступность общественному контролю;
9) равный доступ граждан к государственной службе;
10) принцип разделения властей.
Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата.
2. Реализация права: понятие и формы. И. Матузов и А.В. Малько под реализацией права понимают «процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений»
В.И. Леушин считает, что реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и организаций
Л.А. Морозова обращает внимание на следующие важные особенности процесса реализации права:
■ реализация всегда связана с правомерным поведением. Только правомерное поведение участников общественных отношений реализует норму права, неправомерные действия нарушают ее;
■ в реализации права заинтересован, прежде всего, тот субъект, который обладает субъективным правом, поскольку он в результате реализации может приобрести определенные блага, достичь необходимой цели, удовлетворить свой интерес и т. п.;
■ реализация — это не однообразное, однолинейное действие права, она осуществляется в различных формах, поскольку разнообразны общественные отношения, на которые воздействует право, неодинаковы методы правового регулирования, неодинаков правовой статус субъектов права, различны виды правовых норм и т. д.251
Все отмеченные факторы влияют на формы реализации, предопределяют ту или иную из них для конкретных жизненных ситуаций.
Практика свидетельствует, что наиболее сложившимися и очевидными являются четыре формы реализации права: соблюдение, исполнение, осуществление (использование) и применение.
Первые три считаются простыми, а четвертая — применение — сложной формой реализации. В основе указанных форм лежат степень активности субъектов права в процессе реализации, а также правовое положение отдельных из них в механизме правореализа-ции (например, управомоченный или обязанный).
1.Правомерность — необходимый элемент правореализа-ционных процессов, и о действительности реализации права можно говорить лишь там, где налицо правомерный характер складывающихся правовых отношений
2. Реализация права всегда ориентирована на достижение заложенных или запрограммированных в нормах права целей. Законодатель и иной правотворец, создавая и вводя в действие правовое предписание, имеет в виду охрану или регулирование каких-либо человеческих интересов
. Реализация права выглядит как особая разновидность юридической деятельности, влекущей возникновение определенных правовых последствий.
Непосредственнаяреализация права и ее формы
Нормы права формулируются по-разному. В одних содержатся дозволения (управомочивающие нормы), в других дается указание на обязанность совершить определенное поведение (обязывающие нормы), а в третьих формулируется запрет (запрещающие нормы). Соответственно этому обозначаются и формы реализации:
1) использование — осуществление своих прав, совершение субъектами права дозволенных правом действий (например, право на получение высшего образования, право на свободу слова).
Это наиболее демократичная форма реализации права, поскольку она связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъекта права. Однако использование должно осуществляться в пределах закона, иначе оно превратится в злоупотребление правом (например, реализация права на свободу слова в виде громких выкриков после 23 часов будет нарушать спокойствие других лиц);
2) исполнение — обязательное совершение предусмотренных нормой права действий. Речь в данном случае идет о реализации предусмотренных нормами права активных обязанностей (например, обучение в вузе предполагает совершение необходимых действий для усвоения учебных курсов, предусмотренных программой обучения: посещение лекций, подготовка к семинарам и активная работа в процессе их проведения, написание курсовых работ и их защита, др.).
Исполнение касается граждан и организаций (обязанность платить налоги), государственных органов (обязанность реагировать на жалобы и обращения граждан) и должностных лиц (обязанность сотрудника ГБДД при необходимости проводить досмотр транспортных средств).
Если субъекты права не выполняют юридические обязанности, они могут быть наказаны;
3) соблюдение состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий. От субъектов права требуется совершение пассивных обязанностей (например, не оскорблять, не мешать работать на лекции сокурсникам, не нарушать их неприкосновенность и т. д.).
Соблюдение характеризуется следующими особенностями:
♦ оно связано с государством и возможностью государственного принуждения;
♦ его границы определены более четко, нежели границы использования или исполнения;
♦ оно служит важной гарантией осуществления прав и свобод другими гражданами;
♦ соблюдение может быть добровольным и принудительным;
♦ соблюдение — это не частное дело. Оно всегда касается требуемого обществу или многим лицам поведения, а потому государство требует императивно их совершения.
Если все происходит так, как было задумано законодателем, речь идет о непосредственном типе осуществления права, или о реализации права, производимой субъектами, как правило, добровольно, с пониманием того, что установление норм права преследует общественно-необходимые цели.
Реализация права может происходить как в общих, так и в конкретных правоотношениях. В общих правоотношениях реализуются, как правило, запреты (уголовно-правовые, административно-правовые). В конкретных реализация права (исполнение и использование) более ощутима и очевидна. В этих правоотношениях субъекты приобретают определенные блага, выполняют конкретные обязанности. Именно так реализуется большинство правовых норм.