Понятие, структура и виды правосознания
.Как известно, жизнь людей не сводится только к борьбе за существование, за добывание «хлеба насущного», к производству и потреблению материальных благ. Место человека, которое он занимает в этом мире, определяется не только его богатством, обладанием материальными ценностями, но и во многом зависит от того умонастроения, которое господствует в его сознании. Поэтому, вопросы, связанные с духовной жизнью человека, его сознанием всегда привлекали внимание ученых.
Уровень сознания каждого человека, общества в целом зависит от множества факторов. В отличие от идеалистического понимания мира, приверженцы которого считают, что сознание человека является первопричиной его существования, материалистическая концепция основана на известном постулате о том, что основой сознания, той «питательной средой», на которой оно существует и формируется, является «бытие» человека, тот реальный мир во всем разнообразии своих компонентов, в котором живет человек и который существует объективно, вне и независимо от сознания. Иными словами, «бытие определяет сознание, которое, в свою очередь, является отражением этого бытия».
Думается, что и та и другая позиция представляют собой несколько упрощенную картину взаимодействия сознания и бытия, объективного и субъективного, материального и идеального. В действительности все намного сложнее: человек с помощью своего сознания преобразует окружающую его действительность, а эта «преображенная действительность», в свою очередь, формирует духовный мир человека.
В философии выделяют несколько форм общественного сознания, важнейшими из которых являются:
- искусство, которое отражает реальный мир в специфических художественно - образных формах;
- религиозное сознание, которое, по мнению К. Маркса, «... является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни…»;
- научное сознание, которое представляет собой теоретическую систему объективных знаний о действительности;
- моральное (нравственное) сознание, отражающее социальную реальность в категориях «добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»;
- правовое сознание представляющее собой представления людей о праве и иных правовых явлениях - законности, правосудии, юридической деятельности и т. п.
Предметом исследования собственно юридической науки является правовое сознание – совокупность представлений, взглядов, теорий, принципов, а также чувств, эмоций людей о правовой действительности, «правовом бытие».
Хотя в реальной жизни все формы общественного сознания переплетены, взаимодействуют и дополняют друг друга, условно можно провести грань между правовым и иными формами общественного сознания.
Главное, что отличает правосознание от иных форм общественного сознания, является предмет отражения. Правосознание отражает именно правовую действительность – право и связанные с ним иные правовые явления. Кроме того, правосознание отличается и особым способом отражения: в правосознании человека мир познается через представления людей о законном и незаконном, правомерном и неправомерном.
Коротко говоря, правосознание – это правовое отражение правового бытия.
Какой смысл вкладывается в понятие «отражение», когда мы говорим о взаимосвязи сознания и реального мира? Отразить – значит, прежде всего, познать окружающую нас реальность. Иными словами, основным содержанием правового сознания являются приобретенные человеком знания о правовой действительности, навыки правового поведения. Такие знания человек может приобретать из практического опыта, из «столкновения» с правовой действительностью. В этом случае мы имеем дело с эмпирическим (практическим) уровнем правосознания - правовой психологией – совокупностью практических знаний, навыков, чувств, эмоций и представлений о праве и иных правовых явлениях.
Правовые знания люди могут приобретать и в результате целенаправленного углубленного изучения правовой жизни и тогда мы говорим о научном уровне правосознания – правовой идеологии – системе теоретических знаний, принципов, научных представлений о правовом бытие. Таким образом, в структуре правового сознания можно выделять два элемента (два уровня): правовую идеологию и правовую психологию.
С точки зрения содержания правовых знаний в правосознании выделяют знание действующего права и представления о праве желаемом.
В соответствии с теми функциями, которые выполняет правовое сознание, внутри него выделяют три стороны: рациональный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (регулятивный).
Рациональныйаспект правосознания – это собственно правовые знания, эмоциональный – отношение человека к правовой действительности, ее оценка, поведенческий,который «отвечает» за формирование мотивов практического правового поведения.
В зависимости от степени распространенности правовых взглядов в обществе различают три вида правосознания – индивидуальное, групповое и общественное.
Индивидуальное правосознание – это правосознание конкретного человека, личности. Оно может отличаться от правосознания общества или социальной группы, к которой относится данный индивид, поскольку основано на личном опыте и восприятии человеком правового мира.
Носителем группового правосознания является определенная социальная группа (класс, нация, народность и т. п.). Разновидностью группового правосознания является профессиональное правосознание – правосознание юристов.
Общественное правосознание (правосознание общества) отражает тот уровень правосознания, который свойственен данному обществу в целом.
В чем причины постоянного внимания ученых к вопросам, связанным с правосознанием?
Дело в том, что правовое сознание играет огромную роль в жизни общества и каждого человека; это предметно проявляется в тех функциях, которые выполняет правовое сознание. К ним относятся: познавательная функция, оценочная, поведенческая и воспитательная. Кроме указанных функций, которые, в общем - то свойственны любой форме общественного сознания, правосознание осуществляет и некоторые специфические, в частности, правотворческую и правореализационную.
Правотворческая функция правосознания проявляется в том, что прежде чем закон появляется «на бумаге», образ необходимого закона, его модель возникает в сознании его создателя. Поэтому качество законодательства во многом определяется теми представлениями, которые свойственны лицам, создающим этот закон. И прежде чем мы воплотим закон в своих действиях, реально, он опять таки должен пройти через нашу «голову»: человек должен уяснить смысл правовых требований, выработать определенное отношение к ним, а выбор того или иного варианта поведения обусловлен мотивами и внутренними побуждениями. В этом суть правореализационной функции правового сознания.
В этой связи большое значение приобретает правосознание тех лиц, которые облечены государственной властью, т. е. правоприменителей: судей, прокуроров, работников органов внутренних дел, государственных чиновников.
Аксиоматично, например, утверждение, что судьи при вынесении решения должны руководствоваться законом. Но почему же исход судебного процесса часто далеко не ясен, не предопределен? Ведь если бы одни и те же законы применялись судьями, одинаково логически, строго и беспристрастно мыслящими, то и судебные решения всегда выносились бы одни и те же; с такой простой технической задачей применения закона, мог бы справиться и компьютер.
Но в том то и дело, что судья, решая юридическое дело, вольно или невольно руководствуется не только законом. На судебное решение большое влияние оказывает множество факторов, в том числе – психология судьи, его оценка мира, его предпочтения и предрассудки, часто даже неосознаваемые им самим. В условиях неточности и неопределенности, а иногда и противоречивости законодательства судьи нередко могут приходить к решениям даже интуитивно.
Например, ст.286 Уголовного кодекса РФ определяет превышение должностных полномочий как действия явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, в ст.213 этого же кодекса хулиганство определяется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Ст.20.1 Кодекса об административных правонарушениях определяет мелкое хулиганство как «… оскорбительное приставание к гражданам, иные действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан…». Что значит «явное», «грубое» «оскорбительное», «демонстративно нарушающее»? Как и в каких единицах измерить «пренебрежительное отношение», «особый цинизм», «спокойствие граждан» и степень его нарушения?
Понятно, что в подобных случаях, компетентные лица решают вопросы юридической квалификации, привлечения либо освобождения лица от юридической ответственности, оценивают доказательства в соответствии со своим правовым сознанием. «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель, - закреплено в ст.17 Уголовно-процессуального кодекса, - оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, … руководствуясь законом и совестью».