Государственное управление в области здравоохранения

Здравоохранение –совокупность мер государственного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан.

Правовая основа:

ФЗ «об основах охраны здоровья граждан в РФ» - определяет основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности, ответсвенность властей и медработников, ФЗ « О медицинском страховании граждан в РФ», Фз « О лекарственных средствах» и т.д.

Принципы охраны здоровья: доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа; приоритет интереса пациентов. Закон об охране здоровья впервые закрпеил обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.

Органы:

Министерство здравоохранения Российской Федерации (подчин. Правительству)

· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (подчин. Минздраву)

· Федеральное медико-биологическое агентство(подчин. Минздраву)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор (подчиняется напрямую Правительству)

Минздраввляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

· выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

· осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Полномочия:

· государственный контроль за обращением медицинских изделий: надзор за фармацевтической деятельностью, за соблюдением продукции медицинского назначения;

· Аттестация и сертификация специалистов

· Проверка деятельности организаций здравоохранения,аптечных учреждений и т.д.

Федеральное медико-биологическое агентство является ФОИВ, осуществляющим функции:

· по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения;

· по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Полномочия:

· санитарно-эпидемиологический надзор

· регулирование безопасности при использовании атомной энергии

· контроль и надзор в сфере донорства крови и ее компонентов

· медико-санитарные требования в отношении продукции

Роспотребнадзорявляется ФОИВ, осуществляющим функции

по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Полномочия:

· осуществляет надзор и контроль за исполнением требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка (соблюдение санитарного законодательства, законов о защите прав потребителей; проверка качества продукции, правил продажи товаров)

· лицензирование отдельных видов деятельности

· осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей

Билет № 32

1. Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

Конкретнее, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

— виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с присутствием воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

— наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административные наказания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок.

Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т. е. являются антиобщественными.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью. Так, по мнению проф. Л.Л. Попова, единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений. Административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности.

Кроме того, различия сходных административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия.

2. Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции. Это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т.д.). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и неподчиненным объектам управления (предприятиям и др.).

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, минэкономразвития, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства (Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности и др.).

Также стоит уделить внимание Минэкономразвитию , т.к. оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли.

Минэкономразвития России осуществляет следующие полномочия:

§ принимает нормативные правовые акты, определяющие: перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и от-крытых акционерных обществ,

§ осуществляет: мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам РФ, от-раслям и секторам экономики,

осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Фе-дерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального

Билет № 33

Вопрос I
Административное наказание или Административное взыскание — мера административной ответственности за совершение административного правонарушения. Административные наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф.

Содержание административного наказания определяется его целями, и согласно КоАП, применяется в целях предупреждения совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера, и лишено такого назначения, как кара (термин «кара» не употребляется по отношению к наказанию в Российской Федерации, поскольку права человека и его свободы — высшая ценность государства). Поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

При малозначительности совершённого правонарушения, лицо может быть освобождено от административного наказания.

Виды административного наказания
В КоАП РФ ч. 1 ст. 3.2. «Виды административных наказаний» содержится исчерпывающий перечень административных наказаний:

1) Предупреждение — выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);

2) Административный штраф — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;

3) Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей;

4) Лишение специального права — лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством, маломерным судном);

5) Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется лишь в исключительных случаях и на срок до 15 суток, а за нарушение режима контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьёй);

6) Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан;

7) Дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;

8)Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток. Важно не путать этот пункт с приостановлением деятельности как меры производства (до 5 суток);

9) Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ;

10) Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Вопрос II

Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Область Государственной границы РФ регулируют Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "О федеральной службе безопасности". Согласно закону Правительство РФ принимает меры к охране Государственной границы РФ. Одним из основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности, урегулированных законом, является пограничная деятельность (защита и охрана Государственной границы РФ; обеспечение соблюдения режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории и связанных с ней территорий) 130. Ст. 20; 168. Ст. 11.1; 294].

Наиболее детальное регулирующее воздействие на рассматриваемую область оказывает Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе). Он определяет Государственную границу Российской Федерации как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР. Границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Закон о Государственной границе закрепил легитимные определения и толкование ряда понятий, характеризующих интересующую нас область и обеспечивающих формирование наиболее точных представлений об этой области. Среди таких понятий защита Государственной границы, приграничная территория, охрана Государственной границы, режим Государственной границы.

Защита Государственной границы представляет собой часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики РФ. Она заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий. В процессе этой деятельности указанные органы принимают меры: политические, организационно-правовые, дипломатические, экономические, оборонные, пограничные, разведывательные, контрразведывательные, оперативно-розыскные, таможенные, природоохранные, санитарно-эпидемиологические, экологические. В ней участвуют организации и граждане.

Защита Государственной границы РФ обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории. Последняя включает: 1) пограничную зону; 2) российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов; 3) внутренние морские воды и территориальное море РФ, где установлен пограничный режим; 4) пункты пропуска через Государственную границу; 5) территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. Защита Государственной границы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным законодательством.

ФСБ России как орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ специально уполномочен осуществлять государственное управление в сфере защиты и охраны

Государственной границы, а также организацию пограничной службы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав органов федеральной службы безопасности.

Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы. Она осуществляется пограничными органами в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде, другими силами обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Режим Государственной границы РФ включает правила: а) содержания Государственной границы; б) пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; в) перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; г) пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; д) ведения на Государственной границе либо вблизи нес на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; е) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается Законом о Государственной границе, другими федеральными законами, международными договорами РФ. Среди других федеральных законов, регулирующих режим границы, можно назвать ТК ТС и Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" [50; 123]. Россия заключила двусторонние международные договоры с рядом сопредельных государств по вопросам государственной границы (например, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Казахстан, Монголией, Эстонской Республикой). С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Закон о Государственной границе установил конкретные полномочия ряда федеральных органов исполнительной власти по вопросам защиты и охраны Государственной границы [70. Ст. 28]. ФСБ России в соответствии с предоставленными ей полномочиями в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ: 1) организует и обеспечивает совместно с федеральными органами исполнительной власти защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; 2) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; 3) обеспечивает совместно с Минобороны России координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-морского флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб РФ на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы; 4) участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы; 5) участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих ее режим; 6) осуществляет по поручению Правительства РФ непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей РФ; 7) осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности РФ в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту РФ, в Правительство РФ, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; 8) обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности; 9) совместно с федеральными органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории; 10) во взаимодействии с Федеральной таможенной службой, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой; 11) осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию РФ и выезда за пределы территории РФ граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ; 12) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.

Права и обязанности в сфере защиты и охраны Государственной границы имеют также другие федеральные органы исполнительной власти: а) Министерство иностранных дел РФ; б) Министерство обороны РФ; в) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, иные виды контроля; г) Министерство внутренних дел РФ; д) Служба внешней разведки РФ; е) Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ. Определенные права и обязанности по защите и охране Государственной границы имеют органы государственной власти субъектов РФ.

Министерство иностранных дел РФ (МИД России) ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению ее режима, осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы, оформляет документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями РФ или Минобороны России.

Минобороны России обеспечивает защиту Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде, обеспечивает участие Вооруженных Сил РФ в защите Государственной границы на суше, море, пограничных реках, озерах и иных водоемах в случаях и порядке, определенных Законом о Государственной границе, другими федеральными законами, разрешает инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы, оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты Государственной границы на основе федерального законодательства и межведомственных соглашений.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и иные виды контроля, организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства, издают нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории РФ, контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров РФ, законодательства РФ по вопросам, входящим в их компетенцию, создают контрольные органы (пункты) и организуют их работу. Они оказывают содействие пограничным органам в защите Государственной границы, сотрудничают в защите Государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нес, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке. Оно информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах РФ, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов, обеспечивает участие внутренних войск МВД России в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных Законом о Государственной границе. МВД России обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию РФ или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в пограничных районах РФ массовых мероприятий федерального или международного характера, обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения, участвует в правовом воспитании населения приграничных районов РФ, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.

Служба внешней разведки РФ (СВР России) во взаимодействии с ФСБ России осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы.

Органы государственной власти субъектов РФ создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты в пределах, установленных Законом о Государственной границе, информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах РФ, создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы, контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами федерального законодательства о Государственной границе.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)

Основы его организации и правового статуса, компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. № 734 [3731.Руководство деятельностью Росграницы осуществляет Правительство РФ. Его структурными подразделениями являются управления по основным направлениям деятельности.

Сфера деятельности Росграницы включает: 1) обустройство Государственной границы РФ; 2) создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через Государственную границу РФ и мест пересечения Государственной границы РФ. Указанное агентство как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в установленной сфере деятельности функции: а) выработки и реализации государственной политики; б) нормативно-правового регулирования; в) управления государственным имуществом; г) оказания государственных услуг; д) государственного заказчика.

Росграница осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями.

Билет № 34

1.​Административный процесс: понятие и виды.

Широкое понимание административного процесса — это порядок осуществления всего государственного управления; процедуры функционирования исполнительной власти, ее органов и должностных лиц. Широта, многоаспектный и разноуровневый характер правоприменительной деятельности органов публичного управления, а также большое число и разнообразие рассматриваемых органами государственного управления и их должностными лицами «индивидуально-конкретных дел» предопределили широкое понимание административного процесса.

Административный процесс в широком смысле определяется учеными как урегулированная правовыми нормами система последовательно совершаемых действий в целях обеспечения определенного порядка деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению административно- правовых норм. Например, в этом смысле административным процессом будет являться административная процедура, содержащаяся в каждом действующем ныне административном регламенте по исполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги. Вместе с тем официально (т. е. в нормативных правовых актах) порядок осуществления должностными лицами действий по выполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги называется административной процедурой. Именно такая административная процедура обеспечивает надлежащий порядок функционирования органов исполнительной власти или их должностных лиц. Причем в зависимости от характера осуществляемых государственных функций процедурная деятельность может быть как регулятивной, контрольно-надзорной, так и административно-принуждающей, направленной на решение задач административной юрисдикции и административного принуждения.

Узкое понимание административного процесса заключается в определении его как порядка разрешения административно-деликтных правовых споров, применения к физическим или юридическим лицам различных видов административного принуждения, рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Узким административным процессом считается регламентированная нормативными правовыми актами административно-процессуальная деятельность, в соответствии с которой субъекты административной юрисдикции используют нормы материального права в целях разрешения административно-правовых споров (конфликтов), применения административного принуждения, в том числе привлечения лица к административной ответственности.

Узкий подход к административному процессу является основой для создания так называемой юрисдикционной концепции административно-процессуальной деятельности. При таком административно-дел и к тологическом подходе административн ый процесс может изучаться как административно-юрисдикционный (деликтный, принуждающий) процесс, в ходе которого уполномоченными субъектами используются административные методы и властно-принуждающие правовые средства для обеспечения порядка в сфере соответствующих правоотношений. Сюда же включается процедура рассмотрения судами любых административно-правовых споров.

Основными признаками административного процесса, которые можно рассматривать при соединении различных подходов к пониманию этого вида процессуальной деятельности, являются следующие:

1. административный процесс — это вид юридического процесса, предназначенного для создания порядка реализации норм материального административного права, а также норм других отраслей российского права (например, таможенного, налогового, финансового, земельного, градостроительного, экологического), определяющих виды полномочий и функций органов публичной власти и их должностных лиц;

2. административный процесс - правоприменительная (процессуальная или процедурная) деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а в некоторых случаях и судебная деятельность (например, производство по делам об административных правонарушениях или об оспаривании нормативных либо ненормативных правовых актов). Таким образом, административный процесс является формой реализации как исполнительной, так и судебной власти;

3. административный процесс осуществляется широким кругом субъектов административно-процессуальной деятельности, что обусловлено широтой определения самого административного процесса;

4. фактическим содержанием административного процесса является так называемая внешняя правоприменительная деятельность административных органов (в том числе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления) по разрешению в установленном порядке и в пределах их компетенции индивидуальных юридических дел, возникающих на основе различных материальных норм права;

5. административный процесс — это рассмотрение возникшего между участниками административно-правовых отношений спора об административном праве;

6. административный процесс — это, с одной стороны, внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел (нссудебныс формы (процедуры) рассмотрения дел), возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой - судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел\

Наши рекомендации