Развитие культурных традиций в послепетровское время

В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, «осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала - один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе». Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Так, в публичный маскарад «иметь приезд всему дворянству с фамилиями», «в приличных масках», «а кто не дворянин, тот бы в оный маскарад быть не дерзал». Таким образом, маскарады признавались чисто дворянским развлечением. (В Приложении представлен сценарий маскарада екатерининской эпохи).

Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, где играл Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов.

«Для дворянства и всей публики» в Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчивый итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Недолгое существование (1759-1761 годы) Оперного дома внесло оживление в культурную и общественную жизнь города. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непремен- ными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары.

Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. И елизаветинское время дает нам пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни.

Петровские реформы стали началом постепенной перестройки дворянских досугово-бытовых традиций по европейским стандартам. Наиболее ярко это выразилось в развитии отечественного клубного движения, когда в обществе стали возникать культурно-досуговые структуры не побочно, а специально занимающиеся организацией повседневного общения.

Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян - Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов Начало 19 века - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств :большой теннис, конный спорт . Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).

В 1772 году появился Английский клуб в Москве. Во времена Павла I его закрыли, но с июля 1802 года он снова возобновил свою деятельность. Среди членов данного клуба значились целые династии аристократов - Гагарины, Голицыны, Волконские, Одоевские, Трубецкие, Хрущевы, Шаховские, Оболенские и многие другие.

Много сходного с английскими клубами имели в России многочисленные Благородные собрания. В Москве такое собрание возникло в 1783 году. Основателями его стали князь А. Б. Долгорукий и сенатор М. Ф. Соймонов. Екатерина II специальным рескриптом передала в его полную собственность обширный дом в Охотном ряду. Александр I сразу после коронации не только посетил собрание, но и вступил в его члены. Собрание получило высокий титул Российского благородного собрания.

Членами этого собраний могли стать лишь представители дворянского сословия.

Предреволюционные процессы изменили коллективные формы проведения дворянского досуга. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения. Получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д. Они начали зарождаться еще в первой половине XIX века.

Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки объединяли дворян по интересам. Домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. «Домашние» образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, которые пополнялись сочинениями гостей, родственников.

Таким образом, русское дворянство 18 - 19 вв. было порождением петровской реформы. Ориентация на западную культуру коренным образом изменило представления о светской жизни, модели поведении, в том числе о проведении свободного времени. Появляются новые формы проведения досуга дворян - «ассамблеи». Петр ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества - катания по Неве. В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян - Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Далее получили распространение аристократические клубы, салоны, кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и т.д.

Заключение

Таким образом, целью работы являлось исследование культурных традиций русского дворянства.

Петровские реформы внесли изменения в формы досуговой деятельности высшего российского сословия - дворянства, переориентировав его на европейскую модель поведения (голландско-немецкую и французскую). Этой цели отвечали утвержденные указом царя «ассамблеи», учившие дворян общаться по западному образцу, прививавшие русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка и танцы. Дворяне должны были участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. К «Учениям Невского флота» приурочивались катания дворян на гребных и парусных судах.

Высшая аристократия, как и мелкое и среднее дворянство, отмечало праздники, связанные с церковными датами, участвовало в публичных увеселениях, гуляниях, игрищах, но при этом стремилось отгородиться от «простолюдинов». Поэтому праздники организовывались для приглашенных дворян в имениях.

Дворянская среда стала порождать уже без указов царя свои формы развлечений. «Ассамблеи» в эпоху Екатерины II стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий, маскарадам, званым ужинам. С конца 18 века стали возникать клубные формы досуга (Английские клубы, Благородное собрание, Императорский яхт-клуб). Начало 19 века стало временем развития салонов и кружков различной направленности. Салоны более походили на гостевые вечера с обязательным присутствием хозяина (хозяйки), четким сценарием, концертной программой. Кружки же объединяли дворян по интересам. Появились первые музеи (Кунсткамера в Петербурге, Эрмитаж в Зимнем Дворце), публичные театры, организовывались художественные выставки.

К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).

Наши рекомендации