Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 118 баллов
Задания
Для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Предлагаемые примерные задания разработаны для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2009/10 уч. году. Содержание заданий базируется на программном материале курса обществознания с учетом его прохождения на момент проведения олимпиады (за основу бралась последовательность изучения, нашедшая отражение в наиболее распространенных учебниках обществознания). Отдельные задания могут выходить за рамки курса, требуя, от участника олимпиады кругозора и ориентации в современной социально-политической жизни.
Определенными особенностями обладает олимпиадная работа для учащихся 7 и 8 классов. При ее составлении принимались в расчет: 1) уровень возрастных возможностей учащихся; 2) сравнительно небольшой объем изученного школьниками обществоведческого материала. Построение системы заданий, ориентированных на жесткие и однозначные критерии оценивания, затруднялось также тем, что значительная часть учебного материала в курсе обществознания 6-7 классов обращена к морально-этическим проблемам. В этих условиях приоритетную направленность олимпиадной работы для учащихся 7 и 8 классов решено было связать с вопросами прав человека, прав ребенка, правового статуса несовершеннолетних, с ролью права в регулировании общественных отношений. Данные вопросы представляются наиболее значимыми в плане социализации учащихся и формирования их гражданской компетентности. С другой стороны, использование их в качестве основы олимпиадной работы удачно вписываются в логику проведения олимпиады в год 20-летия принятия Конвенции о правах ребенка (1989 г.), позволяя привлечь внимание учащихся и педагогов к базовым ценностям и нормам демократического общества. Олимпиада для восьмиклассников, кроме того, включает ряд заданий (Биологическое и социальное в человеке; Социализация индивида; Потребности и способности и т.д.).
Предполагается, что при проведении олимпиады тексты заданий будут распечатаны для каждого участника. Ответы могут вноситься непосредственно в распечатанные тексты; отдельные листы понадобятся лишь для написания эссе в 9-11 классах. Необходимым условием является обеспечение высокого качества печати, поскольку олимпиадная работа содержит несколько заданий, предусматривающих работу с изобразительным рядом. Желательно распечатывать задания на листах формата А4.
Рекомендуемая продолжительность проведения олимпиад: 7-8 классы – 1,5 астрономических часа; 9-11 классы – 2,5 или 3 астрономических часа.
Оценка выполнения олимпиадных заданий осуществляется жюри на основе предлагаемых критериев. Критерии должны быть внимательно рассмотрены членами жюри до непосредственного начала проверки олимпиадных работ. При этом важно выявить возникающие спорные вопросы и выработать единый подход к ним.
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2009-10 уч.г.
Муниципальный этап. 11 класс.
Уважаемый участник Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успехов Вам в выполнении работы!
Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 118 баллов.
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите рядом с ним «Да», если не согласны – «Нет».
1. Постиндустриальное общество характеризуется преобладанием доли населения, занятого в сфере услуг. | |
2. От непредвиденного увеличения инфляции страдают заемщики капитала. | |
3. Первые три места по количеству своих приверженцев в современном мире занимают три мировые религии. | |
4. В правовую систему Российской Федерации входят нормы права, зафиксированные в ратифицированных Россией международных документах. | |
5. Современные политические партии, как правило, строятся по классовому признаку. | |
6. В рыночной экономике невозможна ситуация, когда какой-либо товар продается по цене, меньшей, чем издержки его производства. | |
7. Эмансипация применяется только к лицам, не достигшим 18-летнего возраста. | |
8. К преимуществам крупных предприятий относится возможность снижения издержек за счет увеличения масштабов производства. | |
9. Социальный статус – это положение человека в малой группе, определяемое в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. | |
10. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. | |
11. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека. | |
12. В соответствии с прагматической концепцией истины, истина представляет собой результат соглашения между учеными. |
2.В стране Р. в течение трех лет закрылись свыше половины металлургических предприятий. Причиной послужило резкое снижение спроса на прежние марки стали в связи с переходом многих отраслей промышленности на использование новых материалов с более совершенными свойствами. В результате закрытия старых металлургических заводов основная масса занятых здесь лишилась работы. Какого типа безработица возникла в стране Р.?
А) циклическая
Б) структурная
В) фрикционная
Г) сезонная
3. Из приведенного перечня выделите полномочия, НЕ относящиеся к ведению Государственной Думы Федерального собрания РФ (обведите буквы, соответствующие выбранным вами ответам, в кружок):
А) осуществление помилования;
Б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
В) назначение выборов Президента РФ;
Г) принятие федеральных законов;
Д) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
Е) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
Ж) утверждение изменения границ между субъектами РФ.
4. По какому принципу образованы ряды?
А) Достижение 18-летнего возраста; вступление в брак лица, не достигшего 18-летнего возраста; эмансипация.
Б) Представления об идеалах и ценностях желаемого политического устройства; модели политического поведения; знания о политике и политической системе общества.
В) Общественный престиж профессии, уровень образования, размер дохода, обладание властью, наличие собственности.
Г) обеспечение экономического роста; обеспечение занятости населения; сохранение стабильности цен; создание условий для экономической свободы.
Ответ: А) ______________________
Б) ______________________
В) ______________________
Г) ______________________
5. Замените выделенный курсивом фрагмент фразы соответствующим ему обществоведческим термином.
А) В современной экономике особое значение приобретает деятельность небольших предприятий, специализирующихся на создании и внедрении в производство новейших образцов техники и технологий, сопряженная с серьезным экономическим риском.
Б) Принято считать, что начало научному исследованию процесса возникновения и развития человека как социального существа было положено в XIX веке.
В) Наличие развитой системы целостного представления о мире и месте в нем человека, а также обусловленных этими представлениями убеждений, идеалов и ценностей свидетельствует о зрелости личности.
Ответ: А) ______________________
Б) ______________________
В) ______________________
6. Понятия «демократия» и «правовое государство» тесно связаны между собой. Тем не менее, можно провести определенное разграничение принципов правового государства и принципов демократии. Проведите такое разграничение, распределив перечисленные ниже признаки в две группы:
А) народ – источник власти;
Б) разделение государственных властей;
В) право меньшинства на оппозицию;
Г) открытость деятельности всех политических институтов и органов власти;
Д) парламентаризм;
Е) равенство всех перед законом;
Ж) взаимная ответственность личности и государства;
З) возможность народа влиять на выработку политических решений;
И) верховенство права;
К) признание равноправия различных форм собственности;
Л) политический плюрализм;
М) незыблемость и гарантированность основных прав человека.
Признаки правового государства | Признаки демократии |
7. Запишите обществоведческое понятие на основе перечисленных ниже его существенных признаков:
А) Самостоятельный характер деятельности; осуществление ее на свой страх и риск; цель - систематическое извлечение прибыли; регистрация деятельности в установленном законом порядке. Понятие - ………………………………………….
Б)Организация; наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; способность отвечать по своим обязательством этим имуществом; способность приобретать и осуществлять в результате своих действий имущественные права; способность нести обязанности. Понятие- …………………………….
8. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия. (Слова и словосочетания не могут использоваться дважды).
А) Негосударственных, и, разнообразные, свободных, в различных, интересы, совокупность, выражающих. отношений, жизни, общественных, потребности, частные, и, институтов, граждан, сферах.
Ответ: __________________________
_
_
_
Б)Принимать, способность, гражданские права, действиями, гражданские обязанности, на себя, осуществлять, и, своими, приобретать, исполнять.
Ответ: __________________________
_
_
_
В) Необходимо, его, осознаваемая, для, человеком, поддержания, и, что, переживаемая, личности, нужда, развития, в том, организма, и.
Ответ: __________________________
_
_
9. Что из перечисленного относится к постоянным, а что – к переменным издержкам производства?
А) затраты на техническое обслуживание машин и оборудования;
Б) расходы на транспортировку товаров;
В) оплата труда производственных рабочих;
Г) оплата труда управляющего персонала предприятия;
Д) оплата электроэнергии, используемой для приведения в действие производственного оборудования;
Е) арендная плата за пользование зданиями;
Ж) расходы на приобретение сырья;
З) расходы на обеспечение охраны предприятия;
И) оплата услуг телефонной и Интернет-связи.
Постоянные издержки | Переменные издержки |
10. Распределите методы исследования в две группы - эмпирические и теоретические.
А) наблюдение; Б) аналогия; В) моделирование; Г) эксперимент; Д) абстрагирование | Е) измерение; Ж) описание; З) анализ; И) обобщение. |
Эмпирические методы исследования | Теоретические методы исследования |
11. Что является лишним в каждом логическом ряду?( Лишнее слово подчеркните, и объясните, почему вы так решили).
А) Понятие, суждение, представление, умозаключение.
Пояснение: ______________________
________________________________
Б) Переезд человека на новое место жительства; перевод банковского служащего на ту же должность в другой банк; получение титула баронета мелкопоместным дворянином; смена конфессиональной принадлежности; переход гражданина России в гражданство другого государства.
Пояснение: ______________________
________________________________
В)Сознательное выдвижение целей деятельности; направленность на получение конкретного, предвосхищаемого в сознании результата; порождение в процессе деятельности качественно нового, ранее неизвестного; преобразование в процессе деятельности окружающего мира и самого себя; общественный характер деятельности.
Пояснение: ______________________
________________________________
________________________________
12. Заполните пропуски в каждом из предложенных логических рядов:
А) Потребность в воспроизводстве рода – семья; потребность в безопасности и социальном порядке - …………………………..; потребность в добывании средств существования – производство; потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров – образование; потребность в решении духовных проблем, определении смысла жизни - ……………………………..
Б) Дошкольный возраст – игра; младший школьный возраст - учение, подростковый возраст - ……………………..
В) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; семья исламского права – религиозная доктрина; англо-саксонская правовая семья - ………………………………….
Г) Средневековье - ………………………., эпоха Возрождения – антропоцентризм, эпоха Просвещения – рационализм
13. Установите соответствие между наименованием типа семьи и его характеристиками (имейте в виду, что одна характеристика в правом столбце - ЛИШНЕЕ!)
Характеристики | ТИП СЕМЬИ |
1) патриархальная; 2) нуклеарная; 3) патрилинеальная; 4) моногамная; 5) гомогенная. | А) Супруги являются выходцами из одинаковых социальных групп общества. Б) Наследование фамилии, имущества, социального положения в семье происходит по отцу. В) Семья состоит из людей двух поколений – супругов и их детей. Г) В основе семьи – брак одного мужчины и одной женщины. Д) Семья включает только одного из родителей. Е) Наивысшим авторитетом в семье пользуется отец. |
1) - … | 2) - … | 3) - … | 4) - … | 5) - … |
14. Установите соответствие между высказываниями и названиями направлений философской мысли (Обратите внимание на то, что два наименования философских направлений в правом столбце – лишние!).
Высказывания | Направления философской мысли |
А) «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» Б) «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» В) «Многое в «Я», безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать «ядром «Я» Г) «Историей правит мировой разум» | 1) агностицизм 2) рационализм 3) экзистенциализм 4) сенсуализм 5) психоанализ 6) идеализм |
А) - … | Б) - … | В) - … | Г) - … |
15. Расшифруйте аббревиатуры, широко вошедшие в международную политическую жизнь последнего времени:
ШОС - ___________________________
БРИК - ___________________________
ВТО - ____________________________
ЕвразЭС - _________________________
16. Распределите предлагаемые характеристики в три группы; озаглавьте каждую из них:
А) ориентация не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности;
Б) основная цель – освоение новых знаний и способов действий;
В) направленность на достижение практически полезного результата;
Г) условный характер действий;
Д) отождествление с исполняемыми условными ролями;
Е) нацеленность на преобразование предметов окружающего мира.
17. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. Поясните значение получившихся терминов.
_бс_нтеизм - _________________________
_________________________
Т_ократическое государство - __________
____
Д_в_львация - ________________________
____
Кс_н_фобия - ________________________
18. Отвечая на уроке обществознания, ученик привел следующий пример относительной истины: «Как известно, вода закипает при температуре 100°С. Но высоко в горах кипение может начаться и при более низкой температуре».
А) Какую особенность, свойственную относительным истинам, иллюстрирует этот пример?
Б) В чем еще может проявляться относительность истины?
В) Является ли утверждение о том, что вода закипает при 100°С, объективной истиной?(Объясните, почему вы так считаете).
Ответ:А)________________________
_
_
Б) _______________________________
_
_
В) ______________________________
_
19. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:
За последние годы в России построили или строят заводы крупнейшие автомобильные компании - Ford, Renault, Toyota, Huinday, Nissan, Opel и другие.
А) Какую тенденцию мирового развития отражают эти факты?
Б) Укажите основные причины, побуждающие крупные компании переносить производство автомобилей в Россию.
В) Будет ли входить стоимость автомобилей, произведенных на предприятии японской компании «Toyota», в состав валового внутреннего продукта Российской Федерации? (Поясните свой ответ, опираясь на содержание понятия ВВП).
Г) При рассмотрении вопроса о выдаче разрешений на производство продукции иностранных автомобильных компаний учитывается такой параметр, как степень локализации производства. Он означает, что значительная часть комплектующих, из которых собираются готовые автомобили, должна производиться на российских предприятиях. Объясните, какие цели преследует российское правительство, выдвигая перед иностранными компаниями подобное условие?
Ответы:А) _______________________
Б) _______________________________
_
_
_
_
_
В) ______________________________
_
_
_
Г) _______________________________
__
__
__
__
20. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!
Большое распространение в ___ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения членства ____ и ___ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических лидеров, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ____ на базе различных ___ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ____, на основе профсоюзных и иных ___ движений, отражающих интересы различных социальных групп.
1) «снизу» | 7) массовый | 13) «сверху» |
2) общественный | 8) буржуазный | 14) социология |
3) партийный | 9) политология | 15) социальный |
4) избирательный | 10) группа | 16) парламентский |
5) национальный | 11) выборы | 17) революция |
6) кадровый | 12) идеологический | 18) пролетарский |
21. Проанализируйте ситуацию с юридической точки зрения, выполнив помещенные ниже задания:
Гражданин К. решил летом произвести ремонт в своей квартире. Администрация предприятия, куда он устроился пять месяцев назад, ответила на просьбу предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск отказом (1). Тем не менее, К. решил не отказываться от первоначальных планов. Каждый день, возвращаясь с работы после 7 часов вечера, он начинал ремонтные работы в квартире, заканчивая их лишь к полуночи. Производимый при этом шум нередко мешал отдыхать соседям, но их замечания К. игнорировал, заявляя, что в своей квартире он сам хозяин.
Отношения с администрацией предприятия за время ремонта у гражданина К. также ухудшились. Пару раз он не согласился остаться после рабочего дня, чтобы завершить какую-то работу, а потом обнаружил, что ему не начислили премию за соответствующий месяц (2). В другой раз К. проспал начало рабочего дня, явившись на предприятие на 2 часа позже положенного времени. За этот административный проступок К. был объявлен выговор, хотя ранее на работе у него не было взысканий (3).Более того, директор заявил, что на основании закона мог вообще уволить К. как прогульщика.
А) Были ли совершены гражданином К. какие-либо правонарушения? Если да, то укажите, нормы какого кодекса были нарушены, и в чем конкретно заключалось каждое правонарушение.
Ответ: _________________________
________________
Б) Оцените правомерность каждого из действий администрации предприятия, обозначенных в тексте цифрами. Свой ответ в каждом случае поясните.
Ответ: (1) - __________________
________________
(2) - ______________________________
__
__________
(3) - ________________________________ ________________
В) Соответствует ли законодательству утверждение о том, что директор мог уволить К. за совершенный им проступок? (Ответ поясните).
Ответ: _____________________ ________________________________
_
Г) В тексте фрагмента допущена юридическая неточность. Подчеркните ее и аккуратно напишите вверху исправленный вариант.
22. Определите, какая из предложенных ниже схем правильно отражает соотношение понятий: практическая деятельность (А); духовная деятельность (Б), трудовая деятельность (В).
|
|
|
| ||||||||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ: ________
23. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. Схема должна отражать соотношение этих понятий. (Для составления схемы следует пользоваться прямоугольниками и связями между ними).
Понятия для составления схемы: 1) установление нормы обязательных резервов; 2) денежная эмиссия; 3) налогообложение; 4) косвенное регулирование; 5) фискальная политика; 6) антимонопольное законодательство; 7) изменение учетной ставки процента; 8) регулирование государственных расходов; 9) монетарная политика; 10) механизмы государственного регулирования рыночной экономики; 11) прямое регулирование; 12) государственные заказы.
Место для составления схемы:
24. Перед вами – фотографии, на которых изображены известные политики. В зависимости от политического статуса каждого из них в своем государстве, их можно разделить в две группы по 5 изображений, причем один портрет будет фигурировать сразу в обоих группах.