Тюркских каганатов и характер войн с соседними государствами
«Когда вверху возникло Голубое Небо, а внизу - Бурая Земля, между ними обоими возник род людской. И воссели над людьми мои пращуры Бугын-каган и Истеми-каган. Воссев на царство, они учредили Эль (государство) и установили Терю (Закон) народа тюрков... Имеющих головы они заставили склонить головы, имеющих колени - заставили преклонить колен! На восток и на запад они расселили свой народ. Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы». Так повествует о начале Тюркского эля и его первых каганах Йолдыг-тегин, первый тюркский петописец, имя и труд которого сохранились. Он начертал тюркским руническим письмом полуторы тысяч лет назад на «вечном камне», на двух стелах, увенчанных фигурами драконов, поминальные строки почившим родичам - Бильге-кагану и Кюль-гегину - и не забыл упомянуть основателей державы.
События, о которых рассказывается в этих надписях, повлияли на ход истории Казахстана, да и не только его. Истоки их относятся, однако, к более ранним временам.
В эпоху раннего средневековьяв Центральной Азии произошли гораздо более серьезные перемены, чем в Европе, еще не оправившейся от крушения Рима. За считанные десятилетия впросторах Великой степи образовалось государство с территорией не меньшей, чем Римская империя.
Образование Тюркского каганата породило понятие «тюркский мир» и открыло новую эпоху в истории Казахстана и других стран Евразии от Якутии до Балкан, получившую название древнетюркской.
А начиналась история тюрок с Восточного Тянь-Шаня, как об этом повествует древнетюркская легенда, записанная в VI в. китайскими летописцами. Согласно легенде, предки тюрок были истреблены враждебными племенами и уцелел лишь 10-летний мальчик, изуродованный врагами, которого спасла и выкормила волчица, затем ставшая ему женой и родившая от него 10 сыновей. Поэтому волк — почитаемое животное у многих тюркских народов. Один из внуков волчицы по имени Алшина стал вождем племени и дал ему свое имя. Так легенда связала происхождение тюрок с группой позднегуннских племен, среди которых было и племя Алшина, позднее принявшее имя «тюрки».
В 551 г. правитель тюрок Бумын принял титул кагана, сопоставимый по значимости с титулом императора. Так появился Тюркский каганат.Уже в 556—558 гг. тюрки овладели Семиречьем и всей степной зоной Казахстана вплоть до Сырьдарьи, Приаралья, Урала и Поволжья. Местное население, как родственное по языку, так и потомки саков, усуней, кангюй, финно-угорские племена северо-запада Казахстана и авары были либо включеныны в Тюркский каганат, либо бежали на запад, что произошло с частью угорских племен, ушедших в Центральную Европу и в последствии участвовавших в образовании венгерского народа.
Тюрки во многом отличались от других народов средневекового Востока. Тюрок выпускает 10 стрел, прежде чем араб положит одну стрелу на тетиву, гоня во весь опор назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он скачет, спускаясь с горы или в долине с большей скоростью, чем араб по ровной местности...»3.
Обращается внимание на «львиноподобные» качества тюрок: их гордость, отсутствие противоестественных пороков, любовь к воинскому искусству.
Особенности кочевой жизни благоприятствовали хорошей боевой подготовке тюрок. Страх потерять все свое имущество, находившееся в степи и открытое не только ветрам, но и набегам чужих племен, держал кочевника в постоянном напряжении. «Скот принадлежит любому бурану и сильному врагу», — гласит старая казахская пословица. Древнетюркские «орды как войска» делились на правое и левое крыло, а позднее при Капаган-кагане — на два крыла и центр. Данные китайских летописей позволяют предполагать у тюрок наличие «азиатской» системы деления войска и народа на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч, как у их предшественников — сюнну. Численность войска правителей Тюркского каганата в разные периоды его истории колебалась от 100 до 400 тысяч воинов. Среди них выделялись телохранители — панцирная гвардия каганов из рода Ашина. Панцирная конница, вооруженная копьями, саблями и палашами, предназначенными для применения в ближнем и рукопашном бою, составляла ударную часть тюркского войска. Атаковала она, как правило, сомкнутым строем. Но основную часть составляла легкая конница, вооруженная луками и стрелами и действовавшая рассыпным строем.
Можно отметить, что управлять тюрками было довольно трудно. Бумын, первый объявивший себя повелителем всех тюрок, понимал сложность стоявших перед ним задач. Сплотить соплеменников он мог, лишь организовав военные походы против соседних народов и пообещав большую добычу. Особенно преуспели на этом поприще его преемники, каганы Муган, Таспар, Истеми.
Панцирная конница тюрок в 568—569 гг. совершила успешный поход на Иран, с ходу, «на плечах бегущего врага» захватив нисколько богатых городов. Тюркские полководцы применили в бою тактику, сочетавшую рассыпной строй и метание стрел с ударом конников, вооруженных тяжелыми копьями и идущих плотно сомкнутым строем, что часто приводило к победе. Высокая боеспособность воинов позволила каганам в течение второй половины VI в. вести непрерывные войны в Азии и Европе, совершать далекие походы-, отрываясь от своего тыла на многие сотни километров.
Менее чем за несколько десятилетий тюркские каганы создали огромную державу — от верховьев Енисея на севере до Китая и Ирана на юге, от Кореи на востоке до Причерноморья на западе. Китайская летопись сообщает: «Разные государства все подчинились ему (тюркскому каганату). Лучников было 1 000 000 с лишком. Такого могущества северные иноземцы (кочевники) никогда не имели»7. Тюркская империя «царя коней» на севере заняла, как гласят древне-тюркские письмена, достойное место наряду с империями «царя слонов» на юге (Индии), «царя людей» на востоке (Китая), «царя драгоценностей» на западе, которой олицетворяли Иран и Византия. «Все народы, жившие по четырем углам света, они [каганы] покорили и принудили их всех к миру».
Но и тюрки, повторяя путь других народов, не смогли избежать внутренних противоречий. Тюркский Каганат разделился на Восточный в Монголии и Западный в Средней Азии.
Расцвет Западнотюркского каганата относится к правлению каганов Шеху (618—619 гг.) и Тон-Ябгу (618—630 гг.), раздвинувших пределы империи до верховий Амударьи и Гиндукуша, бассейна реки Тарим. Сюань Цзан, буддийский паломник из Китая, описывая двор Шеху, отмечал блеск и богатство, пышные церемонии, изысканность, интерес к буддизму, знание китайского и других языков. Это великолепие было внешним отражением могущества каганата.
В 627—628 гг. Тон-Ябгу лично принял участие в походе Ираклия императора Византии — на Кавказ и захватил огромную добычу. Интересен эпизод, связанный с захватом Тбилиси. Рассказывают, что после того как первый штурм тюрок был отбит, защитники города, дразня осаждающих, выставили на крепостной стене чучело — круглую тыкву на палке с двумя прорезями и двумя хворостинками в нижней части, изображающее, по мнению грузин, внешность тюрок — узкие глаза и слабую растительность на лице, типичные признаки монголоидной расы. Это привело тюрок в неистовство, атаки возобновились с новой силой, и город пал. Апофеозом успехов Тон-Ябгу-кагана была его встреча с Ираклием у стен Тбилиси, во время которой Византииский император возложил на голову кагана собственную корону и обещал выдать за него свою дочь, принцессу Евдокию.
Еще раньше, в 630 г., Танский Китай сокрушил Восточнотюркский каганат. В 679-687 гг. восточные тюрки в результате упорной борьбы за независимость с Китаем восстановили свое государство.
Первым каганом стал Кутлуг, принявший титул Эльтериш-каган- «Объединитель народов». Его дело продолжили брат Каган-каган (691—716 гг.) и сыновья Бильге-каган и Кюль-тегин. На небольшой срок им удалось добиться былого могущества, вновь подчинить западных тюрок и Китай. Только в 727 г. танский император Сюаньцзун прислал в ставку кагана в качестве дани 100 тысяч кип шелка. Но уже в 745 г., когда не стало этих отважных тюркских воинов и дипломатов, не стало и Восточно-Тюркского каганата.
Государство западных тюрок было восстановлено в конце 7 в. племенами тюргешей, ранее входивших в Западнотюркский каганат. Так появился Тюргешский каганат, родоначальником династии которых был Учэлик-каган (699-706). Он изгнал из Жетысу (семиречья) Боришада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка.
Гибель Сулука и недолгое правление его сына Тухварсен Кутчор-кагана положили начало двадцатилетней борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами и привели к распаду деградации Тюргешского каганата. Междоусобица среди тюргешей позволила китайским наместникам в восточном Туркестане вмешиваться в дела. Между тем Второй Тюркский каганатпосле гибели Капагана (716г.) был возрожден Бильге-каганом и его братом Кюльтегином. В июле 751 г. на р. Талас сошлись арабская и китайская армии. Несколько дней они стояли друг против друга, не решаясь вступить в бой. На пятый день в тыл китайцам внезапно ударили пушки и тогда в атаку пошли арабы. Танская армия дрогнула и вскоре ее отступление превратилось в паническое бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом проложил ему дорогу среди собственного бегущего войска. Победители овладели огромной добычей . В итоге вековой ожесточенной борьбы Средняя Азия и часть Южного Казахстана были завоеваны Арабским халифатом.