В дальнейшем в российской политической мысли на-
Блюдается переход от свойственной декабристам декларации
Общедемократических принципов и задач, связанных с фор-
Мированием буржуазного общества, к созданию основ пред-
Реформенного российского либерализма и быстрому освоению
И распространению идей утопического социализма в их рус-
Ской модификации (русский общинный социализм). Либераль-
Ная идеология развивается в двух ответвлениях – западниче-
Ском и славянофильском.
Основополагающей идеей славянофильства являлась ве-
Ра в особый путь русского исторического развития, внимание
К народу как к главному деятелю истории. Одним из видных
Представителей стал К.С. Аксаков, разработавший схему сла-
Вянофильской __________социологии, славянофильства названную им
«теорией общества». По этой теории носителем идей про-
Гресса, источником самобытности развития России Аксаков
Считал, в отличие от других представителей славянофильства,
Не народ («землю»), не самодержавную власть («государство»),
А «общество», под которым понимал определенные, верные
«народным началам» круги русской интеллигенции. Теория
Конфликтология
Общества позволяла Аксакову выделять в социальной струк-
Туре те силы, которые могли направить развитие России по
Желанному для славянофилов пути. В интерпретации Аксако-
Ва славянофильство приобретает черты учения, приспособ-
Ленного к нуждам богатого московского купечества.
В целом и западничество, и славянофильство получили
Особый расцвет под влиянием европейских революций 1848 г.
И те, и другие осознавали необходимость реформ, однако пу-
Ти их проведения видели по-разному. Славянофилы вслед за
Н.М. Карамзиным и П.Я. Чаадаевым – в эволюции, реформа-
Торской деятельности с учетом основных черт, присущих, по
Их мнению, русскому народу: «патриархальности и правосла-
Вия». Западники (П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Б.Н. Чиче-
Рин), в свою очередь, настаивали на проведении реформ по
Европейскому образцу.
В 40-х годах XIX века в России зарождается революцион-
Но-демократическая идеология, для которой были характер-
Ны вера в революционные возможности народных масс, защи-
Та идеи крестьянской революции.
Одним из первых русских революционных демократов
Был В.Г. Белинский (1811–1848 гг.), остро критиковавший в
Своих произведениях самодержавие и крепостничество. Он
Считал, что если правительство не отменит крепостное право,
То этот вопрос «решится сам собою, другим образом, в 1000 раз
Более неприятным для русского дворянства».
Выдающимся революционным демократом был А.И. Гер-
Цен (1812–1870 гг.), создавший за рубежом вольную русскую
Прессу – журнал «Колокол», издававшийся вдали от россий-
Ской цензуры.
В своих произведениях А.И. Герцен разрабатывал идею
«крестьянского социализма» в России, доказывал, что основ-
Ной ячейкой, из которой вырастет социализм, станет кресть-
Янская община. Его соратником по изданию журнала «Коло-
Кол» и единомышленником был Н.П. Огарев (1813–1877 гг.).
История конфликтологии
Вершиной революционного демократизма в России ста-
Ло творчество Н.Г. Чернышевского (1828–1889 гг.), который в
Году в условиях царской цензуры стал издавать журнал
«Современник» – орган революционной демократии.
По мнению Чернышевского, формой нового государства
Должна стать демократическая республика с местным само-
Управлением.
Причину возникновения государства Чернышевский на-
Ходит в изменении формы собственности – от общинной зе-
Мельной собственности к личной поземельной. Объясняя воз-
Никновение права, он исходит из утверждения, что основной
Источник общественной жизни – необходимость удовлетворе-
Ния потребностей. Стремясь получить средства удовлетворе-
Ния своих потребностей, люди сталкиваются с аналогичными
Стремлениями других людей, а блага, предлагаемые природой
Для удовлетворения всех людей, оказываются недостаточными.
Столкновение интересов приводит к необходимости становле-
Ния общих правил в разных сферах деятельности. Так возни-
Кают законы политические, гражданские и уголовные.
В 70-х годах революционный демократизм выступил в
Форме революционного народничества, которое в организа-
Ционном отношении превзошло революционеров 60-х годов
Народничество наследовало основной тезис славянофи-
Лов об исключительности развития России по пути социаль-
Ных преобразований и преимуществах социального действия
И развития над политическим. Наиболее ярко отразились эти
Идеи в учении П.Л. Лаврова (1823–1900 гг.).
В основу общественного прогресса Лавров положил
Идею о «критически мыслящей личности». Главным способом
Формирования такой личности он считал работу по освоению
Современной культуры. По его мнению, в ходе этой работы
Личность осознает свои интересы, которые вынуждают ее дей-
Ствовать на основе слияния личных и общественных интере-
Сов. Чем больше в обществе критически мыслящих личностей,
Тем больше общество продвигается по пути общественного
Прогресса. Следовательно, считал Лавров, основной задачей
Конфликтология
Революционеров является просветительская и пропаганди-