Предмет и метод административного права. Принципы административного права. Функции административного права

Административное право

Управление: понятие, признаки, виды. Социальное и государственное управление как разновидности управленческой деятельности. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).

Государственное управление – это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность ОИВ, осуществляющих функции гос-го управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.

Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании гос-е управление – более широкое понятие, чем ИВ.

2. Узкое понимание – это административная деятельность ОИВ. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, ФОИВ, ОИВ субъектов и т.д.

В этом понимании гос-е управление и ИВ тождественны.

Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений; регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений; регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т.е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления:

Гос-е управление в широком понимании — это регулирующая деятельность гос-ва в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т.д.).

Ст. 10 КРФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 КРФ гласит, что: 1) государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; 2) государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следовательно, деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных, а также судебных органов государственной власти подпадает под одно понятие "государственная власть", т. е. "управление государством". Иначе говоря, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т.е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. Такая трактовка поддерживается рядом научных разработок, а также ст. 10, 77, 78, 110—117 Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами. Административное право рассматривает государственное управление лишь в узком понимании.

К гос-му управлению в узком смысле относится практическая деятельность Президента, Правительства, центральных ОФИВ (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К ОИВ, реализующим функции управления, относятся и ОМСУ, местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного управления; они также осуществляют функции административного принуждения, привлечения к административной ответственности виновных в совершении административных правонарушений. В деятельности именно этих органов с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие государственному управлению как особому виду государственной деятельности.

Гос-е управление, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки:

1. Гос-е управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению гос-й ИВ, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию. Гос-е управление — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

2. Гос-е управление наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление).

3. Гос-е управление осуществляется везде, где возникает необходимость в обеспечении исполнения законодательных актов, а также защиты прав и свобод граждан (признак всеобщности).

4. Гос-е управление — это непрерывная, постоянная и планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования ИВ и направленная на обеспечение гос-х интересов, прав и свобод граждан, общественного порядка и безопасности.

5. Гос-е управление осуществляется специальными органами гос-й исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне РФ, так и в субъектах РФ и образуют систему ОГУ.

6. Гос-е управление отвечает принципу законности, т.е. деятельность ОИВ основывается на положениях и требованиях ФЗ и законодательных актов субъектов РФ.

7. Гос-е управление строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений. В большей мере распространены вертикальные отношения, т.е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления.

8. Гос-е управление основывается на принципе организационности, т.е. для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма.

9. Гос-е управление реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого "принуждающего" управления (например, наложение административных взысканий, применение мер предупреждения или пресечения).

Предмет и метод административного права. Принципы административного права. Функции административного права.

Предмет АП – 1) сов-ть обществ. отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере гос. управления (т.е. в связи и по реализации исполнит. власти) – осн. часть админ.-правовых отношений.

2) управленческие отношения, складывающиеся в процессе управленческой деят-ти исп. органов иных ветвей власти, исп. органов местн. самоупр. при осуществлении внутриорганизационной деят-ти предприятий и учреждений.

3) при реализации прав и обязанностей в сфере гос. управления гражданами и их объединениями.

метод АП – сов-ть приемов и способов, с помощью которых реализуются управленческие отношения.

1) м. власти-подчинения или прямого распорядительства (подчинение одного участника другому)

2) м. рекомендаций – рекомендации Sb управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления.

3) м. согласования – регулирует отн. между участниками, не находящимися между собой в подчинении

4) м. взаимодействия – Sb, находящиеся на одном уровне гос. механизма, предпринимают совместные действия в форме админ. договора.

особенности админ. регулирования:

- характерны прямые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юр. властных полномочий, адресуемых др. стороне

- админ. регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

Суть методов:

1) установление опред. порядка действий

2) предоставление совершать либо не совершать действия, предусмотренные админ.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой

3) предоставление возможности выбора одного из предусмотренных нормой вариантов должного поведения

4) запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юр. механизма ответственности

по характеру устан. методы:

- императивный

- диспозитивный

по направленности:

- нисходящего подчинения

- восходящего подчинения

Административное право – это публично-правовая, профилирующая отрасли Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, основанные на административном и ином властном подчинении, складывающиеся в ходе организации и деятельности административной власти.

Наши рекомендации