Федерация, унитарное гос. как форма гос-ого устройства. Конфедерация как союзное гос
Федеративное-сложное гос-во,сост.из госуд. образований,наделенных элементами госуд.суверенит.Сфера полномочий субъектов расписана в основном законе.(Россия,США). Девятая часть гос-в мира-21-явл. федерациями,в них проживает около трети населения Земли.
Основополагающие принципы образования и функционир. федератив. сист.: 1)добровольность объединения.2)равноправие субъектов.3)плюрализм и демократизм в отношениях субъектов федерации между собой и с гражданами.4)широкая возможность граждан активно и беспрепятственно участвов.в федер.и регион. политич. процесс.5)законность и конституционность.Федератив.сист.может быть эффективн.лишь тогда,когда ее деятел. осущ. строго в расках констит.и текущих законов,когда четко разгранич. сферы деятел. и компетенция централ.и местных госуд. органов.
Унита́рное госуда́рство(Франция, Италия, Испания) — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие отфедерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государствявляются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.
Основные признаки унитарного государства
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;
Единый государственный язык;
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
Иногда выделяют:
государства с одной автономией
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
Конфедера́ция — объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий
Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества[источник не указан 1004 дня]. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.
Признаки конфедерации
Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.
Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.
Наличие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников.
Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.
Наличие права выхода из состава конфедерации.