Щего в разрешении всех наиважнейших дел в государстве
В «Посланиях к разным лицам» А.М. Курбского рас-
Сматриваются и проблемы правоприменения в государстве.
Автор возмущается практикой заочного осуждения, когда че-
Ловек не имеет возможности лично предстать перед судом.
Беззаконным он называет принцип коллективной ответствен-
Ности, применявшийся в практике опричнины: «Закон Божий
Да глаголет: да не несет сын грехов отца своего, каждый во своем
Грехе умрет и по своей вине понесет казнь».
А.М. Курбский выступает против жестоких, унижающих
Человеческое достоинство наказаний, а также против незаконно-
Го принуждения людей «не знатися не токмо со други, и ближними,
но и самих родителей и братьев и сестер отрицатися…».
Иван IV говорит о наследственном происхождении вла-
Сти как единственно законном; царский трон наследуется не
Путем насилия, кровопролития, а исключительно волей боже-
Ственного провидения. Далее, исходя из этой логической по-
Сылки, он считает, что сущность власти определяется божест-
Венным промыслом, и поднимает значение царской власти на
Недосягаемую высоту, требуя, чтобы все, относимое к почита-
Нию Бога, было перенесено на прославление царя.
Иван IV не признает никаких ограничений при реализа-
Ции властных полномочий. Каждый подданный находится в
Его безраздельной власти.
Помощник царю только Бог: «Нача же в купу устроятие и
Управляется Богом порученное царство елико Бог почитает прося
У него милости и помощи».
Всем остальным остается только способствовать реализа-
Ции царем своей власти. Поэтому при организации власти не-
История конфликтологии
Допустимо никакое коллегиальное начало. Высший суд в госу-
Дарстве принадлежит царю как наместнику Бога. Степень
Вины и меру наказания определяет не закон, а сам царь.
Ответственность за содеянное царь несет не перед под-
Данными, а перед Богом. Но и наказание ложится не на под-
Данных, а на царя.
В отношении методов реализации власти Иван IV упот-
Ребляет термины «страх» и «гроза». Главным, по его мнению,
Является устрашение своих подданных.
В целом политическое учение Ивана IV было направлено
На оправдание его собственных действий по созданию в рамках
Монархической системы тиранического политического режима.
Проблемы сущности и организации государственной
Власти стоят в центре политической теории выдающегося рус-
Ского мыслителя XVII в. дьяка и крупного государственного
Чиновника Ивана Тимофеева. Его политико-правовые взгля-
Ды страшного периода смуты в России подробно представле-
Ны в единственном произведении – «Временник».
Сущность и происхождение власти он традиционно
Объясняет божественным предопределением.
Единственно возможным типом власти, обеспечиваю-
Щим порядок в стране, является царская власть. Однако
И. Тимофеев – не сторонник неограниченной монархии, наи-
Лучшей формой государственной власти он называет со-
Словно-представительную монархию.
Он считает, что наши «предержатели», начиная с Ивана IV,
Превысили власть, данную им Богом, уклонились к «Адамову
Греху», к «самовластию». На первое место стали выдвигать
«худородность», тем самым разрушив господствовавшую ие-
Рархическую структуру.
Другим известным русским политическим теоретиком
XVII в. является Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.), один из
Первых идеологов просвещенного абсолютизма в России.
В вопросе о формах государственного устройства он вполне
Определенно высказывался за сосредоточение всей полноты
Политической власти в руках одного правителя, считая, что
Конфликтология
Только такая форма политической организации способна вы-
Полнить задачи, стоящие перед Россией во внешней и внут-
Ренней политике.
В своих основных произведениях «Жезл правления»,
«Вертоград многоцветный» он обосновывает необходимость
Просвещенной монархии в России по западному образцу,
Прославляет авторитет царя, называя его «царь-солнце».
Начиная со второй половины XVII в. в России наблю-
Дается преобразование сословно-представительной монар-
Хии в абсолютную. Этот процесс завершается в первой чет-
Верти XVIII века при Петре I, принявшем титул императора и
Короновавшем императорской короной свою жену – Екатери-
Ну I. Россия стала империей.
В период петровских реформ складывается официальная
Идеология абсолютизма.
Видным политическим мыслителем первой половины
XVIII в., защитником петровских реформ был Феофан Про-
Копович (1681–1736 гг.). Прокопович в своем творчестве испы-
Тал значительное влияние теории «общественного договора»,
Выдвинутой Томасом Гоббсом. Вслед за Гоббсом Прокопович
Утверждает, что становление верховной власти связано с до-
Говором, посредством которого народ, отрекаясь от своей
Воли, передает ее одному человеку – своему монарху. Народ,
Отдавший свою волю монарху, не может ее забрать, даже если
Монарх нарушает договор.
Идеологом «просвещенной монархии» был В.Н. Тати-
Щев (1686–1750 гг.) – крупный государственный деятель, за-
Нимавшийся поиском и публикацией исторических докумен-
Тов. Им была написана многотомная «История российская»,