Акты государственного управления отличаются также от актов общественных организаций
Акты, совершаемые общественными организациями, обязательны к исполнению только в пределах этих организаций и имеют силу лишь для их членов.
Акты государственного управления исходят от государственного органа. Этот орган или его должностное лицо в издаваемом акте обращается ко второй стороне от имени государства, наделившего данный орган определенным кругом прав и обязанностей. Поэтому предписания, содержащиеся в акте государственного управления, носят характер постановлений государственной власти. Неисполнение их влечет применение мер государственного характера.
6. Акты государственного управления отличаются от документов, имеющих юридическое значение, и от обычных служебных документов.
Документы, имеющие юридическое значение, например, акт ревизии, свидетельство о рождении, диплом об образовании, протокол об административном правонарушении и т. п., сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают конкретных правоотношений. Поэтому они не являются юридическими актами, хотя, еще раз повторимся, имеют юридическое значение, поскольку их назначение состоит в том, чтобы в надлежащих случаях и в соответствующем порядке удостоверить тот или иной факт.
При этом необходимо учитывать и то, что удостоверенный факт может послужить основанием для издания акта государственного управления.
Служебные документы: справки, докладные записки, стенограммы совещаний, заключение должностного лица и т. п. — не имеют юридического значения, но они являются источником информации. Но на основе служебных документов, так же как и на основе документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты правовые акты управления. Например, акт обследования, т. е. служебный документ, констатирующий состояние изученного вопроса, может послужить основанием для издания того или иного акта государственного управления, хотя сам по себе также не является юридическим актом.
Виды актов государственного управления,иначе говоря, их классификация, дают нам возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, а также место среди других актов.
Наука административного права обычно классифицирует акты государственного управления по пяти признакам:
1) по юридическим свойствам;
2) по действию в пространстве;
3) по характеру компетенции органов, издающих акты;
4) по органам, издающим акты;
5) по форме выражения.
По юридическим свойствам акты государственного управления различаются на нормативные, или акты, устанавливающие общие правила, и индивидуальные — административные акты.
Нормативные акты — это такие акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т. е. общие правила безличностного характера, рассчитанные на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям. Такие акты имеют особое значение, они являются источником права. На них базируются акты применения норм права.
К индивидуальным актам относятся такие акты, которые содержат конкретные предписания определенному лицу. На основании индивидуальных актов возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. Таким актом будет, например, постановление о наложении административного взыскания.
По действию в пространстве — различаются акты, действующие в масштабе Российской Федерации, республики в составе России, и акты, действующие в масштабе края, области, округа, города района, поселка или сельского населенного пункта.
По характеру компетенции органов, издающих акты, все акты подразделяются на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.
Акты общего управления издаются органами общей компетенции — Правительством РФ, правительствами республик в составе России, администрацией.
Акты межотраслевого управления принимаются органами управления межотраслевой компетенции, которые решают вопросы, имеющие межотраслевой характер.
Акты отраслевого управления регулируют отношения, возникающие в одной отрасли управления. Такие акты издаются, например, министрами, руководителями ведомств, управлений или отделов.
Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права.
Прежде всего правовые акты по вопросам организации исполнительной власти издает Президент РФ.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 115) и Законом РФ «О Правительстве Российской Федерации» последнее издает постановления и распоряжения, причем подчеркивается, что постановления эти носят нормативный характер, а распоряжения — индивидуальный.
Руководители отдельных министерств и других центральных органов федеральной исполнительной власти издают приказы, постановления и инструкции.
Аналогичны наименования административно-правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти республик в составе России.
Главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов издают постановления и распоряжения. Главы администраций в системе местного самоуправления издают постановления и распоряжения.
По форме выражения правовые акты управления подразделяются на словесные и конклюдентные.
Словесные, в свою очередь, делятся на письменные и устные. Обязательная письменная форма определена законодательством для нормативных актов государственного управления и для актов о привлечении к административной ответственности.
Наряду с письменными актами существуют устные — приказы, распоряжения, указания, команды и т. п. Их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного акта управления может повлечь юридическую ответственность. Во многих органах управления заведен порядок: все устные распоряжения, требующие в дальнейшем проверки исполнения, записываются в специальную книгу.