Эпоха б. ельцина. превращение второе
Сосредоточив в результате политических схваток и побед 1989-1991 гг. в своих руках всю полноту власти в России, радикалы во главе с Б. Ельциным приступили к реализации своих планов. С конца 1991 - начала 1992 гг. были запущены три главные реформы: либерализация внутренней и внешней торговли, свободное ценообразование, массовая приватизация. В своей основе они были воплощены в течение одного, «гайдаровского», года, а в последующий период, вплоть до ухода Ельцина в отставку в 1999 г., развивались с некоторыми, только изредка важными, корректировками, не менявшими сути дела. Среди политических реформ наиболее важное значение имели ликвидация советов и принятие новой Конституции России в конце 1993 г. «Ельцинский» период 1991-1999 гг. обладает очевидным внутренним единством, которое невозможно представить без политического лидерства первого лица государства.
Отношение к радикальным экономическим реформам и их последствиям как среди политиков, так и среди исследователей неоднозначно, но подавляющее большинство выставляет негативные оценки. При этом подобные оценки выставляются представителями и национал-коммунистического, и либерально-демократического лагеря (в последнем случае с такими оценками, помимо интеллигенции, часто выступают политики, не попавшие в «партию власти»), хотя мотивы их негативных оценок существенно различаются. Любопытно, что негативные оценки правлению Ельцина и радикальным реформам выставляет большинство американских русистов[14], по крайней мере те, чьи работы мне удалось прочесть. С позитивными оценками выступают по преимуществу сами авторы реформ, а на современном этапе - представители партии Союз правых сил (СПС).
В своем собственном анализе и оценках радикальных реформ я руководствуюсь названными в начале статьи теоретическими принципами, при этом особенно значим для меня принцип историзма, требующий оценивать те или иные события, изменения, нововведения, исходя из реальных возможностей данного общества и реальных альтернатив, а не из того, что должно было быть сделано в соответствии с определенным идеалом. В радикальных реформах ельцинского периода, по моему заключению, присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. С научной точки зрения важно выявить их все и установить максимально точное их соотношение.
Первым позитивным следствием радикальных реформ 1992 г. стало создание полнокровного рынка и реанимация российской экономической жизни. Российская экономика, находившаяся в 1991 г. в состоянии коллапса, абсолютно вышедшая из подчинения централизованного планирования и распределения, свидетельствовавшая о своем состоянии пустыми полками магазинов и реально обозначившая для российских масс угрозу голода, преодолела товарный дефицит в течение одного года. В последующие годы наполнение товарами стремительно расширявшейся сети магазинов привело к товарному изобилию, российская розничная торговля по ассортименту товаров практически перестала отличаться от западной, и уже не покупатели «охотились» за продуктами питания, одеждой, мебелью, электротоварами, а торговые фирмы боролись за покупателей, привлекая их к себе разнообразными средствами. Рынок, конкуренция, свободное ценообразование перевернули советскую схему спроса-предложения с головы на ноги.
Вторым позитивным следствием явилось преодоление экономической автаркии, все более активное вхождение в мировое экономическое сообщество. Введение внутренней конвертируемости рубля сделало российский рынок привлекательным для мировой экономики, зарубежные товары потекли в Россию, в мгновение ока заполнив товарные лакуны, созданные советской экономикой. Российские товаропроизводители, со своей стороны, резко повысили активность на мировом рынке. Правда, ими стали почти исключительно производители и поставщики нефти, газа, металлов, леса, которые только и были конкурентоспособны в глобальной экономике. Но их успехи стали важным фактором утверждения рыночных отношений в российской экономике в целом. К концу 1990-х гг. Россия практически восстановила прежние объемы экспорта нефти и значительно превзошла объемы экспорта газа. В 2000 г. экспорт нефти и нефтепродуктов принес 33.1 млрд долл., или 228 долл. на одного россиянина (в 1985 г. на одного жителя СССР приходилось 46 долл., почти в 5 раз меньше). В целом от экспорта минерального сырья в 2000 г. было получено 55.5 млрд долл. и еще 22.3 млрд долл. от продажи металлов, драгоценных камней и изделий из них[15]. Возвращаясь назад, эти доходы способствовали развитию рыночных механизмов уже во внутренней экономике.
К позитивным изменениям можно отнести возникновение слоя бизнесменов, складывание нового среднего класса, включающего представителей разнообразных профессий с характерным предпринимательским менталитетом. Среди структурных социальных изменений очень заметным оказалось резкое расширение сферы услуг, в которую вовлеклось не менее трети занятого населения.
Среди отрицательных следствий радикальных реформ на первое место, как правило, ставят крах неконкурентоспособных промышленных отраслей, как следствие, резкое падение промышленного производства, деиндустриализацию, вхождение России в мировую экономику в качестве ее топливно-сырьевого сектора. Спад производства также произошел в большинстве отраслей легкой и пищевой промышленности и в сельском хозяйстве. Разные экономические источники называют разные цифры спада, но наиболее авторитетные указывают, что с 1991 по 1999 гг. сокращение ВВП составило не менее 45%, а спад промышленного производства - около 55%[16]. Цифры драматические и даже трагические. Но, на мой взгляд, они требуют определенного осмысления и комментария, ибо, например, с точки зрения здравого смысла, трудно объяснить, почему при такому экономическом спаде в постсоветской России на смену тотальному товарному дефициту пришло полное товарное насыщение, а в чем-то и перенасыщение, и почему безработица не приобрела катастрофических размеров (ее максимальная цифра составляла в ельцинский период 12%, т.е. в 4 раза меньше спада производства). Конечно, могут быть приняты во внимание следующие объяснения: на постсоветский рынок свободно ввозятся иностранные товары; огромная масса россиян в силу низкой покупательной способности не может купить большинства предлагаемых товаров. Но эти объяснения не отвечают на вопрос, почему экономика советской России, при том, что ВВП и промышленное производство в ней были в 2 раза выше, чем в постсоветской России, характеризовалась тотальным товарным дефицитом, и почему острый товарный голод испытывали практически все слои населения.
Ответ, который сегодня предлагают далеко не все отечественные экономисты и другие аналитики, заключается в том, что показатели советской экономики были не так радужны, как это явствует из официальной статистики, а впечатляющий советский ВВП и промышленное производство даже в малой степени не могли удовлетворить потребности советских людей. Экономист В. Кудров, специально исследовавший этот вопрос, отмечает, что советские статистические данные, которые сегодня берутся за основу при сравнении советской и постсоветской экономик, никогда не вызывали доверия у зарубежных специалистов. Например, согласно расчетам ЦРУ Соединенных Штатов от 1990 г., ВНП СССР по отношению к американскому был как минимум вдвое ниже того уровня, который определялся в официальных советских данных[17]. Если следовать альтернативным расчетам, спад постсоветской экономики будет выглядеть явно меньшим. Но, может быть, еще большее значение для осмысления поставленного вопроса имеет сравнение характера советской и постсоветской экономик. Советская экономика носила ярко выраженный антипотребительский характер. Показателен расчет экономиста В. Мельянцева: если Россия в 1913 г. по индикатору подушевого потребления отставала от стран Запада примерно в 3.5 раза, то для СССР в 1990 г. это отставание составляло уже 6 раз[18]. Львиную долю в советском ВВП составляло военное производство. Еще большую часть составлял так называемый омертвленный капитал (незавершенное строительство, неиспользуемое оборудование и т.д.)[19]. Именно эти статьи и сократились в первую очередь в постсоветской рыночной экономике, сориентированной на максимально быструю реализацию товарной продукции и извлечение прибыли. Т.е. спад производства товарной продукции, Находящей спрос у населения, им реально приобретаемой, а не складируемой за ненадобностью, как это было в советский период, в российской экономике явно меньше, а возможно, и вообще отсутствует (к сожалению, мне не пришлось найти расчетов отечественных экономистов по этому вопросу). А высвобождаемое в результате упадка нерентабельных отраслей трудовое население в значительной мере переместилось в созданные рыночной экономикой сферы торговли и услуг.
К негативным сторонам радикальных экономических реформ относится возникновение резких социальных контрастов, отсутствовавших в советский период, разделение общества на богатое и сверхбогатое меньшинство и малоимущее и бедное большинство, складывание капитализма номенклатурно-олигархического типа. Важным механизмом подобной трансформации российского общества явилась массовая приватизация.
Формально схема, разработанная Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом и одобренная законодательной властью, соответствовала принципам «народной приватизации». Все взрослые россияне получили по одному приватизационному ваучеру, и их большинство должно было превратиться в средний класс - собственников предприятий и акционеров. В действительности же народного капитализма не было создано. Подавляющее большинство россиян, не зная, как самим распорядиться ваучерами, передали их в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые обязывались вкладывать их с выгодой в приватизируемые предприятия. Однако большинство из 2000 ЧИФов, аккумулировавших львиную долю ваучеров, в течение одного - двух лет бесследно исчезли, немало обогатив их руководство (по запоздалой оценке Чубайса, «неквалифицированное, а то и просто полууголовное»[20]). Большая часть рядовых акционеров на предприятиях также достаточно быстро распростилась с государственными «дарениями»: акции в результате манипуляций, махинаций и нажима перекочевали в руки руководства и его окружения. Большинство россиян (около 60%) остались в итоге и без ваучеров, и без акций, а большинство из тех, кто сохранил акции, как засвидетельствовали социологические опросы, являлись работниками нерентабельных предприятий и не получали дивидендов[21].
Владельцами госсобственности стали «красные директора», государственные чиновники, в первую очередь высшего звена, отечественные и зарубежные финансовые корпорации и просто ловкие финансовые спекулянты, криминально-теневые структуры. Они сумели не только экспроприировать ваучеры и акции у рядовых граждан, но и обеспечить доступ к самым прибыльным отраслям. Тенденция первого, «ваучерного» этапа приватизации, была закреплена на втором, «рыночном», начатом в 1994 г. и означавшем открытую продажу предприятий по рыночной стоимости. И на этом этапе решающую роль сыграли сделки между государственными чиновниками и наиболее ловкими финансистами.
Очень быстро главной формой реализации госсобственности стали залоговые аукционы: государство, остро нуждавшееся в «живых деньгах», передавало пакет акций по заниженной стоимости в залог, как правило, крупному коммерческому банку, но в случае невозврата государством долга, что стало правилом, банк становился полноправным собственником акций, принимая во владение и высокодоходное предприятие. Именно таким следствием сопровождался уже первый залоговый аукцион, состоявшийся в 1995 г.: ОНЭКСИМ банк за 170 млн долл. приобрел контрольный пакет акций Норильского никелевого комбината, мирового флагмана в производстве никеля, хрома, кобальта, платины (по официальным данным, в 2001 г. чистая прибыль «Норильского никеля» составила около 1 млрд долл., а капитализация корпорации превысила 10 млрд долл.). Показательно, что на аукционе была отвергнута заявка банка «Российский кредит», предложившего государству сумму, вдвое большую, чем ОНЭКСИМ банк. В том же 1995 г. на залоговом аукционе М. Ходорковский и его группа «Менатеп» приобрели контрольный пакет акций (78%) государственной компании ЮКОС за 350 млн долл., а уже в 1997 г. рыночная капитализация корпорации достигла 9 млрд долл. В декабре 1995 г. на залоговом аукционе по продаже государственного пакета (51%) акций национальной компании «Сибнефть» он был приобретен «Нефтяной финансовой компанией», контролируемой Б. Березовским и Р. Абрамовичем, совместно с «Столичным банком сбережений» за 100.3 млн долл. В 2000 г. чистая прибыль компании «Сибнефть» составила 674.8 млн долл., а состояние Р. Абрамовича, ее главного владельца, в 2003 г. приблизилось к 6 млрд долл.[22]
В 1996 г., после того, как Б. Ельцин был избран Президентом вторично, на высшие государственные посты были назначены «младореформаторы» (это определение, использовавшееся одними серьезно, другими - с иронией, вошло в обиход в том же году) А. Чубайс и Б. Немцов, твердо пообещавшие покончить с нечестными сделками при продаже госсобственности. Но уже первый аукцион, организованный по схеме «мла-дореформаторов», ознаменовался крупным скандалом. После того как в июле 1997 г. обладателем 25% акций АО «Связьинвест» стал ОНЭКСИМ банк, его главные конкуренты Б. Березовский и В. Гусинский организовали в подконтрольных им СМИ серию разоблачений. Главный «разгребатель грязи» журналист А. Минкин обнаружил, что один из «младореформаторов», председатель Госкомимущества и вице-премьер правительства А. Кох получил от одной швейцарской фирмы в качестве аванса за «никому не нужную» (сарказм Минкина) книгу о приватизации 100 тыс. долл., а его соавторы, также высокопоставленные чиновники, А. Чубайс, М. Бойко, П. Мостовой и А. Казаков - по 90 тыс. долл.[23]. Другие журналисты, подключившиеся к расследованию «дела писателей», как его стали язвительно именовать, обнаружили, что аванс был выплачен группой, близкой к ОНЭКСИМу, накануне аукциона по «Связьинвесту»[24]. После этого Ельцин был вынужден отправить всех «писателей», за исключением Чубайса, в отставку, что, однако, не изменило укоренившейся практики приватизации и не повлекло пересмотра результатов имевших место аукционов.
Возможны ли были распределение госсобственности и социальная структуризация новой России «по справедливости», как это обосновывалось радикальными лидерами в период борьбы за власть? В идеале, теоретически, да, но идеальная модель предполагает ряд жестких условий: рациональная, обладающая прочными морально-нравственными устоями бюрократия; сильное и беспристрастное государство, уравновешивающее и обслуживающее по закону граждан; развитое гражданское общество, контролирующее деятельность государства и бюрократии; наличие у граждан примерно равных «стартовых» возможностей и предпринимательских способностей. Поскольку ни одного из этих условий в российском обществе не существовало, не могло быть ни демократической приватизации, ни демократического капитализма. Одними из тех, кто в наибольшей степени выиграл от российской приватизации, оказались радикальные политики, вошедшие во власть. Сразу после августа 1991 г. стали множиться факты, свидетельствовавшие, что люди, которые активно боролись со старым режимом под лозунгами уничтожения всех и всяческих привилегий, критиковавшие разрыв между словом и делом у советско-коммунистической номенклатуры, укрепившись у власти, повели себя как типичные термидорианцы, стали с поразительным цинизмом распоряжаться государственной собственностью, приватизируя ее для себя, своих родственников, в своих интересах. Огромную часть новой бизнесэлиты (61% по данным Института социологии РАН[25]) составила бывшая советская номенклатура, «застолбившая» выгодные стратегические позиции в экономике еще во времена Горбачева. Е. Гайдар, осмысливая после отставки характер приватизации, должен был признать, что ее главным компонентом стал «обмен номенклатурной власти на собственность». Правда, реформатор усмотрел в этом «единственный путь мирного реформирования общества, мирной эволюции государства»[26].
Присвоение государственной собственности нуворишами явилось основополагающей причиной последовавшего углубления экономического неравенства. «Опущенные» на социальное дно общественные слои беднели и абсолютно и относительно: в ельцинский период (1991-1999) реальная заработная плата занятых в экономике снизилась в 2.5 раза, реальная пенсия - в 3.3 раза, а разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян увеличился с 4.5 до 15.5 раз[27].
В политической сфере первым самым заметным и остро конфликтным событием ельцинского периода стало длительное противоборство исполнительной и законодательной власти, завершившееся их вооруженной схваткой в конце сентября - начале октября 1993 г. В российском обществе были высказаны самые различные, в том числе взаимоисключающие, оценки этих драматических событий. В моих собственных оценках я опираюсь на концепцию термидора (смена революционно-романтического периода консервативным постреволюционным, сопровождающим большинство революций) и рассматриваю действия президентской стороны в качестве важнейшей фазы консолидации власти в руках новых элит. Но это была отнюдь не контрреволюция и тем более не реставрация: российский термидор, как и было ему положено, способствовал торжеству отечественного варианта буржуазного общества, обладавшего радикальными отличиями от прекраснодушных идеалов революции 1989-1991 гг., но не отменявшего ее глубинной социальной сути.
Победа президентской стороны закрепила те социально-экономические и политические тенденции, которые укоренились в 1992-1993 гг. Последовавшие ликвидация советов и принятие 12 декабря 1993 г. новой российской Конституции означали легитимацию нового общественного строя. Конституция, подготовленная сторонниками Президента, была достаточно противоречива, она включала как моменты преемственности по отношению к принципам революции 1989-1991 гг., так и отход от них. Ее постулаты, провозглашавшие свободы слова, печати, политических партий, приоритет прав личности, разделение властей и ряд других, соответствовали критериям современной либеральной демократии. Вместе с тем, определенный Конституцией объем президентских полномочий, особенно в российских условиях и с учетом российской политической культуры, заключал реальную возможность произрастания и укоренения режима личной власти и авторитаризма. Согласно Конституции, Президент становился одновременно и главой государства, и главой правительства. Он сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти и, кроме того, наделялся существенными законодательными полномочиями. Так, Президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, а для преодоления президентского вето в каждой из палат при повторном голосовании необходимо было собрать не менее двух третей голосов. Вероятность отмены президентского вето при таком условии в большинстве случаев равнялась нулю. Российский Президент получил также право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной президентом. В целом российская Конституция создавала государственную модель, в которой Президент пользовался самыми большими прерогативами в сравнении с главами государств других президентских республик.
После принятия Конституции и до ухода Ельцина в отставку состоялись президентские выборы (1996 г.) и трижды (1993, 1995, 1999 гг.) выборы Федерального Собрания, проходившие на многопартийной основе и внешне соответствовавшие стандартам либеральной демократии. Однако демократическое качество выборов стало ослабевать, по заключению отечественных политологов, которое представляется аргументированным, уже с 1996 г.[28] В ходе президентских выборов того года были практически отменены основополагающие принципы демократических выборов и среди них такие, как равенство всех претендентов в доступе к средствам массовой информации и другим рычагам воздействия на избирателей, «прозрачность» и легальность финансовой поддержки кандидатов, отстранение от участия в избирательной кампании государственного аппарата. С 1996 г. утверждается активное использование власть предержащими в своих интересах «административного ресурса» и практическая монополизация в своих интересах электронных СМИ.
В 1994—1996 гг. произошло оформление ельцинского политического режима, активным творцом которого был сам российский Президент. Среди всех ветвей власти как на федеральном, так и на региональном уровнях доминировала исполнительная власть. Главы исполнительной власти - Президент на федеральном уровне, губернаторы на региональном, мэры на местном - формировали властную вертикаль на основе патронально-клиентельных взаимоотношений. Доступ в новую политическую элиту оказывался все более закрытым. На федеральном уровне особое значение приобрел такой внеконституционный механизм, как Администрация Президента, которая возвысилась и над правительством, и над Федеральным Собранием. После выборов 1996 г., которые Ельцин выиграл при самой активной поддержке верхушки финансовой элиты («семибанковщина»), все более зримо проявилась еще одна черта режима - зависимость правительства и государства от крупного капитала, усиливавшиеся попытки последнего «приватизировать» политическую власть. В 1996-1997 гг. журналисты и политологи заговорили о появлении в стране олигархов и олигархии, т.е. людей, присваивающих вслед за властью экономической и власть политическую. В 1997-1998 гг. достоянием общественности стало существование в России «семьи», в которую наряду с ближайшими родственниками российского Президента входили самые влиятельные олигархи и которая, с точки зрения властных возможностей, стала российским институтом № 1.
Олигархи на льготных условиях, фактически за бесценок приобрели влиятельнейшие электронные СМИ, учредили массу газет и журналов. Наиболее влиятельными медиамагнатами стали Б. Березовский и В. Гусинский, приобретшие два из четырех наиболее популярных телеканалов (ОРТ и НТВ). Российская власть таким образом становилась все более не только авторитарной, но и олигархической.
Новый режим, преодолевая подчас острые коллизии (самая острая случилась в период первой чеченской войны 1994—1996 гг.), сохранял все же определенную устойчивость вплоть до середины 1998 г., когда страна оказалась ввергнутой в глубочайший финансово-экономический кризис. Главным виновником кризиса явилась сама исполнительная власть. Созданная ею финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО) позволяла в течение определенного времени привлекать под высокий процент огромные займы и затыкать бюджетные дыры, но в итоге она сыграла по отношению к бюджету роль бумеранга, разрушив его непосильными процентными выплатами. Государственная финансовая пирамида обогатила коммерческие банки и финансовых спекулянтов, главных держателей ГКО, получавших благодаря высокому проценту и искусственно поддерживаемому твердому рублю баснословные ежемесячные прибыли. Крах финансовой пирамиды в августе 1998 г. нанес непоправимый ущерб некоторым из них, но далеко не всем (олигархи и члены «семьи» ущерба не понесли), а главной жертвой финансово-экономического коллапса стало российское население и экономика в целом. Следствием явился острейший политический кризис, министерская чехарда, продолжавшаяся до осени 1999 г. Кризис доверия к государству и Президенту стал важнейшей причиной добровольного ухода Б. Ельцина в отставку в конце 1999 г. и выдвижения им в качестве своего преемника В. Путина, имевшего незапятнанную репутацию и призванного, по замыслу президентской стороны, спасти и реанимировать режим.
Путин справился с задачей, и его избрание Президентом в марте 2000 г. обеспечило преемственность российской власти. Дальнейшие события развивались, однако, не по сценарию олигархов и «семьи», о чем пойдет речь в третьей части статьи. Здесь же я попытаюсь ответить на очень важный вопрос: почему оппозиции, несмотря на все грубейшие ошибки Б. Ельцина, пороки его режима, не удалось отстранить Президента и его сторонников от власти конституционными средствами?
Ответ может быть только многосторонним, но его важнейшим компонентом является характер российской оппозиции. Самой влиятельной ее частью был левый спектр во главе с коммунистической партией (КПРФ). Наиболее удачным для нее стал период 1993-1995 гг.: на выборах в Государственную Думу в 1993 г. партия получила 45, а на выборах 1995 г. - уже 220 мандатов (1-е место) и вместе с союзниками добилась контроля над высшим законодательным органом. Но с 1996 г., после поражения лидера КПРФ Г. Зюганова от Б. Ельцина на президентских выборах началось падение ее влияния и в 1999 г. на выборах в Государственную Думу КПРФ вместе с союзниками получила только 130 мест. Как представляется, главной причиной неудач коммунистов были не «удушающие» действия президентской стороны, а традиционализм и фундаментализм российских коммунистов, преобладание в их программе и идеологии реставрационных мотивов и идей. При всей неприязни россиян к Б. Ельцину они на выборах 1996 г. все же признали в нем «меньшее зло» в сравнении с лидером коммунистов и, скрепя сердце, отдали ему предпочтение. Социальная база коммунистов -люди пенсионного и предпенсионного возраста - оставалась неизменной, а численно, в силу демографических причин, уменьшалась.
На либерально-демократическом фланге с оппозицией к ельцинскому режиму выступали такие партии, как «Демократический выбор России» и «Яблоко». Но «Демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром в глазах россиян был сам связан с олигархическим капиталом, партия не нашла сколько-нибудь широкой поддержки, на выборах 1995 г. потерпела сокрушительную неудачу, а четыре года спустя вместе с другими праволиберальными группками влилась в Союз правых сил (СПС). Лидеры новой партии (наряду с Гайдаром А. Чубайс и Б. Немцов) также идентифицировались россиянами с олигархическим капиталом, и по этой причине она не могла добиться прочного успеха. Реальным либерально-демократическим оппонентом ельцинскому режиму выступала одна только партия «Яблоко» во главе с Г. Явлинским. Она входила в число ведущих российских партий и неизменно добивалась хороших результатов на национальных выборах ельцинского периода. Но ее социальная база оставалась узкой, руководство партии не смогло добиться успеха на региональных выборах, партия не имела ни одного губернатора или даже мэра и не смогла доказать практической способности политического управления. В целом она не сумела пустить сколько-нибудь прочных корней на российской почве, и ее оппозиция к режиму свелась к парламентской риторике.
Таковы историческая канва, логика и результаты ельцинского периода, выразившиеся, предельно кратко, в утверждении вместо обещанного либерально-демократического авторитарно-олигархического общества, пусть и обставленного демократическими институтами и нормами. Это лапидарное обобщение может быть дополнено несколькими основными развернутыми выводами.
1. Мой анализ ельцинского периода носит по преимуществу критический характер, но, в отличие от многих критиков, я признаю наличие в этом периоде и позитивных результатов. Я также считаю, что принципиально иной результат модернизации на том этапе вряд ли был возможен. Российская общественность, проявившая столько энергии и страсти в сокрушении коммунистического строя, обнаружила неспособность противостоять неприемлемым для нее явлениям нового общества - авторитаризму и олигархии. Фактом является то, что в 1989-1991 гг. она была даже неспособна предвидеть эти опасности. Термидор, авторитаризм, олигархия застали ее врасплох. Новая Россия не смогла ответить на эти явления адекватным развитием гражданского общества, оформлением и поддержанием массового демократического движения, разносторонними институтами и механизмами защиты интересов большинства.
2. Крах либерально-демократических установок 1989-1991 гг. поверг в состояние депрессии многих их искренних сторонников, оказал деморализующее воздействие на многочисленных участников радикально-демократического движения. Трудно сказать, какой процент радикалов верил в эти установки искренно, а какой руководствовался классическим мотивом революционеров - любые обещания хороши для достижения цели. Но как бы то ни было, крах радикальной идеологии уже вскоре после начала практических реформ нанес сокрушительный удар по идеалам либерализма и демократии в России: многие россияне возложили вину за утверждение олигархического капитализма не только на «переродившихся» радикалов, но и на сами идеалы либерализма и демократию. Разочарование в этих ценностях сопровождалось возрождением в массовой ментальности традиционалистских ценностей, что стало серьезным препятствием для дальнейшей модернизации и демократизации России.
3. Выставляя историческую оценку Б. Ельцину, главному действующему лицу данного периода, я исхожу из осмысления его реального вклада в процесс модернизации, которая выходит на первый план отечественной истории всякий раз, когда отставание России от передовых стран (ими всегда были страны Запада) приобретало угрожающие размеры. В осознании потребностей модернизации, а также в реализации некоторых ее основополагающих принципов и механизмов Ельцину принадлежит одно из ведущих мест среди российских политиков. Но невозможно не признать и того, что его практическая деятельность заключала в себе многообразные и глубокие противоречия, а издержки и цена модернизации оказались неприемлемы для большинства. Президентское правление Ельцина немало поспособствовало оформлению в экономике олигархических кланов, сосредоточению антиконституционных политических привилегий в руках «семьи», включавшей представителей тех же олигархических кланов. Пренебрежение законностью и моралью, характерное для политического стиля Ельцина, имело прямое отношение к финансовым авантюрам и махинациям правительства, которые в серьезной степени разрушали и подтачивали результаты модернизации. В годы его президентства вместо обещанного народного демократического капитализма был создан капитализм чиновничье-олигархический. На его вершине одно из центральных мест принадлежало самому Ельцину.