Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Для студентов заочной формы обучения рекомендуется следующая общая модель самостоятельной работы при изучении конкретной темы учебного плана:
· Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
· Изучение и анализ выбранных источников.
· Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
· Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
· Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
· Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
· Выполнение контрольных работ в соответствии с учебным планом.
· Подготовка к семинарам (практическим занятиям).
Методические указания для выполнения контрольных работ и подготовки к семинарам для студентов заочной формы обучения
Контрольная работа по земельному праву для студентов заочной формы обучения заключается в решении задач и выполняется студентами по одному из трех вариантов. Студенты, фамилии которых начинаются с букв от «А» до «И» включительно, выполняют работу по первому варианту; от «К» до «С» - по второму; от «Т» до «Я» - по третьему варианту.
Перед выполнением контрольной работы следует ознакомиться с программой курса и методическими указаниями к изучению земельного права, проанализировать рекомендованные нормативные правовые акты, учебную и специальную литературу по теме выполняемой работы.
Контрольная работа должна быть четко выстроена и логично последовательна. Она должна отражать собственное понимание студентом существа вопроса и способность самостоятельно аргументировать выводы нормами действующего земельного законодательства, основываясь на теоретических положениях.
Решение задачи следует начинать с характеристики правового института, нормы которого регулируют данные общественные отношения. В процессе решения задачи студент должен проанализировать фактические обстоятельства, изложенные в условии; дать им правильную юридическую квалификацию; определить правовые нормы, подлежащие применению; юридически грамотно сформулировать конечный вывод по задаче и, если необходимо, составить проект документа (искового заявления, решения суда и др.).
Ответы на все поставленные вопросы должны быть полными и обоснованными ссылками на соответствующие нормативные правовые акты. Контрольная работа должна включать список использованных нормативных правовых актов, а также специальной литературы.
Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц стандартного машинописного текста.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам. Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы в системе экологического права: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного экологического законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов.
Пример контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Вариант 1
Задача 1
Между администрацией муниципального образования (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен долгосрочный договор земельного участка.
Впоследствии при разграничении государственной собственности на этот земельный участок право собственности на него было зарегистрировано за Российской Федерацией, вследствие чего между сторонами договора и Территориальным управлением Росимущества (далее - Управление) было заключено соглашение о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей арендодателя по упомянутому договору аренды.
В договор аренды также было внесено положение о том, что при расторжении договора арендатор обязан вносить арендную плату за пользование земельным участком до момента государственной регистрации прекращения договора.
В дальнейшем в соответствии с муниципальным контрактом объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке, перешли из собственности общества в муниципальную собственность.
В связи с этим общество обратилось в Управление с предложением о расторжении ранее заключенного с ним договора аренды земельного участка. Управление согласилось расторгнуть договор, но только после полного погашения задолженности по арендной плате вплоть до момента государственной регистрации прекращения договора.
Общество обратилось в суд с требованием расторгнуть договор аренды земельного участка.
Вопросы:
1) Какова судьба договора аренды земельного участка при отчуждении находящихся на нем объектов недвижимости?
2) Происходит ли замена арендатора земельного участка при отчуждении объекта недвижимого имущества, находящегося на данном участке, на приобретателя этого объекта?
3) Вправе ли лицо, выбывшее из арендных правоотношений, требовать расторжения договора аренды земельного участка?
4) С какого момента у прежнего арендатора прекращается обязанность по уплате арендной платы?
Решите дело.
Задача 2ОАО в 2009 году приобрело по договору купли-продажи здание, находящееся на земельном участке, который продавцу здания был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования. ОАО полагая, что в порядке п.1 ст. 35 Земельного кодекса РФ к нему перешло право постоянного (бессрочного) пользования на соответствующий земельный участок, обратилось в территориальное отделение Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования. Росреестр отказал обществу в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, мотивировав тем, что с момента введения в действие Земельного кодекса РФ, согласно п.1 ст. 20 ЗК РФ, земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только лицам, указанным в п.1 ст. 20 ЗК РФ.
Вопросы:
1) в каком порядке юридические лица, не указанные в п.1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные им на этом праве до введения в действие Земельного кодекса РФ?
2) если собственник здания, строения, сооружения не переоформил право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, занятый имеющимся у него в собственности зданием, строением, сооружением, до его продажи, какое право переходит к приобретателю здания, строения, сооружения?
3) правомерен ли отказ Росреестра обществу в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок?
4) какие виды прав и в каком порядке общество может оформить на данный на земельный участок?
Задача 3
ООО и уполномоченный орган власти заключили между собой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, для строительства дворца спорта. В период действия договора общество зарегистрировало право собственности на возведенный на данном участке объект незавершенного строительства. В порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ общество обратилось в уполномоченный орган власти с заявлением о выкупе земельного участка.
Вопросы:
1) в каком порядке в настоящее время осуществляется приватизация земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями?
2) что означает «исключительное» право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, установленное абзацем 2 пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ?
3) как определяется при этом размер земельного участка?
4) подпадают ли под действие ст. 36 Земельного кодекса РФ объекты незавершенного строительства?
5) имеются ли у общества основания для выкупа земли?