При конституционно-авторитарном режиме
- ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан
- запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей.
- парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.
Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.
Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.
Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.
Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.
Вопрос № 2. Понятие правоотношений. Их место в правовой системе. Виды и структура.
Из лекции Бондарева:
1. Правоотношения тесно связаны с нормами права. Они раскрывают идею права. право никогда не воспринимается органами чувств непосредственно. Ряд ученых отождествляют право с правоотношениями. Поляков: подход к осмыслению феномена права – система нормативных правовых отношений. Розумович, Стучко – сводили право к правоотношениям, норма есть второстепенный элемент нормы права. Не норма права – а нормативные правоотношения единица права.
Право совокупность норм, а не правоотношений. Норма первичная ячейка права. К концу 40х 20 века годов советская юридическая литература возразила подход к праву, как системе правоотношений. право включает и нормы, и правоотношения и правовое сознание (Спиридонов, Мамут и др.) Вновь разногласие в науке появилось.
1977-1978 г. дискуссия развернулась на этот счет, что представляет собой прво. Включает ли оно правоотношения или это система норм. Большинство ученых признали, что правом является только система правовых норм. У нас в науке два подхода к пониманию правоотношений.
1 подход, он более распространен. Правоотношения – это результат урегулирования общественных отношений нормами права.
2 подход. Толстой «Теория правоотношений» 1958. Правоотношения – есть не результат, а особое юридическое средство создаваемое на основе правовых норм создаваемое для урегулирования общественных отношений. Норма права порождает общественные отношения, а потом правоотношения регулируют общественные отношения.
Эти два подхода не противостоят друг другу. Право регулирует и общественные отношения и личные, отсюда нельзя смешивать два типа регулятора. Наличия в общстве двух типов отношении…
Общественные отношения между человеческими коллективами, группами, классами. А личные отношения - это отношения между личностями Ивановым и Петровым. Эти отношения персонофицированны. Эти отношения отличаются друг от друга находятся в диалектической связи. В литературе смешение этих отношений идет. Халфина Н.О. «Общие учение о правоотношениях». Правоотношение – это общественные отношения урегулированные нормами права. Личные отношения нормы права не регулируют непосредственно. У такого правоотношения не могут быть субъективные права и обязанности.
Второй вариант смешения зафиксирован прямо в самом определении правоотношения. Социальный статус определенная позиция субъекта в обществе. У них определенные позиции по отношению друг к другу. А соц. роль – это модель персонифицированного субъекта к другом субъекту (муж – жена, гражданин к государству). Отношения статусные – это общественные отношения, эти отношения нормированы. Число и содержание этих статусов меняется в течение исторического развития общества. С развитием общества количество статусов увеличивается. С перехода общества на более высокую ступеньку вырастают темпы развития и множества статусы (профессиональные статусы и др.), статусы старые могут отмирать, а могут сохраняться и наполняться новым содержанием. В современном обществе статусы древние сохранены.
Многообразие статусов сводят к двум основным типам:
- социально-демографическом типе статусов (возрастные, половые, расовые, национальные, статусы брачные, семейно-родственные).
- социальный статус (политические, профессиональные, территориальные, экономические и др.)
Эти статусные отношения проявляются только через роли. Когда ячейки статусов заполняют люби, коллективы. Когда безымянный статус работника заполняет Иванов. Возникают личностно-ролевые отношения. Ячейки наделив кого-то правами и обязанностями продолжают действовать.
Субъективные права и обязанности субъекты приобретают по разному. В социально-демографических статусах права и обязанности приобретаются по биологическим свойствам субъекта (права и обязанностями мужчины и женщинами).А права и обязанности в социальных статусах (политических и др.) приобретаются субъективные права добровольно, принудительно или добровольно-принудительно (жена за мужам по частям мотается имея высшее образование, но работает там где есть работа, обстоятельства ее принуждают). Люди сами вступают в ту или иную роль (в статус студента, а статус заключенного не очень добровольно приобретают). Статусы возникают объективно и отношения объективные.
Нормирование статусных отношения и контроль за ними осуществляет само общество или другие общественные организации. Они нормируют отношения между статусами в связи с нормированием разными субъектами мы и различаем правовые, моральные, обычные отношения. Общество базируется на отношениях двух типов разного уровня: общественные отношения (статусные отношения, они первичные и статичны, т.к. между ними существует только взаимосвязь, но они не могут взаимодействовать. Они служат образцов, моделью для тех, кто вступил в роли взаимосвязанных правовых статусов. Статусные отношении выполняют регулирующую роль по отношения к личностным правоотношениям. Статусные отношения основа правопорядка в стране.) и личностные отношения (Второй уровень. Представляют динамический правопорядка, превосходит по объему первый статусный уровень правовых отношений).
3 вопрос: Правоотношения: абсолютные и относительные. Абсолютные отношения – это такие правоотношения, права и обязанности субъектов которых не зависят от других субъектов (ПР: собственник противостоит неопределенному кругу лиц.) А относительные – в них права и обязанности реализуются за счет другого субъекта правоотношений (ПР: работодатель и работник).
Состав правоотношений: субъект, объект и содержание правоотношений. Субъект правоотношений имеет правосубъектность, т.е. право, дееспособность.
Субъекты: индивиды и коллективы. В общественных правоотношений выступают типы субъектов. Они сводятся к правоспособности. Они статичны. Объективное право. Субъектами личностных правоотношений выступают субъекты, имеющие право и дееспособность. Различие в объектах также. В общественных правоотношениях объектыне конкретизированы. А в личностных правоотношениях объекты конкретизированы (определенная сумма займа и др.). Монистическая (на что способно реагировать правоотношение, часто к ним относится поведение обязанного лица) и плюролистимечкая (объект все то, по поводу чего стороны выступают в данные правоотношения: и поведение обязанного лица, и вещи правоотношений) точка зрения на объект правоотношений. Содержание: в статусных правоотношениях содержание только юридическое, а в личностных правоотношениях другое юридическое содержание – субъективные права и обязанности и фактическое, материальное (реальное) содержание. У личностных правоотношениях содержание сложнее.
В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.
Юридическую науку, естественно, интересуют, прежде всего, юридические, или правовые отношения. Их специфика заключается в том, что они органически связаны с правом.
Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Иными словами, перед нами особая форма социального взаимодействия.
Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые, общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.
По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.
Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.
Следовательно, правовые отношения можно в самом общем виде определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.
Наиболее характерные черты (признаки) правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.
1. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы – нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.
2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.
Правоотношение – это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.
3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, но крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.
Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.
4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.
5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.
Содержание правоотношений.
В любом правовом отношении выделяется фактическое, юридическое и волевое содержание. Фактическое содержание не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.