Специализация труда предполагает обмен услугами
Политическая специализация — это выполнение деятельности по управлению делами общества в обмен на иные социальные блага
Кто становится государственным служащим и какие услуги бюрократический слой оказывает обществу?
В управленцы, как правило, идут люди, которые от природы наделены личностными качествами, выделяющими их из основной массы людей. У представителей высшей элиты они должны быть выражены максимально.
Это, во-первых, ум; может быть здесь нужен ум не такой глубокий, как у ученого, но, тем не менее, умстнснныс способности здесь нужны выше средних. Исторический опыт свидетельствует, что вождями становились умные от природы люди.
Во-вторых, властители должны быть хорошими организаторами. Далеко не всегда им самим приходится все делать что называется своими руками. Однако, что конкретно делать (программу действий), они должны себе представлять отчетливо. Несомненно, им должно быть свойственно умение предвидеть и предвосхищать ход развития событий.
В-третьих, среди прочих важное значение имеет умение разбираться в людях, и это психологическое качество должно быть на высоте. Власть всегда приходится в какой-то мере делить, окружая себя помощниками, доверенными лицами, советниками. И здесь важно не ошибиться в подборе кадров, в противном случае ошибка может стоить не только утраты самой власти, но и собственной головы.
Помимо всего прочего членам политической элиты нужно иметь хоть какую-то долю чувства справедливости. Этого требует такая функция, которую непременно приходится в той или иной мере выполнять государственным служащим, как разрешение споров.
И конечно, невозможно заниматься управленческой деятельностью без волевых качестгг. в процессе управленческой деятельности дело приходится иметь со многими и многими людьми, каждый из которых обладает своими интересами и ставит часто их на передний план; преодолеть сопротивление людей, заставить людей претворить свое управленческое решение в жизнь — задача не из легких. Верным помощником здесь и является воля.
Одним словом, управленческий труд — это высокоинтеллектуальный и энергозатратный труд. Используется и тратится здесь в основном нервная энергия. Естественно, затраты требуют восстановления сил, иначе управленцы будут быстро «сгорать» и управленческий опыт не будет накапливаться и использоваться эффективно. Общество от этого много потеряет. Следовательно, общество, которому оказываются управленческие услуги, должно быть готово их возместить.
Услуги, получаемые обществом от служащих государственного аппарата, разнообразны и весьма социально значимы. Если попытаться их обобщить и отразить в виде отдельной фразы, то можно сказать так. Задачей бюрократического слоя является обеспечение мира, стабильности и порядка в обществе. Именно от этого зависит и жизнь каждого конкретного человека, и производственных коллективов, и общества в целом. Если это удается, то можно сказать, что бюрократы едят хлеб не зря.
На самом начальном этапе появления государственной власти объем услуг, оказываемых бюрократами, был очень мал и профессиональные услуги играли очень незначительную роль. В дальнейшем профессионализм бюрократического слоя повышается, объем его социальных услуг увеличивается, и сегодня мы уже не можем себе представить жизнь без государственного управления. Почему же однако сила и могущество государственной власти были гораздо больше на том, самом первом этапе ее возникновения? Почему именно тогда правители были так жестоки и не боялись того, что их сметет народ (их часто, и по справедливости, называли деспотами)? Почему сейчас частный звонок Президента США Б. Клинтона, ведущего избирательную кампанию за свое переизбрание, из своего кабинета в Белом Доме приравнивается к злоупотреблению своими президентскими правами? Причина, вероятно, состояла в том, что силу и могущество деспотических правителей поддерживала религия. К деспоту как бы переходит (в силу его обожествления) и право собственности на вещи, и право собственности на людей. Коллективное сознание было той тяжелой гирей, которая добавлялась на чашу весов, на которой лежал столь малый объем социальных услуг, оказываемых государственной властью обществу.
Профессиональные управленцы за свои услуги требуют возмещения. И они его получают в виде присвоения части из того, что производится обществом. Их затраты на разных исторических этапах возмещаются за счет подарков, податей, дани, налогов и т.д.
Кроме материальной основы властвования создается и ее правовая основа. Помимо всего прочего власть старается себя защитить. Для этой цели она не забывает себе как бы выписать страховой полис в виде установления в законе видов деяний, караемых за посягательства на властвующих субъектов. В наше время используются и другие способы защиты, например установление норм о депутатской неприкосновенности. Справедливо ли это? Скорей всего да. Ведь управленцам приходится иметь дело с различными, порой конфликтующими силами, угодить в равной мере каждой из них чаще всего и невозможно. Здесь важно, чтобы власть не злоупотребляла своими привилегиями.
Метаморфозы государственной власти. Оказывая обществу на начальном этапе его развития очень малый объем социальных услуг и имея в общем-то незначительный аппарат, государственная власть в дальнейшем становится все более и более полезной обществу. Если ранее функции, ею выполняемые, носили рудиментарный характер, то в последующем они становятся очень сложными и масштабными. Причину этого надо видеть прежде всего в том, что сама социальная жизнь становится неизмеримо сложнее. В развитом обществе государственный аппарат увеличивается и в численном отношении. Умножаются и точки его действия (наряду с осуществлением правосудия, законотворчества появляются и такие функции, как услуги статистики, забота об инвалидах и престарелых и др.). Множится и аппарат, регулирующий международные связи. Распоряжения государственной власти по-прежнему обществу навязываются, хотя и менее жестко (используются различные способы согласования воль социальных субъектов), но не менее катего}тчно, поскольку в противном случае действенность государственной власти по организации жизни общества окажется под вопросом.
О том, что объем государственной власти постоянно возрастает, причем это имеет место во всех существующих странах, говорит и все увеличивающийся массив законодательства, которое в сущности является формой осуществления государственной власти.
Можно предположить, что с развитием общества возникнет еще большая потребность в услугах государственного аппарата по управлению делами общества. Государственный аппарат скорее всего продолжит свой рост. Все это будет находиться в русле действия всеобщего закона специализации.