Классификация юридических фактов. 1. По волевому признаку

1. По волевому признаку

а) действия – юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений

· правомерные действия - выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызвать своими действиями наступление юридических последствий или не вызывать, правомерные действия делятся на:

o юридические акты - это такие действия, которые совершены с целью добиться конкретного правового результата (заключение гражданско-правовой сделки или трудового договора, вступление в брак)

o юридические поступки – такие правомерные действия, которые не преследуют правовых целей, но объективно, независимо от воли и намерений субъекта, порождают правовые последствия (создание литературного произведения или изобретения является актом творчества, но в результате возникают авторские права)

Юридические акты и юридические поступки могут быть формальными (для возникновения правовых последствий достаточно самих действий) и результативными (если правовые последствия порождаются не самими действиями, а их результатами).

· неправомерные действия – это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления.

o правонарушения (делятся на преступления и проступки)

o объективно противоправные деяния (не влекут юридической ответственности).

б) события – такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (различные стихийные бедствия, истечение определенного срока, достижение установленного законом возраста, естественная смерть лица и др.). Перечисленные события являются абсолютными. Лазарев выделяет также относительные события – они вызваны поступками и действиями людей, которые не становятся участниками возникающего правоотношения.

2.по последствиям

1) правообразующие (вызывают возникновение правоотношений)

2) правоизменяющие (изменяют правоотношение, например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами)

3) правопрекращающие (обусловливают прекращение правоотношений).

3. по структуре

1) простые (элементарные юридические факты)

2) сложные (фактические составы), когда для возникновения определенного правоотношения требуется не одно, а несколько условий, совокупность фактов.

§ по принципу независимого накопления элементов состава (простая совокупность)

§ по принципу последовательного накопления элементов, юридические последствия наступают в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

Особое место среди юридических фактов занимают правовые состояния – это длящиеся обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношение с другими людьми (например, гражданство, болезнь, трудовой стаж и др.).

Правотворчество, его формы и принципы. Стадии правотворчества

Подходы к пониманию (Сенякин И.Н.):

• узкая трактовка – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами

• широкая трактовка – весь процесс, начиная с момента правотворческого замысладо практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование)

Правотворчество – это особого рода деятельность в основном государственных органов по разработке и принятию норм права, это процесс возведения в закон государственной воли. (Парфенов)

Правотворчество – особая форма гос. деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. (Сенякин И.Н.)

Правотворчество – вид гос. деятельности, в результате которой волянарода (класса, соц. группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме правав виде определенного источника права (Комаров С.А.)

Признаки правотворчества (Парфенов):

1. Последняя стадия формирования права, в которой происходит воплощения правовых идей в нормы права;

2. Деятельность особых субъектов, компетентных издавать нормы права в государственных органах или по поручению, или с согласия государства правотворческие функции могут делегироваться негосударственным органам

предварительное санкционирование – государство сразу по определенному кругу вопросов разрешает негосударственным органам издавать нормы являющиеся правовыми;

последующие санкционирование – государство поручает разработать проект какой-либо организации, а проект утверждается органами государственной власти;

3. В результате правотворческой деятельности рождается норма права, то есть правило поведения, общественная характеристика. Рожденная норма содержит новое правило или отменяет действие прежнего правила или изменяет прежнее правило;

Общественная характеристика нормы:

• действует непрерывно, рассчитана, на неоднократное применение.

• субъекты не конкретизированы.

4. Это фиксирование каких-либо источников права, формулирование норм;

5.Одна из форм осуществления функции государства;

6. Деятельность по отражению общественных потребностей или потребностей отдельных социальных слоев.

Факторы, обуславливающие характер правотворчества (Парфенов):

Экономические условия жизни общества, уровень развития производительных сил и производительных отношений;

Социальная и национальная структура общества;

Внутриполитическая и внешнеполитическая программа;

• Господствующей в обществе идеологией и правосознанием;

Сущностью и формой государства;

Предыдущим развитием правовой надстройки.

Принципы правотворчества – основные правила, руководящие идеи, организационные начала, действующие в процессе создания норм права. (Парфенов).

1. Демократизм проявляется в:

• реализации в процессе создания норм права компромисса и интересов различных групп общества;

• принятие законов путем референдума;

обсуждение проектов законов в правотворчестве через представительные органы власти;

• действие принципа верховенства законов принятыми представительнымиорганами над всеми иными подзаконными актами;

опубликовании принимаемых актов;

• широкая гласность и открытость правотворческогопроцесса.

2. Научная обоснованность:

• использование научных методов и приемов при изучении общественныхявлений, которые подлежат урегулированию с помощью норм права;

• использование знаний юридических наук при составлении правовых актов, использование наработанных приемов и способов юридической техники;

• проведение научных экспертизпроектов нормативных актов;

экспериментальнаяпроверкаэффективности принимаемых норм права.

3. Объективность – нельзя игнорировать законы общественного развития

4. Принцип законности:

• принятие норм права конкретным органом;

• соблюдение правотворческой процедуры принятия нормативных актов;

непротиворечивости издаваемых актов законам и конституции. Принцип законности – в противовес принципа. произвола

5. Оперативность – быстрое и своевременное принятие нормативных актов приводит к непродуманности решений, поэтому иногда следует руководствоваться принципом медлительности – все тщательно продумывать.

6. Профессионализм – осуществление правотворчества лицами, которые профессионально, на постоянной основе занимаются этой деятельностью (профессиональные юристы, политики).

Направления совершенствования правотворческого процесса (Сенякин И.Н.):

• долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительных работ

• единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона

• независимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламента законопроектов

• юридический всеобуч парламентариев правилам законодательной работы

7. Непрерывность правотворческого процесса – изменения в общественной жизни непрерывны и все должны находить постоянное отражение в правотворческой деятельности государства.

8. Использование правового опыта(Пучков О.А.)

9. Связь с практикой(Пучков О.А.)

10. Планирование(Комаров С.А.)

11. Строгая дифференциация правотворческих полномочий(Комаров С.А.)

Виды правотворчества

В зависимости от субъектного состава органов (Сенякин И.Н.):

• Правотворчество государственных органов – разветвленная деятельность всех органов гос. власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результат: н.п.а.: законы и подзаконные акты.

• Санкционированное правотворчество – разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которого является исключительно подзаконные н.п.а. или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

• Референдум – проводится по наиболее важным вопросам гос. и общественной жизни. Народ осуществляет власть непосредственно

В зависимости от субъектов правотворчества:

• Законотворчество – правотворчество высших представительных органов

• Подзаконное правотворчество

В зависимости от субъектов правотворчества (Комаров С.А.)

• Правотворчество государственных органов

• Непосредственное правотворчество народа (референдум)

• Совместное правотворчество гос. органов и общественных организаций

Делегирование

Санкционирование

По формам правотворчества (Парфенов):

• Издание НПА;

• Создание судебного прецедента;

• Принятие нормативных договоров двумя и более сторонами;

• Санкционированныегосударством обычаи, которые существовали в обществе;

• Создание доктрин, научных теорий, которые становятся источниками права.

Классификацияприменительно к РФ(По субъектам правотворчества) (Парфенов):

1. Народ в целом (референдум):

Императивный

Консультативный – выявление общественного мнения для последующего принятия решения органов государственной власти

2. Федеральным органом РФ

Законодательный орган гос. власти – Федеральное Собрание

• ФКЗ;

• ФЗ;

• Постановления палат ГД и СФ по внутренним орг. вопросам.

Президент

• Указы (нормативные и ненормативные);

• Распоряжения (чаще ненормативные).

Правительство

• Постановления

• Решения

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

• нормативные приказы

3. Высший судебный орган

Постановления КС РФ – может отменять неконституционные нормативные акты (негативное правотворчество)

4. Органы власти и управления субъекта РФ;

5. ОМС;

6. Руководящие органы государственных предприятий и учреждений;

7. Негосударственные органы (по делегированию);

8. Совместное правотворчество (коллективные договор, постановления ВЦИК, СНК)

Наши рекомендации