Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово
Первоначально Совет Безопасности в своей резолюции 1244 от 10 июня 1999 года уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово — Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) — в целях создания временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией. По сложности и масштабам ее задача была беспрецедентной; Совет наделил МООНК полномочиями в отношении территории и населения Косово, в том числе всеми законодательными и исполнительными полномочиями и полномочиями по управлению судебной системой.
Позднее, после провозглашения независимости органами власти Косово и вступления в силу 15 июня 2008 года новой конституции, задачи Миссии были значительно скорректированы, и внимание в основном фокусировалось на содействии безопасности, стабильности и уважению прав человека в Косово.
Хронологически можно проследить как нарастал кризис:
. март 1998 — СБ ООН принимает резолюцию об оружейном эмбарго в отношении
Союзной Республики Югославии,
. апрель 1998 — Республика Сербия высказывается на референдуме против
международного посредничества в урегулировании косовского кризиса,
. май 1998 — президент СРЮ Милошевич и Ругова договариваются о еженедельных
встречах делегаций,
. июнь 1998 — косовские албанцы отказываются от диалога с Сербией (они
будут бойкотировать встречи еще 12 раз),
. август 1998 — НАТО одобрило три варианта военного урегулирования
косовского кризиса,
. 23 сентября 1998 СБ ООН принимает резолюцию, предписывающую Белграду
прекращение боевых действий, отвод спецподразделений из Косово. Начало
диалога с косовскими албанцами и обеспечение условий для возвращения
беженцев,
. 13 октября НАТО отдает приказ об ускорении подготовки операции на
территории Косово и дает Югославии 4 дня (ультиматум будет продлен до 27
октября) для выполнения всех требований мирового сообщества. Милошевич
подписал договор об отводе сербских войск из Косово, размещение 2000
наблюдателей из ОБСЕ и контроле авиации НАТО воздушного пространства
Косово,
. 24 октября СБ ООН принимает резолюцию, предписывающую Белграду выполнить
все требования ООН,
. 30 октября НАТО начинает контрольные полеты над Косово
. 13 ноября НАТО принимает решение о развертывании 1700 военных в Македонии
с целью оказания помощи, в случае необходимости наблюдателям ОБСЕ в
Косово,
1999 год
. 15 марта обнаружены тела 45 албанцев в Рачаке. Белград говорит об
убийстве в ходе боевых действий террористов из ОАК, эксперты заявляют о
«преступлении против человечности»,
. 29 января Контактная группа выступает с жестким требованием к Белграду и
Приштине начать мирные переговоры не позднее 6 февраля. В качестве основы
предлагают 10 принципов, среди которых – уважение территориальной
целостности Сербии и Югославии и выделение краю Косово существенной
автономии,
. 7-23 февраля переговоры в Рамбуйе между делегациями правительства Сербии
и косовских албанцев об урегулировании на мирной основе. На последнем
этапе США передают переговаривающимся сторонам дополнительные документы (
предусматривающие ввод войск НАТО), которые официально не обсуждались
Контактной группой. США, поддержанные всеми членами Контактной группы
кроме России требуют подписания всего пакета документов,
. с 15 марта проходит второй раунд переговоров в Париже по урегулированию в
Косово. Переговоры закончились ничем, подписала документы только
албанская сторона.
. 24 марта блок НАТО начал первую фазу союзнической операции «Союзная
сила», началась бомбардировка целей в Сербии и Черногории. Белград
объявил о разрыве дипломатических отношений с четырьмя ключевыми странами
НАТО – США, Великобританией, Германией и Францией.
. 16 апреля заявление Совета по внешней и оборонной политике России, в
котором бомбардировки Югославии расценивались как агрессия НАТО против
суверенного государства. В нем говориться о том, что «если Россия
втянется в конфликт, вероятна и самая опасная эскалация – на уровень
глобального конфликта». Это был один из многочисленных документов
осуждающих агрессию, принятых в России.
. 23 апреля исполняется месяц со дня начала операции «Союзническая сила»,
которая не увенчалась успехом. На территорию Югославии сброшено 5 тысяч
тонн бомб, выпущено 1500 крылатых ракет, убито около 500 гражданских лиц,
около 4 тысяч получили ранения. В Вашингтоне открывается юбилейный саммит
НАТО, приуроченный к 50-летию организации и посвященная новой концепции
НАТО, предусматривающей самостоятельность военных действий альянса на
Европейском континенте. Еврокомиссия утверждает запрет на поставку
нефтепродуктов в СРЮ.
. 27 апреля в Москве проходят российско-американские консультации по
Югославии, при участии заместителя госсекретаря США Тэлботта и
спецпредставителя президента РФ по Югославии Черномырдина. НАТО
продолжает настаивать на выводе из Косово всех войск и полиции СРЮ и
вводе 30 тысячного натовского контингента. Президент США объявляет о
призыве на службу резервистов. НАТО заявляет об увеличении воинского
контингента в пограничных районах до 55 тысяч.
. 6 мая проходит совещание министров иностранных дел «большой восьмерки» в
Бонне - по развертыванию в Косово международных сил, по обеспечению
безопасности под эгидой ООН. Официально объявлено семь принципов, с
которыми согласилась и Россия и страны НАТО.
. 7 мая ракеты НАТО попадают в здание посольства Китая в Белграде (3
китайских журналиста погибли, 20 граждан КНР ранены). Пекин требует
расследования и официального извинения.
. 10 мая в Гааге начинается слушание по иску Белграда к 10 странам НАТО,
участвующим в бомбардировках Югославии. Представитель СРЮ в Международном
суде заявляет, что за время бомбардировок погибло 1,2 тысячи мирных
жителей, более 4,5 тысяч получили ранения
. середина мая – проработка планов наземной операции НАТО против Югославии
. 2 июня Международный суд ООН в Гааге отклонил иск Белграда к странам
НАТО, обвиненным СРЮ в нарушении международного права. По результатам
длительных переговоров Черномырдин и Ахтисаари вылетают в Белград, где
представили Милошевичу последний вариант «мирного плана», фактически
повторяющего условия НАТО.
. 3 июня парламент Сербии одобрил «мирный план» Черномырдин - Ахтисаари,
основанный на натовской трактовке принципов «восьмерки»: вывод войск и
полицейских СРЮ, международное присутствие со значительным участием НАТО
под единым командованием. Российские военные жестко заявляют о несогласии
с тем, что российские миротворцы будут находиться под командованием НАТО,
отношения с которым у России «заморожены».
. 7 июня срыв переговоров между югославскими властями и НАТО, сербы
прекратили диалог в знак несогласия с требованием вывести военный
контингент в течение недели, а не 14 дней как предусмотрено планом, а
также не согласились подписать не только военное, но и политическое
соглашение с НАТО
. 8 июня главы МИД «восьмерки» на экстренном заседании согласовывали текст
проекта резолюции СБ ООН. Принято решение «о размещении в Косово под
эгидой ООН гражданского присутствия и присутствия по обеспечению
безопасности». Формулировка о военном присутствии НАТО не включена в
текст резолюции, хотя упоминание о нем есть в приложении к резолюции, а
именно в плане Черномырдина - Ахтисаари
. 9 июня подписано соглашение между сербскими и натовскими военными на
границе Югославии и Македонии
. 10 июня начался вывод военных и полицейских из Косово. Генсек НАТО Солана
отдает приказ о приостановке бомбардировок. СБ ООН принимает резолюцию о
развертывании в Косово гражданского контингента и обеспечении
международного присутствия по безопасности в Косово. Представители ОАК
заявили, что не сложат оружие в тех местах, где будут находиться
российские миротворцы. Начинаются переговоры российских и американских
военных о развертывании миротворческих сил в Косово, о синхронном вводе
российских и американских войск.
11 июня представитель НАТО заявляет, что согласно заверениям Москвы,
российские миротворцы не войдут в Косово первыми. Британский контингент,
приведенный в состояние повышенной готовности для ввода в Косово после
этого отводится на исходные позиции. Переговоры российских и американских
военных приостанавливаются. Россию не устраивает предложение разместить
ее контингент в американском секторе Косово и что «они должны
дислоцироваться в северных районах Косово для защиты проживающих там
сербов»
12 июня ночью рота российских десантников входит в Приштину и занимает
аэропорт Слатина. Утром британские вертолеты с десантниками пересекают
границу, вводится британский и французский контингент и контингент США.
Представитель НАТО заявляет, что « не испытывают беспокойства по поводу
прибытия в Приштину российских миротворцев». Венгрия отказывается
предоставить России воздушный коридор для переброски ее миротворцев.
Позднее откажут Румыния и Болгария.
19 июня РФ и США на переговорах согласовали вопрос о роли России в
миротворческой операции в Косово. Российские миротворцы будут иметь зоны
своей ответственности в американском, французском и немецком секторах, а
также в районе Косово Поля. Аэродром Слатина будет находиться под
совместным контролем
20 июня Клинтон и Ельцин на встрече в Кельне официально объявили о
решении вопроса о роли России в урегулировании конфликта в Косово. Генсек
НАТО Солана сообщил о формальном прекращении операции «Союзническая сила»
против Югославии.
21 июня ОАК подписала с НАТО соглашение о разоружении. В Косово
обнаружены массовые захоронения албанцев. Одновременно начинаются
массовое насилие со стороны ОАК в отношении сербов, растет поток беженцев-
сербов из Косово. [3, 14].
3. Анализ Югославского кризиса
Югославский кризис возник не вдруг, а вырос из длительного
регионального конфликта, который потенциально мог перерасти в глобальный
конфликт. Глобальный характер конфликты принимают, когда их нерешенность
представляет угрозу для всего человечества («холодная война», угроза
третьей мировой войны) [10, 111]
Косовский конфликт – это составная часть серии балканских конфликтов,
связанных с распадом Югославии на самостоятельные государства: СРЮ
(федерацию Сербии и Черногории), Боснию и Герцеговину, Словению, Хорватию и
Македонию. По сути это внутренний конфликт между центральной властью
Союзной Республики Югославии и вооруженными сепаратистами провинции Косово
и Метохия. В основе конфликта лежит противостояние двух этнических групп,
сербов, составляющих основное население СРЮ, и албанцев, составляющих
большинство населения провинции и пользующихся поддержкой извне. Цель
руководства СРЮ, поддерживаемого большинством сербского населения, —
сохранение территориальной целостности государства. Цель албанских
сепаратистов – осуществление прав на самоопределение с последующим
вероятным присоединением к Албании.