Понятие и структура правосознания
Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое.
Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям; формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.
Первобытные представления о праве — это не что иное как представления о порядке взаимоотношений людей, фактических, личных отношений. Право отождествляется здесь с определенным общественным порядком и не противопоставляется обязанности.
С возникновением права в собственном смысле слова юридические отношения стали рассматриваться не как индивидуальные, а как всеобщие. Содержание правосознания изменилось в корне. Общезначимость общественных отношений отражается в общественном сознании как такие общие признаки явлений, фактов, само наличие которых обязательно должно влечь возможность или обязанность определенного поведения, предписанного государственной властью. Иначе говоря, общественные отношения, представления о них обрастают в сознании людей идеалами, понятиями о должном порядке. Такие понятия воплощаются в законах государства.
Понятия «юридические права» и «юридические обязанности» возникают в результате осознания потребности в государственном признании определенных интересов, то есть в придании им общеобязательного, общезначимого характера; в обеспечении этих интересов мерами государственного принуждения.
Таким образом, право и правосознание формируются вместе, в диалектическом единстве.
Специфический признак правосознания — соотношение в сознании (индивидуальном, классовом и т.д.) жизненных условий, потребностей, интересов данного класса с возможными, необходимыми или существующими юридическими правами и обязанностями. Результат такого соотнесения — идеи, представления о праве.
Следовательно, можно дать определение правосознания как формы общественного сознания, как системы понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.
Правовые взгляды, воплощающие их нормы права участвуют в детерминации поведения людей, всего хода исторического развития. Правосознание как часть правовой надстройки играет наряду с правом и вместе с ним активную роль в общественной жизни. Оно включает в себя как осознание обществом, классом, социальной группой, индивидом потребности в общезначимых правилах поведения, которые должно установить государство, так и оценку справедливости (или несправедливости) действующего правового порядка, перспектив, направлений дальнейшего развития права.
В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и угнетенных классов. Поэтому право неразрывно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, то есть правосознанием господствующего класса.
Правосознание формируется прежде всего передовыми представителями — идеологами класса (народа) в процессе осознания ими общих интересов, которые приобретают в сознании форму юридических мотивов, воли господствующего класса, побуждающих ее принять форму государственной воли.
Юридический мотив воли — это особая идеологическая форма осознания людьми потребностей и интересов в классовом обществе, это сознательное стремление и требование опосредовать общественные отношения нормами права. Энгельс подчеркивал: «Чтобы получить санкцию закона, экономические факты в каждом отдельном случае должны принять форму юридического мотива».
Следовательно, без правосознания немыслимы правотворчество и право. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.
Действующее в обществе право оценивается в общественном и индивидуальном сознании с точки зрения справедливости или несправедливости. В последнем случае формируются представления о необходимости совершенствования правовой системы.
Эксплуататорские классы в силу ограниченности классового сознания не способны понять преходящий характер отношений своего господства, поэтому их правосознание носит иллюзорный характер, вырабатывает ложные представления о «вечности», «естественности», «справедливости» охраняемых правом отношений, то есть является искаженным представлением о положении этих классов. Их правосознанию присущи и такие черты, как нереальность, авантюризм.
Для некоторых представителей юридической науки свойственно отрицание правосознания как формы общественного сознания, непризнание его рационального характера. Чаще всего в правосознании усматривается «иррационализм», «правовые чувства» и т.п. Представляется, что нужно исходить из единства взглядов политических сил, стоящих у власти, и господствующего правосознания.
Право и правосознание не создают друг друга. Они оба формируются объективными условиями и взаимодействуют между собой. Действующее право оказывает влияние на правосознание, складывает представления членов общества об их правах и обязанностях, о должном правопорядке. И наоборот, правосознание влияет на действующее право, определяет практику правоприменения в интересах политических сил, стоящих у власти, обусловливает нормотворческую деятельность государства.
Материальное господство эксплуататорского меньшинства приводит к тому, что его идеология также становится господствующей, навязывается трудящимся массам, тем не менее и в эксплуататорских обществах правосознание политических сил, стоящих у власти, не может устранить инакомыслия отдельных социальных групп. Так, для буржуазного правосознания характерна индивидуалистическая психология, и она нередко приходит в столкновение с общими интересами буржуазии.
Формирование правосознания эксплуатируемых масс является прогрессивным процессом их высвобождения из-под идеологического влияния эксплуататоров, служит необходимым звеном подготовки социальных революций.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что различные уровни правосознания играют неодинаковую роль как в правовом осознании действительности, так и в воздействии на право.
Правосознание обладает определенной структурой. Общепризнано, что с точки зрения строения оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.
Правовая наука создает теоретические концепции, которые отражают закономерности развития правовой надстройки; является базой для правовой политики и идеологии; содержит методологию изучения государственно-правовой надстройки; формирует предложения о путях совершенствования права.
Правовая психология выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает в себя следующие элементы:
— общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
— психологический уклад — привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные социальным группам общества;
— представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;
— чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;
— способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) — влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.
Таким образом, правовая психология как по содержанию знаний о праве, так и по способу их формирования существенно отличается от правовой идеологии. Наиболее полно она обнаруживает себя при формулировании и детализации правовых норм и в меньшей степени — при определении принципиальных правовых установок.
Структуру правосознания можно рассматривать и по субъектному составу. В этом случае выделяется правосознание индивидуальное, групповое, общественное, причем при характеристике субъектного состава правосознания обязательно надо иметь в виду те качественно своеобразные стороны, которые обусловливают уровень правовой идеологии и правовой психологии, присущей правосознанию тех или иных индивидов (групп, общества).
В эксплуататорских обществах политические силы, стоящие у власти, не заинтересованы в том, чтобы повышать правосознание народа. Их усилия направлены на то, чтобы держать массы в духовной темноте и невежестве, давать им самые примитивные представления о праве.
Таким образом, правосознание как объективная реальность - это сложившаяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление (понимание) о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.