Социологическая юриспруденция
Представителисоциологической юриспруденции исходят из того, что государство-законодатель не создает, а лишь фиксирует право, сложившееся в самом обществе. Здесь существует целый ряд теорий.
Согласно социологической концепции право основывается на совокупности социальных фактов и феноменов, которые возникают и развиваются в определенную эпоху. Оно отражает социальные потребности, социальные функции, вытекает из борьбы интересов, и в этой связи оно является отпечатком самой социальной жизни. В этой концепции именно социальные потребности в том виде, как их ощущает один и тот же народ, наделяют право его обоснованностью и авторитетом. Сторонники социологической теории О. Эрлих, С. А. Муромцев, Р. Паунд, Дж. Фрэнк, Р. Иеринг и др. разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности.
Заслуживает внимание в этой теории:
- ориентация на практическую реализацию права;
- приоритет общественных отношений перед правовой формой.
Слабые стороны:
- сама по себе реализация может быть как правовой, так и противправной;
- теряются четкие критерии правомерного и неправомерного;
- возрастает опасность произвола должностных лиц.
Представители исторической школы права Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Согласно концепции исторического реализма право – это историческое явление, которое основывается на глубокой сущности государственно-организованного общества в том виде, в каком оно постепенно сформировалась в ходе истории этого общества. Именно все прошлое конкретного общества в целом создает право этого общества. Таким образом, право не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно, получает свой авторитет из многовековых обычаев, возникших в коллективе в соответствии с природой и характером входящего в него населения. Право – это историческая характеристика политического общества, такая же, как и язык, нравы или политический режим. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации.[120]
В данной теории заслуживает внимания следующее:
- акцент делается на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
- подчеркивается естественность развития права, что должен также учитывать законодатель;
- подчеркиваются достоинства правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных норм поведения.
Слабые стороны:
- возникновение данной теории явилось реакцией на естественно правовую доктрину. Это рецидив феодального сознания;
- преувеличение роли правовых обычаев в ущерб законодательству.
Психологическая концепция права – право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, возложенных на другого человека. Наиболее известные представители данного направления: Э. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, Л. И. Петражицкий, А. Росс. Сторонники психологической теории различают официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством, неофициальное – психические переживания людей. Правовые нормы должны создаваться главным образом в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Не объективное право и позитивные нормы являются главными в содержании права, а переживания и нормы интуитивного происхождения.
Заслуживает внимания в данной концепции:
- учет психологических процессов, которые так же реальны,
как и экономические, политические и пр. Законодатель должен учитывать положения социальной психологии и психологическую структуру личности;
- подчеркивается большая роль правосознания в правовом регулировании.
Слабые стороны:
- односторонность оценки природы права без учета экономических, политических и других факторов;
- отсутствие четкого критерия правомерного и неправомерного
поведения в связи с игнорированием формально определенного
права.
Марксистская теория представляет право как результат социально-экономической реальности общества. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
В буржуазном обществе право отражает и выражает господство капиталистов, хозяев средств производства в экономике, над пролетариатом, огромной массой рабочих, поставленных в неблагоприятное положение и являющихся источником рабочей силы.
Право, таким образом, становится главным средством эксплуатации трудящихся капиталистами, а также инструментом предупреждения и подавления выступлений, которые может вызвать эта эксплуатация.
В социалистическом обществе, которое незамедлительно последует за присвоением средств производства трудящимися, право выполняет две функции: функцию ликвидации последних капиталистических элементов и последних ростков буржуазного общества, с одной стороны, и функцию организации социалистического общества путем перераспределения доходов и воспитания граждан, с другой стороны.
В коммунистическом обществе, высшей стадии развития общества согласно марксистской теории, все граждане самопроизвольно исполняют свои разнообразные социальные обязанности, и право исчезает ввиду феномена ликвидации государства и любого его аппарата принуждения.
Заслуживает внимания в данной теории:
- показана зависимость права от социально-экономических факторов, влияющих на него;
- обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:
- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, право ограничено историческими рамками классового общества;
- право слишком жестко связано с экономическими факторами.