Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразую-щий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чир-кин).
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.
В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
Государственная власть — это публично-политическое отноше-ние господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
• она распространяется на все общество;
• носит публично-политический характер;
• опирается на государственное принуждение;
• осуществляется специальными лицами (чиновниками, по
литиками и т.п.);
• действует система налогов;
• население делится по территориальному признаку;
• ей присущи легитимность, легальность и т.п.
§ 2. Легитимность и легальность государственной власти
Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
§ 3. Понятие, признаки и сущность государства
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти — не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее 'юридической характеристикой, то легитимность — это доверйе'и оправдание власти, что выступает еенравственнои характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже нёпопулярныеГ но "обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:
• рациональный, когда власть узаконена установленными де
мократическим путем и признанными нормами права, осно
вана на подчинении не личности руководителя, а законам, в
рамках которых избираются и действуют представители
власти;
• идеологический, когда власть признается обоснованной в
силу внутренней убежденности или веры в правильности тех
идеологических ценностей, которые ею провозглашены;
• традиционный, когда власть признается оправданной в силу
укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться,
веры в непоколебимость и священность издревле существую
щих порядков;
• харизматический (персональный), когда власть основывает
ся на вере масс в исключительные качества, особые способ
ности политического лидера (вождя от бога, обладающего
чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в «чистом виде». В конкретно-исторических условиях каждой страны они переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и'пр.
Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
§ 3. Понятие, признаки и сущность государства
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство характеризуется следующими признаками:
• наличием публичной власти, выделенной из общества и не
совпадающей с населением страны (государство обязательно
обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публич
ная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрь
мы и другие учреждения);
• системой налогов, податей, займов (необходимы для прове
дения определенной политики и содержания государствен
ного аппарата, людей, не производящих материальных
ценностей и занятых только управленческой деятель
ностью);
• территориальным делением населения (государство объеди
няет своей властью и защитой всех людей, населяющих его х
территорию, независимо от принадлежности к какому-либо
роду или племени);
• связью с правом (государство не может существовать без
права, так как последнее юридически оформляет государст
венную власть и тем самым делает ее легальной, определяет
юридические рамки и формы осуществления функций госу
дарства и т.п.);
• монополией на легальное применение силы, физического
принуждения (возможность лишить граждан высших цен
ностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет
особую действенность государственной власти).
• суверенитетом (присущее государству верховенство на своей
территории и независимость в международных отноше
ниях).
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
§ 3. Понятие, признаки и сущность государства
В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство.
Оно осуществляет высшую власть в пределах собственных границ и само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя | |||||||||||||
публичная власть | территориальное деление населения | монополия на легальное применение силы | |||||||||||
система налогов и займов | право | суверенитет | |||||||||||
Верховенство государственной власти означает:
• ее безусловное распространение на население и все социаль
ные структуры общества;
• монопольную возможность применения таких средств воз
действия (принуждения, силовых методов вплоть до смерт
ной казни), которыми не располагают другие субъекты поли
тики;
• осуществление властных полномочий в специфических фор
мах, прежде всего юридических (правотворческой, правоп
рименительной и правоохранительной);
• прерогативу государства отменять, признавать ничтожными
акты других субъектов политики, если они не соответствуют
Г\ установлениям государства.
\ Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство ил"и внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении суверенитета.
А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.
Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.
Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.
Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.
Сущность как философская категория означает основное, необходимое в том или ином явлении.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической
власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержа
тельная сторона).
Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация представляет.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господству-
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
§ 3. Понятие, признаки и сущность государства
ющего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» их сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с помощью компромисса.
Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К этим государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т.п.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и
др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере гражданства, продвижения по службе, выплаты пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резерватах или особых городских кварталах, ограничении свободы их передвижения и т.п.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Организация политической власти (формальная сторона сущности государства)
Чьим интересам преимущетвенно служит данная организация (содержательная сторона сущности государства)
интересам определенной расы (расовый подход) |
интересам определенной религии (религиозный подход) |
интересам господствующего класса (классовый подход)
общечеловеческим интересам (общесоциальный подход) |
интересам
определенной
нации
(национальный подход)
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
§ 4. Понятие и классификация функций государства
Функции государства — это основные направления его деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.
Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:
цели и задачи государства (если цель общества — то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции — лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);
функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности).
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей — на законо-
Виды функций государства
в зависимости от продолжительности действия | в зависимости от значимости | в зависимости от сферы осуществления | ||||||||||||||||||
постоянные | временные | основные | не основные | внутренние | внешние | |||||||||||||||
§ 5. Характеристика основных внутренних функций Российского гос-ва 47
дательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения — на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.