Современные взаимоотношения

После 1991 года у обоих государств сложились трудные отношения.

В советский период доля русскоговорящих в Эстонии увеличилась с менее 10 % до более 30 %. Это составило почти половину населения в столице Таллине, и даже большинство в некоторых районах на северо-востоке Эстонии. После восстановления Эстонией независимости, эстонский снова стал единственным официальным языком. Осенью 1991 года Эстония стала проводить новую политику гражданства, которую Советский Союз охарактеризовал как нарушение прав человека. В гражданстве было отказано большей части русскоязычного меньшинства: советским переселенцам периода1940 —1991 , а также их потомкам. 1 июля 1993 в ответ на эстонский «Закон об иностранцах», Верховный Совет России принял резолюцию «О мерах в связи с нарушением прав человека на территории Эстонской Республики», предусматривающую санкции в отношении Эстонии.

В феврале 2002 года замминистра иностранных дел России Евгений Гусаров в устной форме высказал послу Эстонии Карин Яани список из семи требований, которые Эстонии необходимо выполнить в целях улучшения отношений между двумя странами. Эти требования включали: сделать русский язык официальным в регионах, где русскоязычные составляют большинство; предоставление гражданства путем натурализации как минимум 20 000 жителей ежегодно; официальную регистрацию Русской Православной Церкви; обеспечение получения среднего и высшего образования на русском языке.

Перемещение Бронзового солдата из Таллина и эксгумация захоронений с площади в центре Таллина в апреле 2007 года спровоцировали резкую реакцию России. 27 апреля Совет Федерации утвердил заявление, в котором содержится призыв принять «максимально жёсткие меры» в отношении Эстонии. Первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в отношении Эстонии должны быть приняты адекватные меры, в первую очередь, экономические. Президент России Владимир Путин по случаю Дня Победы 2007 года заявил, что умаление подвигов героев Второй мировой войны и осквернение памятников, воздвигнутых в память о них, приводит к разногласиям и недоверию между странами и народами[29]. Посольство Эстонии в Москве было осаждено протестующими.

В 2009 году МИД РФ отметил дискриминацию русскоязычного меньшинства в Эстонии и расценил законопроект о государственном языке как иллюстрацию усиливающего её развития мысли эстонских законотворцев. В 2011 году МИД РФ отметил, что «в Эстонии сохраняется целый ряд острых правозащитных проблем, особенно в сфере обеспечения прав национальных меньшинств».

Другой не меньшей по важности проблемой взаимоотношений двух государств является спорные вопросы в отношении межгосударственной границы. Всего с 2003 года прошло пять встреч делегаций комиссии по иностранным делам эстонского парламента и международного комитета Совфеда.

Договоры о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах были подписаны 18 мая 2005 года в Москве. Свои подписи под документами поставили главы МИД России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт. Договоры закрепили государственную границу в ее нынешнем начертании - по бывшей административной границе между РСФСР и Эстонской ССР с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации.

Парламент Эстонии 20 июня 2005 года на внеочередном заседании ратифицировал договоры о границах с Россией. Перед ратификацией эстонские депутаты включили в преамбулу закона о ратификации договора поправки. В частности, они указали на правопреемственность сегодняшней Эстонии и Эстонской Республики, независимость которой была провозглашена 24 февраля 1918 года, и о том, что подписанный 2 февраля 1920 года Тартуский мирный договор, согласно которому к Эстонии отходили некоторые районы Занаровья и Печорского края, сохраняет силу.

По мнению экспертов, принятый эстонским парламентом закон дает эстонской стороне возможность выдвигать территориальные претензии к России, в частности на города Печоры и Ивангород.

Россия отозвала свою подпись под пограничными договорами с Эстонией, которые были подписаны в Москве 18 мая. 6 сентября 2005 года МИД России уведомил Эстонию об отказе подписать договор о границе.

Заключение договоров с Эстонией - составное звено в проводимой работе в соответствии с Законом «О государственной границе Российской Федерации» и указаниями Президента Российской Федерации об укреплении государственной границы в целом. Это событие послужит созданию реальных предпосылок для продвижения двусторонних отношений с Эстонией на основе уважения и учета взаимных интересов.

Членство Эстонии в Европейском Союзе служит предпосылкой для более быстрого развития торгово-экономических отношений между Эстонией и Россией. С 1 мая 2004 г. на Эстонию распространилось Соглашение между ЕС и Россией о партнерстве и сотрудничестве (PСA- Partnership and Co-operation Agreement), которое вдобавок к внешней торговле регулирует торговлю услугами, транзит, защиту интеллектуальной собственности и унификацию законодательства. РСА создает надежную базу для эстонско-российских экономических отношений. Эстония стала неотъемлемой частью экономического сотрудничества между ЕС и Россией, участвуя в работе различных рабочих групп и советов по разработке направлений сотрудничества. Новую основу для развития экономических отношений в российском направлении дает реализация принципов первого экономического пространства в рамках Соглашения о четырех общих пространствах между ЕС и Россией, подписанного 10 мая 2005 г. в Москве.

Прозрачность и предсказуемость экономических отношений Эстонии, и шире - ЕС и России, способствуют существенным успехам переговоров России с ВТО – на саммите ЕС-Россия. 7 декабря 2010 г. в Брюсселе был подписан документ об окончании двусторонних переговоров ЕС-Россия на переговорах по входу России в ВТО.

Ускорению эстонско-российского товарообмена способствовало заключение в 2004 г. РСА, в результате которого Россия отменила двойные тарифы таможенных пошлин для Эстонии. Будучи страной-членом ЕС, Эстония многие возникающие вопросы по торговле с Россией решает через Еврокомиссию.

Россия по объему товарообмена, как и прежде, входит в первую пятерку торговых партнеров Эстонии. Если за весь 2008 год Россия среди других государств по объему товарообмена заняла 5-ое место (составив 8,9% от общего показателя), в 2007 г. заняла 4-ое место среди торговых партнеров после Финляндии, Швеции, Германии и Латвии, то в 2009 г. Россия поднялась на 4-ое место после Финляндии, Швеции и Латвии (9% общего показателя). По экспорту Россия в 2009 г. заняла 4-ое место среди торговых партнеров (9,3% всего экспорта) и по импорту – 5-ое место среди партнеров по импорту (8,8% всего импорта). Объем товарообмена в условиях экономического кризиса уменьшился, как с многими другими странами – если в 2008 г. оборот составил 1 712,82 млн. евро, то в 2009 г. 1 198,56 млн. евро. В 2010 г. товарообмен вырос немного более чем на четверть (25,5%) – если в 2009 г. весь оборот двустороннего товарообмена составил 1 198,56 млн. евро, то в 2010 г. этот показатель был 1 609,62 млн. евро, составивший 8,9% от всего оборота товарообмена. По этим показателям Россия заняла 4-ое место среди торговых партнеров после Финляндии, Швеции и Латвии. В 2010 г. Россия стала по величине 3-ьим партнером Эстонии по экспорту (846,79 млн.евро) и 5-ым партнером по импорту (762,84 млн.евро).

Основные статьи экспорта в Россию:

  • машины и механическое оборудование, электрооборудование (23% от всего экспорта);
  • продукция химического производства (14%);
  • готовые продовольственные товары, прохладительные напитки,алкогольные напитки (11%);
  • живой скот, продукты животноводства (11%) ;
  • Транспортные средства (8%).

Основные статьи импорта:

  • минеральные продукты (67% от всего импорта);
  • древесина и изделия из древесины (11%);
  • металлы и изделия из металлов (7%);
  • продукция химического производства (6%);
  • машины и механическое оборудование, электрооборудование (2%).

Перспективы

В целом для российско-эстонских отношений характерно неравномерное развитие. К факторам, осложняющим их становление, в первую очередь, следует отнести сохраняющуюся неблагополучную ситуацию с правами наших соотечественников, которая, несмотря на определенные подвижки, все еще далека от современных правозащитных стандартов. Нет ощутимого прогресса в сфере натурализации, сохраняются практические ограничения на свободное использование русского языка в местах компактного проживания русскоязычного населения, не могут быть признаны достаточными сегодняшние законодательные гарантии сохранения образования на русском языке, ущемляются права российских военных пенсионеров.

Основной сферой совпадения экономических интересов России и Эстонии является использование транспортной инфраструктуры Эстонии для российских транзитных, прежде всего экспортных, операций.

Вступление Эстонии в Европейский союз не стало препятствием для развития торгово-экономических связей.

Позитивно оцениваются перспективы приграничного и регионального сотрудничества Эстонии с такими субъектами Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская области.

Существует готовность к дальнейшему взаимодействию в рамках двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, социальному, гуманитарному и культурному сотрудничеству после надлежащего оформления ее правового статуса. Разумеется, как и раньше, будем при этом исходить из комплексного подхода к решению вопросов двусторонних отношений как в торгово-экономической, так и гуманитарной сферах

Россия заинтересована в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений с Эстонией. С эстонской стороны имеется аналогичная заинтересованность. Для этого существует ряд объективных предпосылок:
- наши страны делят общее географическое пространство, являются соседями, имеют общую границу и связаны общей историей, насчитывающей многие столетия;
- в Эстонии проживает значительное число россиян, выходцев из Российской Федерации и близких нам стран, совсем недавно входивших в состав единого государств, поэтому русский язык и духовные корни являются мощными объединяющими мотивами для значительной части населения Эстонии;
- для России так называемый эстонский фактор всегда был важной частью экономической и культурной жизни, это особенно характерно для Северо-Запада России, но не только для него. Примечательно, что эстонская деревня есть даже в Иркутской области, находящейся от Таллина значительно дальше, чем Португалия;
- для Эстонии, безусловно, представляет значительный интерес наличие по соседству огромного российского рынка, где многие произведенные в вашей стране товары пользуются устойчивым спросом;
- морские порты Эстонии столетиями использовались для транзита российских товаров в страны Западной Европы, которая является и в долгосрочной перспективе останется основным внешнеторговым партнером России;
- Россия располагает не только природным газом, нефтепродуктами и лесом, которые традиционно поставлялись в Эстонию, но и рядом промышленных изделий, которые могли бы найти здесь потребителя;
- российская экономика развивается за последние годы стабильно высокими темпами (в районе семи процентов в год), объем иностранных инвестиций в России за последние четыре года вырос втрое и составил сейчас примерно полтора триллиона эстонских крон, реальные доходы населения увеличились за последний год на 11%: все это создает динамичный обширный рынок, на котором всем хватит места.

Однако очевидно, что Россия в силу многих причин вряд ли в обозримом будущем вступит в Евросоюз. Поэтому реально было бы выстраивать новую модель интеграции Россия-ЕС на базе, как предложил на днях Президент России В.В.Путин, пересмотра соглашения 1997 года после истечения срока его действия в 2007 году и заключения нового договора о стратегическом партнерстве.

Объединенная Европа стремится к развитию взаимодействия с Россией в самых различных областях. Намеченные совместные интеграционные программы касаются, в том числе, и расширения бизнеса. Немало делается для решения визовых проблем, первоочередной задачей является упрощение процедур получения виз, в том числе для предпринимателей. Большая работа ведется по сближению таможенного законодательства.

Конечно, если брать за точку отсчета отсутствие 15 лет назад виз и таможенных барьеров между Эстонией и Россией, то может показаться, что мы еще далеки от цели. Но решение указанных проблем занимает высокое место в числе приоритетов внешней политики России.

Наши рекомендации