Система налоговых органов РФ
Реализуется налоговый механизм через систему налоговых органов РФ.
Налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ и ее территориальные подразделения. В определенных случаях полномочия налоговых органов выполняют таможенные органы.
В соответствии со ст. 30 Н К РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Система налоговых органов РФ представлена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Система налоговых органов в РФ
Федеральная налоговая служба РФ при Минфине России возглавляет налоговую систему страны и представляет ее первый (высший) уровень.
Основные функции, возложенные на ФНС по контролю и надзору за:
- соблюдением налогового законодательства РФ о налогах и сборах;
- соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции;
- правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
- информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
§ государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
§ представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы в каждом из девяти федеральных округов (объединяющие 85 субъектов РФ), в том числе:
1) в Центральном федеральном округе (ЦФО), объединяющем 18 субъектов РФ, центром которого является г. Москва;
2) в Северо-Западном ФО, объединяющем 11 субъектов РФ. Центр - г. Санкт-Петербург;
3) в Приволжском ФО, объединяющем 14 субъектов РФ. Центр - г. Нижний Новгород;
4) в Южном ФО, объединяющем 6 субъектов РФ. Центр - г. Ростов-на-Дону;
5) в Уральском ФО, объединяющем 6 субъектов РФ. Центр - г. Екатеринбург;
6) в Сибирском ФО объединяющем 12 субъектов РФ. Центр - г. Новосибирск;
7) в Дальневосточном ФО, объединяющем 9 субъектов РФ. Центр - г. Хабаровск;
8) в Северо-Кавказском ФО, объединяющем 7 субъектов РФ. Центр - г. Пятигорск.
9) в Крымском ФО, объединяющем 2 субъекта РФ. Центр - г. Симферополь.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы для:
- осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
- проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
§ разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти;
§ разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
§ производство и оборот этилового спирта, табачной продукции;
§ электроэнергетика;
§ производство и реализация продукции металлургической промышленности;
§ оказание транспортных услуг;
§ оказание услуг связи.
Региональные управления ФНС России по субъектам РФ расположены в столице каждого из 85 субъектов РФ и осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах по конкретному субъекту РФ.
Региональным управлениям ФНС России подчиняются территориальные инспекции ФНС России, которые работают непосредственно с налогоплательщиками и функционируют в городах, городских районах.
Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют права и определяют обязанности налоговых органов (таблица 1.4).
Таблица 1.4 - Права и обязанности налоговых органов
Права налоговых органов | Обязанности налоговых органов |
Требовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов | Соблюдать законодательство о налогах и сборах |
Проводить налоговые проверки | Вести учет налогоплательщиков |
Производить выемку документов при проведении налоговых проверок | Осуществлять контроль за соблюдением законодательства |
Вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов | Проводить разъяснительную работу по применению законодательства |
Приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, налоговых агентов | Осуществлять возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов |
Осматривать любые производственные, складские и иные помещения налогоплательщика | Направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа |
Определять суммы налогов к уплате и др. | Соблюдать налоговую тайну |
Кроме налоговых органов налогоплательщиков контролируют:
1)таможенные органы во главе с Федеральной таможенной службой РФ (ст. 34 НК);
2) финансовые органы во главе с Минфином России и его территориальными органами (ст. 342 НК РФ).
В настоящее время ФНС России находится в ведении Минфина России;
3) органы внутренних дел, которые по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
В российском законодательстве существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:
1) уголовная. Наступает за преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ;
2) административная. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность;
3) налоговая. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность;
4) дисциплинарная. Это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию.
Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими типовыми способами:
1) залог имущества налогоплательщика;
2) поручительство за налогоплательщика;
3) пеня;
4) приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке;
5) наложение ареста на имущество налогоплательщика.