Понятие, форма и уровни проявления правового нигилизма. Пути преодаления правового нигилизма

Антиподом правовой культуры являетсяправовой ни­гилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция), чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на уго­ловные элементы). Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения, поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

Правовой идеализм и его причины.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то пра­вовой идеализм — его переоценку. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и де­формированным правосознанием, дефицитом политико-право­вой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете, смыка­ются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали». Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты. Идеализмом с самого начала страдали некоторые лозунги перестройки, а затем и периода ре­формации (ускорение социально-экономического развития, ис­коренение пьянства, резкое повышение жизненного уровня на­рода, плавное и безболезненное развертывание демократии, гласность и др.). Хотелось все это побыстрее воплотить в законах, закрепить юридически, провозгласить в конституциях. На деле же форсированного перехода общества из одного состояния в другое не по­лучилось, ожидания затянулись. Наступило «социальное похме­лье» — горькое и мучительное. Идеалистические скороспелые прожекты, как правило, сурово мстят за себя. Это тот же ниги­лизм, только с обратным знаком.

Правопорядок.

Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние уригулированности социальных связей. Особенности правопорядка: он запланирован в нормах права; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создаёт условия для организованности общественных отношений .делает человека более свободным, облегчает жизнь; выступает итогом законности. Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широко, включающее в качестве ядра понятие первое. Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Понятие и система гарантий законности.

Это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закреплённых в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности. В литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные. Общие – экономические, нравственно-духовные, политико-идеологические. Специальные – собственно юридические. Они в свою очередь подразделяются на правовые (предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер) и договорные (обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяют своё действие только на участников, которые заключили договор или присоединились к нему.).

Наши рекомендации