Источники кадрового пополнения
Поиск работников для замещения вакантных должностей может осуществляться как за счет внутренних ресурсов организации, так и за счет внешних источников.
Источники привлечения персонала |
Внутренние источники привлечения персонала |
Источники привлечения персонала извне |
Дополнительная работа |
Перераспределение заданий или перемещение работников |
Наем новых работников |
Аутстаффинг |
Лизинг |
Аутсорсинг |
Заемный персонал |
Соотношение между широтой использования внешнего и внутреннего отбора (рекрутинга) определяется той кадровой политикой, которая выработана в организации.
Внутренний отбор персонала
Внутренний отбор используется для заполнения вакансий за счет работников организации;
Внутренний отборимеет ряд преимуществ перед внешним:
1. при заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в организации, мы имеем дело с работниками, которые хорошо знают организацию, что повышает вероятность их успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы в новой должности.
2. такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует людей к большей отдаче в работе.
3. обходится значительно дешевле, требует меньших затрат, чем внешний, поскольку, как правило, не требует расходов на такие статьи, как адаптация и обучение.
4. легкая адаптация вследствие хорошего знания организации,
5. ослабление текучести кадров,
6. предоставление работникам перспектив служебного роста,
7. возможность сохранения прежнего уровня оплаты труда.
Недостатки внутреннего отбора:
1. ограниченный выбор кандидатур,
2. необходимость дополнительных затрат на обучение,
3. рост внутренней конкуренции,
4. сохранение общей потребности в рабочей силе,
5. возможности продвижения нужных людей.
При внутреннем отборе наиболее часто используются следующие подходы к выявлению подходящих кандидатов:
· выявление наиболее подходящих кандидатов из числа работающих на основании формальных характеристик(образование, профессия, стаж работы, возраст, пол и др.);
· формирование кадрового резерва,из рядов которого впоследствии могут быть отобраны потенциальные кандидаты, соответствующие основным требованиям работы в вакантной должности. Организация обучения кадрового резерва, контроль рабочих показателей резервистов, их отношение к работе и к организации – это источники важной информации о перспективных кандидатах на руководящие посты;
· организация конкурсов на замещение вакантных должностей и информирование об имеющихся вакансиях и условиях участия в конкурсе работников предприятия.
Работа по поиску подходящих людей начинается на базе заранее сформулированных требований к кандидатам, основанных на уже существующих должностных инструкциях и требованиях к должности.
Внешний отбор персонала
При внешнем отборедля заполнения вакансий привлекаются кандидаты со стороны.
Процесс поиска новых работников для заполнения имеющихся вакансий начинается с ответа на три вопроса:
1. Где можно найти подходящих кандидатов?
2. Как лучше всего установить с ними контакт?
3. Как заинтересовать их работой в организации?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знание рынка труда, источников рабочей силы и методов поиска кандидатов на имеющиеся вакансии. Выбор методов и средств поиска, а также путей привлечения кандидатов зависит от направления деятельности организации, от финансовых средств, выделяемых на подбор персонала, от имеющихся вакансий и от того, насколько срочно должна быть заполнена данная вакантная должность.
Достоинства внешнего отбора:
1. легкость и широкие возможности выбора,
2. появление новых идей,
3. снижение общей потребности в кадрах,
4. небольшие затраты на обучение,
5. отсутствие у новичков контактов внутри организации.
Недостатки внешнего отбора:
1. высокие расходы на поиск,
2. необходимость длительной адаптации,
3. риск вследствие неизвестности нового сотрудника,
4. плохое знание организации,
5. возможность конфликтов между новичками и старожилами.
Заемный персонал
Когда компания просто не может обойтись без заемного персонала?
1. Когда заболевает сотрудник и его нужно срочно заменить квалифицированным специалистом.
2. Когда спады и пики продаж сказываются на загрузке производственных мощностей, а значит, и на потребностях в кадрах, занятых в производстве.
3. Когда возникают специальные проекты или компания принимает участие в выставках, рекламных акциях и т.п.
4. Бывают ситуации, когда у компании есть ограничения в штатном расписании, или она находится в процессе регистрации, или не имеют юридического лица.
Многие компании не могут использовать классические формы найма и мотивации сотрудников из-за того, что сталкиваются с тремя основными проблемами:
1. политикой компании, направленной на приостановление развития новых приоритетных направлений;
2. высокой текучестью высококвалифицированных кадров вследствие изменения компенсационной политики компании;
3. сокращением штата и бюджетной статьи расходов на персонал головными офисами компании при сохранении потребности в труде соответствующих специалистов.
В такой ситуации возникает необходимость привлекать специалистов временно, на других условиях найма.
Принимая на работу временного сотрудника, фирма избавляет себя от утомительных интервью, выплат заработной платы, оформления больничных листов и отпусков, отчетов в налоговую инспекцию, а также изнуряющих трудовых судебных споров. Обо всем этом позаботится компания по подбору персонала. Ведь временный сотрудник заключает официальный контракт именно с ней, а она командирует его на работу к своему клиенту.
Лизинг персонала– это форма временной занятости, когда сотрудник выполняет работу для какой-нибудь компании, имея контрактные отношения с агентством по подбору персонала. |
К лизинговым отношениям в сфере управления персоналом прибегают при необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов. Если потребность в них не носит постоянный характер, а сфера их деятельности находится в рамках бухгалтерского учета, аудита, юриспруденции и других областей знаний, в которых действуют специализированные компании, то чаще всего прибегают к помощи таких специалистов.
В треугольнике «работодатель – лизинговая компания – работник» у каждой стороны есть преимущества.
Для кадрового агентства оказание услуг по «сдаче персонала в аренду» является видом предпринимательской деятельности, от осуществления которой оно получает прибыль.
Для работодателя такая услуга приходится, кстати, если есть периодическая потребность в персонале. При этом выплата вознаграждения агентству компенсируется экономией затрат на отбор персонала, а также устранением проблем, связанных с наймом и увольнением работников, ведением их личных дел, бухгалтерским учетом, социальным страхованием и пенсионным обеспечением. Кроме того, лизинговая компания принимает на себя часть риска, связанного с использованием неквалифицированного персонала.
Для работников преимущество данной технологии заключается в том, что им предоставляется возможность трудоустройства, пусть и временного. Профессиональный опыт тем более полезен, если у работника так называемое одноразмерное» резюме, т. Е. большая часть карьеры посвящена неизменной работе в одной компании. Для специалистов рабочей сетки это возможность быть загруженными в течение всего года: летом – на производстве прохладительных напитков, зимой – на производстве чая или товаров личной гигиены.
Аутстаффинг (от aнгл. Outstaffing;out-вне, наружу; staff-штат; буквальный перевод – внештатный) – практика выведения персонала за штат компании. |
Цель аутстаффинг: свести к минимуму хлопоты по содержанию персонала и минимизация работы с ним.
Ожидаемые преимущества:
- Топ-менеджмент компании освобождается от административной и финансовой рутины,
- Снижаются юридические риски, связанные с выплатами компенсаций при увольнении сотрудников,
- Появляется возможность увеличить сотрудникам заработную плату и бонусы.
Главное преимущество – сокращение прямых затрат, влияющих на себестоимость производимого продукта. Зарплата как раз относится к категории прямых затрат. При аутстаффинге затраты относятся к другой статье расходов – финансирование услуги – себестоимость снижается автоматически.
Аутсорсинг. (от англ, outsoursing – использование чужих ресурсов)- компания заключает контракт с фирмой, которая отныне несет ответственность за определенную функцию. |
За пределы компании выводится не конкретный персонал, а определенная функция. В этом случае клиент покупает услугу, а не труд конкретных работников. Обычно на аутсорсинг переводят обслуживающие, непрофильные для компании функции.
Достоинства:
- Работая со многими организациями, фирма имеет большой опыт
- В кратчайшие сроки организация получает необходимое количество специалистов различного уровня и профессионализма
- Возрастает управляемость
- Уменьшение затрат на обучение и развитие персонала
- Возможность быстрого решения возникающих проблем
Недостаток-стоимость услуги возрастает