Новая экономическая политика и особенности её проведения в Казахстане
Военные действия, неурожаи и джуты, особенно 1920 года, разрушение ирригационных сооружений, ослабление заинтересованности крестьянства в росте посевов и поголовья скота, а отсюда и значительное падение производительности труда - все это отрицательно влияло на состояние сельского хозяйства Казахстана.
В необычайно трудном положении находилась промышленность Казахстана. Из 307 национализированных предприятий Казахстана 205 бездействовала. По сравнению с 1913 годом добыча нефти сократилась в 4 раза, угля в 5 раз, добыча медной руды прекратилась совсем.
Понадобился общественно-политический кризис весны 1921 года, угроза потери власти, чтобы руководство страны осознало неизбежность поворота в политике. Нежелание крестьян терпеть продразверстку стало очевидным. Так же как и в губерниях России, в крае распространялись крестьянские восстания.
В марте 1921 года Ленин на десятом съезде партии предлагает программу новой экономической политики. Съезд принимает ее. Начинается эпоха НЭПа.
Новая экономическая политика была прежде всего политикой аграрной. Продразверстка заменяется продналогом. На 1921/22 год продналог был установлен в размере 240 миллионов пудов, что было почти в два раза меньше, чем намеченная на этот год ранее продразверстка. Можно было бы говорить о значительном облегчении подати, если бы не тот факт, что в 1920/21 году было фактически собрано по продразверстке около 240 миллионов пудов. О размерах "облегченного" - по сравнению с продразверсткой - продналога можно судить по тому, что он составлял 339 % довоенного прямого налога. Значение замены разверстки налогом было не в облегчении подати, а в ограничении государственного произвола. Декрет устанавливал норму и время сдачи налога.
Новая аграрная политика не могла ограничится только заменой разверстки налогом. Такая замена подразумевала, что крестьяне смогут, не опасаясь конфискации, увеличить производство сельскохозяйственных продуктов. Увеличение это могло, однако, иметь смысл лишь в том случае, если излишки можно законно продавать.
Широкое развитие в Казахстане получили Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи - союзы "Кошчи" (с 1923 года "Кедей"). Общество помогало крестьянам в обработке полей, приобретении и сбыта сельхозпродуктов, приобретении в собственность сельхозмашин, а также мелких предприятий - мельниц, пекарен, столовых, маслобоек, кирпичных заводов и т.д. Государство оказало помощь крестьянству в форме кредита на приобретение сельхозмашин. В 1924 году в республику завезено 415 тракторов, которые приобрели кооперативы и коммуны.
В результате всех этих мер посевная площадь в КАССР возросла с 2,4 млн. га в 1924 году до 4 млн. га в 1928 году и почти достигла уровня 1913 года. Еще более высокими темпами развивалось животноводство. Поголовье скота возросло в 1924-1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. голов.
Значительное развитие получила кооперация. К середине 20-х годов на территории Казахстана насчитывалось 900 потребительских обществ, в том числе 832 аульно-сельских.
Широкий размах приобрела торговля. К 1926 году на территории республики действовало 128 ярмарок. Наиболее известными были ежегодные Уильская, Кояндинская. Темирская, Атбасарская и др. ярмарки.
На базе экономического подъема происходило дальнейшее расслоение крестьянства. В два раза сократились проценты батрацко-бедняцких хозяйств. Три четвертых аула и деревни составляли середняки. Более чем в два раза выросло число зажиточных хозяйств.
Существенные сдвиги произошли и в промышленности. В республике были созданы тресты союзного значения - "Эмбанефть",-"Алтайполиметалл", "Атбасцветмет".
Большую помощь в восстановлении промышленности оказывало правительство РСФСР. Из центральных районов был переведен в Казахстан ряд промышленных предприятий. Так, в Оренбурге стала работать переведенная из Центральной России текстильная фабрика, в Кустанае - суконная фабрика. Налаживалась работа кожевенных заводов, рыбных промыслов. Досрочно был сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который в 1923 году стал давать 40% общесоюзной добычи свинца.
Хотя НЭП отнюдь не являлся периодом гармоничного бескризисного развития, напротив, он характеризуется почти непрерывным чередованием кризисов: финансовый кризис 1922 года, кризис сбыта осени 1923 года, товарный голод 1924 года, рост инфляции и товарный конца 1925 года..., не была ликвидирована безработица. Тем не менее мы видим безусловные достижения.
НЭП существовал слишком короткое время для того, чтобы полностью перестроить всю систему хозяйства и управления, чтобы сложиться в целостную и всеохватывающую систему. Главное: и за столь короткое время (1921-1928 гг.) НЭП доказал практически свою экономическую эффективность. Он действительно вывел страну из кризисного голодного состояния. Всех своих возможностей он, однако, не исчерпал, он так и не стал царством свободного хозяйствования.
К середине 20-х годов ситуация в стране существенно улучшилась. На рельсах НЭПа возрождалось сельское хозяйство. К довоенному уровню выпуска продукции подошла промышленность. Однако СССР оставался страной преимущественно аграрной. Почти полное отсутствие импорта необычайно обострило вопрос о технической реконструкции промышленности, оборудование которой давно уже работало на износ.