Щего в разрешении всех наиважнейших дел в государстве

В «Посланиях к разным лицам» А.М. Курбского рас-

Сматриваются и проблемы правоприменения в государстве.

Автор возмущается практикой заочного осуждения, когда че-

Ловек не имеет возможности лично предстать перед судом.

Беззаконным он называет принцип коллективной ответствен-

Ности, применявшийся в практике опричнины: «Закон Божий

Да глаголет: да не несет сын грехов отца своего, каждый во своем

Грехе умрет и по своей вине понесет казнь».

А.М. Курбский выступает против жестоких, унижающих

Человеческое достоинство наказаний, а также против незаконно-

Го принуждения людей «не знатися не токмо со други, и ближними,

но и самих родителей и братьев и сестер отрицатися…».

Иван IV говорит о наследственном происхождении вла-

Сти как единственно законном; царский трон наследуется не

Путем насилия, кровопролития, а исключительно волей боже-

Ственного провидения. Далее, исходя из этой логической по-

Сылки, он считает, что сущность власти определяется божест-

Венным промыслом, и поднимает значение царской власти на

Недосягаемую высоту, требуя, чтобы все, относимое к почита-

Нию Бога, было перенесено на прославление царя.

Иван IV не признает никаких ограничений при реализа-

Ции властных полномочий. Каждый подданный находится в

Его безраздельной власти.

Помощник царю только Бог: «Нача же в купу устроятие и

Управляется Богом порученное царство елико Бог почитает прося

У него милости и помощи».

Всем остальным остается только способствовать реализа-

Ции царем своей власти. Поэтому при организации власти не-

История конфликтологии

Допустимо никакое коллегиальное начало. Высший суд в госу-

Дарстве принадлежит царю как наместнику Бога. Степень

Вины и меру наказания определяет не закон, а сам царь.

Ответственность за содеянное царь несет не перед под-

Данными, а перед Богом. Но и наказание ложится не на под-

Данных, а на царя.

В отношении методов реализации власти Иван IV упот-

Ребляет термины «страх» и «гроза». Главным, по его мнению,

Является устрашение своих подданных.

В целом политическое учение Ивана IV было направлено

На оправдание его собственных действий по созданию в рамках

Монархической системы тиранического политического режима.

Проблемы сущности и организации государственной

Власти стоят в центре политической теории выдающегося рус-

Ского мыслителя XVII в. дьяка и крупного государственного

Чиновника Ивана Тимофеева. Его политико-правовые взгля-

Ды страшного периода смуты в России подробно представле-

Ны в единственном произведении – «Временник».

Сущность и происхождение власти он традиционно

Объясняет божественным предопределением.

Единственно возможным типом власти, обеспечиваю-

Щим порядок в стране, является царская власть. Однако

И. Тимофеев – не сторонник неограниченной монархии, наи-

Лучшей формой государственной власти он называет со-

Словно-представительную монархию.

Он считает, что наши «предержатели», начиная с Ивана IV,

Превысили власть, данную им Богом, уклонились к «Адамову

Греху», к «самовластию». На первое место стали выдвигать

«худородность», тем самым разрушив господствовавшую ие-

Рархическую структуру.

Другим известным русским политическим теоретиком

XVII в. является Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.), один из

Первых идеологов просвещенного абсолютизма в России.

В вопросе о формах государственного устройства он вполне

Определенно высказывался за сосредоточение всей полноты

Политической власти в руках одного правителя, считая, что

Конфликтология

Только такая форма политической организации способна вы-

Полнить задачи, стоящие перед Россией во внешней и внут-

Ренней политике.

В своих основных произведениях «Жезл правления»,

«Вертоград многоцветный» он обосновывает необходимость

Просвещенной монархии в России по западному образцу,

Прославляет авторитет царя, называя его «царь-солнце».

Начиная со второй половины XVII в. в России наблю-

Дается преобразование сословно-представительной монар-

Хии в абсолютную. Этот процесс завершается в первой чет-

Верти XVIII века при Петре I, принявшем титул императора и

Короновавшем императорской короной свою жену – Екатери-

Ну I. Россия стала империей.

В период петровских реформ складывается официальная

Идеология абсолютизма.

Видным политическим мыслителем первой половины

XVIII в., защитником петровских реформ был Феофан Про-

Копович (1681–1736 гг.). Прокопович в своем творчестве испы-

Тал значительное влияние теории «общественного договора»,

Выдвинутой Томасом Гоббсом. Вслед за Гоббсом Прокопович

Утверждает, что становление верховной власти связано с до-

Говором, посредством которого народ, отрекаясь от своей

Воли, передает ее одному человеку – своему монарху. Народ,

Отдавший свою волю монарху, не может ее забрать, даже если

Монарх нарушает договор.

Идеологом «просвещенной монархии» был В.Н. Тати-

Щев (1686–1750 гг.) – крупный государственный деятель, за-

Нимавшийся поиском и публикацией исторических докумен-

Тов. Им была написана многотомная «История российская»,

Наши рекомендации