Общая характеристика социальной власти и норм первобытнообщинного строя
Первобытно – общинный строй является начальным этапом исторического процесса и захватывает период времени от появления на земле человека до становления первых классовых обществ и государства, а так же обычно сопутствующего им становления упорядоченной письменности. П/общинный строй был самым протяженным во времени, более миллиона лет. (Земля появилась 4,5 млрд. лет назад, организмы-3,5 млрд., Homohabilitis 7-5 млн. лет назад, палеолит-4-3 млн.лет до нашей эры).
Определить нижнюю грань п/общества нелегка, так как мнения ученых меняются в зависимости от появления новых данных. В современный период считается, как одна из версий, что человек возник 1,5-1млн.лет назад. Другие версии относят появление человека к более позднему периоду. Верхняя же грань колеблется в пределах 5-6 тысяч лет назад, варьируясь в зависимости от континента.
В Азии и Африке первые государства сложились 4-3 тыс.лет до н.э., в Америке-1 тыс.лет до н.э.На других частях земного шара- еще позднее.
Известно, что общество (в широком смысле) –это совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Всякое общество представляет собой целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерно определенная система управления (соц.власть) и регулирования поведения путем определенных общих правил. (соц.норм). Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития соц.связей требуется объединить индивидуальные интересы на общее благо. Такое объединение возможно лишь при сочетании личных выгод с выгодой социальной (общественным интересом). Данное объединение осуществляется существующими в обществе правилами поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала данные нормы.
Общественная организация первобытно- общественного строя - это родоплеменные отношения. Их основу составлял род. Род представляет общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство. Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племен – в союз племен.
Все наиболее важные вопросы решались на общих собраниях. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью, на случай военных действий избирался военный вождь.
Старейшины родов составляли совет старейшин племен. Заседания старейшин проходили открыто, свои предложения могли высказывать все совершеннолетние члены рода. Руководя коллективом, старейшины выполняли общую волю, власть их носила моральный характер, и они не получали какого-либо вознаграждения или льгот за выполняемую работу. Главными задачами старейшин были: организация коллективных работ рода и предупреждение межродовых конфликтов. Старейшины должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил, решать все общие вопросы, отвечающие интересам соплеменников.
Черты, характерные для первобытного общества.
1. Наличие лишь примитивных орудий труда и неспособность человека выжить без своего рода, обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому при таком строе не было излишков продуктов, частной собственности, и. соответственно, отсутствовало социальное неравенство. Экономическое равенство обусловливало и равенство политическое.
2.Особенностью социальной власти, норм первобытного общество являлось то, что они входили в сферу жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая экономическое единство рода, племени. Связано это было с низкой производительностью труда. Подобные обстоятельства оказвали существенное влияние на природу власти.
Признаки социальной власти при первобытно - общинном строе.
1.Власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.
2.Власть была непосредственно общественной, строилась на рамках первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект власти совпадает с объектом).
3.Органами власти выступали как само общество в целом (род, собрание) , так и его представители (старейшины, вожди, жрецы).
4.Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Нормы первобытно-общинного строя называют «мононормами», так как они выражают один общий интерес того общества-выживание.
5.Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами (например, разделение труда между ребенком, мужчиной, женщиной рассматривалось и как производственный обычай, и как требование нравственности и как веление религии).
Признаки норм первобытно – общинного строя.
1.Существовали в поведении и сознании, не имея, как правило, письменного выражения.
2.Обеспечивались в основном силой привычки, а так же мерами убеждения, внушения и принуждения (изгнание из рода, например).
3.Былы продиктованы естесственно0природной основой присваивающего общества, в котором человек являлся частью природы.
4.Выражали интересы всех членов общества.
5.Отношения регулировались, главным образом, обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени).
6.Ведущим способом регулирования выступал запрет (система «табу»), отсутствие собственно прав и обязанностей.
• Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.
Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.
Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.
Вступление в юридическую силу:
• 1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;
• 2) Вводится в действие с момента его опубликования;
• 3) Вводится в действие с момента его принятия;
• 4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);
• 5) Вступает в силу с момента его подписания;
• 6) Вводится в действие поэтапно;
• 7) Вступает в силу с момента получения адресатом;
• 8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
Утрата юридической силы:
• 1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;
• 2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);
• 3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;
• 4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).
Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.
Исключения из общего правила:
• 1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;
• 2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.
По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:
• - ревизионная обратная сила - действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;
• - простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.
Переживание НПА - это когда старый акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты юридической силы.
Принципы: немедленное действие правовых норм; норма, ухудшающая правовое положение, должна иметь только перспективное действие; норма, улучшающая правовое положение имеет обратную силу; исключения из этих правил возможны только при наличии специальных коллизионных норм.
Действие НПА в пространстве:
• 1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;
• 2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.
Территория РФ:
• - часть суши, определенная государственной границей;
• - внутренние водоемы;
• - внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);
• - прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;
• - воздушные суда РФ;
• - морские суда под флагом РФ;
• - космические объекты;
• - территория дипломатических представительств РФ за рубежом.
Действие НПА по кругу лиц:
• 1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;
• 2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);
• 3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.