Профилактических мероприятий в рамках Концепции
Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы профилактики жестокого обращения, выявления и реабилитации подростков, находящихся в кризисных ситуациях и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Вследствие этого некоторые мероприятия в рамках Концепции носят межведомственную направленность, поскольку причины и условия жестокого обращения с детьми, пренебрежение их нуждами, а также их последствия для ребенка носят комплексный (медицинский, образовательный, воспитательный, социальный, психологический и юридический) характер, затрагивает сферы деятельности многих структур, ведомств и общественных организаций.
Цельпрофилактических мероприятий в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и конкретизация содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию случаев жестокого обращения с детьми и подростками в образовательной среде Псковской области.
Целевыми группами (объектами) профилактики жестокого обращения с детьми и подростками в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги).
Субъектами профилактической работы являются: специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги), специалисты учреждений социальной защиты населения, сотрудники органов внутренних дел, специалисты системы здравоохранения, представители общественных объединений и организаций, способные оказать помощь детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, а также занимающиеся профилактикой и оказанием поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, представители СМИ.
Для достижения поставленной цели Концепция предусматривает решение следующихзадач:
1. осуществлять нормативно-правовое регулирование на областном уровне в сфере предупреждения жестокого обращения с детьми, а также оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия;
2. обучать специалистов образовательных учреждений формам и методам работы по профилактике жестокого обращения с детьми и психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, подвергшихся насилию;
3. формировать у участников образовательного процесса социально-психологическую и правовую грамотность;
4. организовать систему информационного-методического сопровождения работы по предупреждению жестокого обращения с несовершеннолетними;
5. способствовать формированию на территории Псковской области единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактической работы для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.
Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов.
Принцип системностиопределяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств.
Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.
Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании проблемы жестокого обращения с детьми и подростками как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности.
Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации в стране, регионе, муниципальном образовании.
Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.
Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных ресурсов.
Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательным актам федерального и регионального значения.