Источники (форма) права
1) Понятие источник права
2) Виды источников права. Общая характеристика
3) Обычное право и правовой обычай
4) Судебное право. Судебный прецедент
5) НПА: понятие и система
Источник правав материальном смысле –обще отношения; в идеальном – правосознание, правовая идея; в формально-юр –внешняя форма выражения права; в историческо-социологическом – интересы и го органы
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле
· естественное право
· нормативный правовой акт;
· нормативный договор;
· правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
· правовой обычай;
· религиозные догмы;
· правовая доктрина;
· принцип права;
· правосознание
Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) - совокупность неотъемлемых принципов и прав, независимых от каких-либо социальных условий.
Естественное право противопоставляется позитивному праву
НПА- официальный документ, принятый представительным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки нормативных правовых актов
· нормативный характер
· это правовой акт
· является результатом правотворчества
· общеобязательность
· оформление в виде официального документа
· определённый порядок группировки правовых норм.
Виды:
Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество.
По юридической силе и предназначению законы делятся на
· конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и
· обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества).
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам
Нормативный договор-соглашение двух или более субъектов, в результате которого устанавливаются, прекращаются или изменяются норм права
2 вида:
1) о компетенции
2) о взаимодействии
О компетенции: федеративный договор от 31 марта 1992 г «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ»
О взаимодействии: многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами РФ, о совместной деятельности и тд.
Также бывают локальные нормативные договоры: между работником и работодателем
Суде́бный прецеде́нт (от лат. praecedens, родительный падеж praecedentis — предшествующий) — решение определённого суда по конкретному делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.
Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем.
Правово́й обы́чай — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством, и включённое в систему правовых норм.
Религиозные нормы – играют важную роль, а принимаемые гос-ом законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим нормам.
Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.
По общему правилу любая доктрина делится на официальную, создаваемую на национальном уровне или наднациональном (например - экспертные заключения), и научную, создаваемую в университетах и иных профессорских объединениях.
Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англосаксонской правовой семьи.
Признаки:
1) результат профессиональной научной деятельности
2) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания
3) имеет особую форму выражения – текстового изложения научных исследований
4) обладает общезначимостью
виды:
1) общеправовая
2) отдельной отрасли права
3) отдельного правового института
Вопрос 36
Правовой обычай и правовой прецедент.
Правово́й обы́чай — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.
Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. Вправовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.
Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.
Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.
В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.
Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.
Правовой прецедент – это произошедшее событие, ставшее причиной конфликта двух и более сторон, которое в дальнейшем послужило примером для создания нормы права. В этом, помимо прочего, заключается и главное отличие прецедентного права от беспрецедентного. Последнее представляет собой норму, предвосхищающую событие, то есть подготовка закона происходит заранее.
По сути, прецедентное право существует для людей и является достаточно демократичной формой. Но имеет эта система и существенный минус – создание, подчас, абсурдных законов и прочих правовых норм, которые из-за случайности в поведении одного из людей может привести к ущемлению прав целого штата.
Вопрос 37
Нормативный правовой акт: понятие, виды.
Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].
Признаки НПА:
-нормативный характер
-это правовой акт
-является результатом правотворчества
-общеобязательность
-оформление в виде официального документа
-определённый порядок группировки правовых норм.
Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.
Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации [4].
Конституция России.
1. Законы:
Федеральные конституционные законы.
Кодексы и Федеральные законы.
2. Подзаконные правовые акты:
Указы Президента России,
Постановления Правительства России.
Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).
3. Локальные нормативно-правовые акты.
Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
в зависимости от содержания:
отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
гражданско-правовые
уголовно-правовые
и т. д.
комплексные
Вопрос 38
Понятие и основные элементы системы права.
Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:
Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.
Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом системы права из которых данная система права строится.
Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица
Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.
Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.
Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.
Вопрос 39
Предмет и метод правого регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.
Предмет правового регулирования – сфера или область однородных отношений, которые регулируются нормами права
Метод правового регулирования - установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений
Существует 2 главных метода правового регулирования:
1) Императивный (властный, авторитарный, административно-правовой, гос-правовой)-основан на:
а) подчиненности субъектов общ отношений
б) содержит точные предписания о поведении, не предоставляет возможности выбора варианта поведения
в) характерен для уголовного, административного, налогового прав
2) Диспозитивный(автономный) – предполагает:
а) равенство субъектов
б) возможность выбора варианта поведения или действия в пределах нормы
в) присущ гражданскому семейному прав
Вопрос 40
Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.
Характерны сл черты:
1) Императивность норм
2) Ориентация на удовлетворение гос и общ потребностей
3) Иерархические отношения субъектов публичных отношений
4) Одностороннее волеизъявление субъектов
Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между
отдельными лицами, фирмами, предприятиями.
Характерны сл черты:
1) Равенство субъектов правоотношений
2) Свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав
3) Ориентация на удовлетворение частных интересов
Публичное право регулирует гос и общ отношения
Частное право регулирует частные интересы
Материальное право- регулирует общ отношения, направленные на удовлетворение общ потребностей. Вступают в общ отношения в случае наличия интересов.
Процессуальное право – также регулирует общ отношения, но они устанавливают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, а также процедуру привлечения к юр ответственности за нарушение материальных прав.(процедуру устанавливает регламент гос думы)
Междунаро́дное пра́во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.
В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Междунаро́дное ча́стное пра́во (МЧП)— совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.
Основная специфика международного частного права — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм.
Вопрос 41
Система права и система законодательства.
Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:
Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.
Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом системы права из которых данная система права строится.
Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица
Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.
Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.
Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.
Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.
В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:
- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:
- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);
- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.
Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):
-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);
-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.
Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.
Вопрос 42
Понятие правовой системы. Отличительные особенности основных правовых систем (романо-германской, англосаксонской, мусульманской и др.).
Правовая система - это группа систем права ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры, правосознания и других правовых институтов.
В каждом государстве действует своя национальная правовая система, характеризующаяся своеобразием системы права и законодательства, правовых учреждений, правового сознания. Однако наряду с особенностями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, которые позволяют объединять правовые системы в родственные группы, называемые правовыми семьями.
Существует несколько критериев объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. К ним относятся:
1) историческая общность, выражающаяся в сходствах возникновения и развития правовых систем;
2) общность форм выражения норм права;
3) сходство системы (структуры) права;
4) общность идеологических установок, определяющих принципы регулирования общественных отношений;
5) единство юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.
Романо-германская правовая система:
Сложилась на основе рецепции (заимствования, восприятия)римского права в 12-16 вв. и в получила распространение в континентальной европе.
Особенности:
1) Основным источником права служит НПА
2) Существует единая иерархическая система источников права
3) Признается деление на публично и частное право, а также на отрасли права
4) Относительно единая система правовых принципов
5) В зак-ве ведущая роль принадлежит конституции
6) Большое значение придается международному праву,
(россия, германия, латинская америка, значительная часть африки, страны ближнего востока, япония)