Из наступления — в оборону
В то же время в конце 2004 года «либералам» стало все сложнее отстаивать свои идеи. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что они рискуют быть назначенными ответственными за провалы в экономической политике. Кроме того, растет давление «силовиков», которые предлагают альтернативу либеральным институциональным реформам в виде госкапитализма — такой системы, при которой государство не просто устанавливает правила игры в экономике, но является крупным собственником и крупным инвестором. В результате «либералы» вынуждены идти на серьезные уступки, в том числе и по проблеме развития нефтегазового комплекса. Им все сложнее сопротивляться усилению государства в нефтегазе. Несмотря на их протесты, «Газпром» продолжает «наращивать мышцы», приобретая активы в нефтяной отрасли, электроэнергетике и других отраслях. При этом шансы на реформирование самого «Газпрома» становятся все более призрачными. Идут на уступки «либералы» и по налоговому вопросу. Все чаще из их стана можно услышать реплики о чрезмерной нагрузке на нефтегазовый комплекс. Ради сохранения промышленного роста и политического выживания «правительственные либералы» готовы отказаться от своих идейных установок. В течение последних пяти лет они имели неплохие возможности для реализации своего проекта — но, по всей видимости, упустили их. Теперь им остается «оборонять» стабилизационный фонд и золотовалютные резервы РФ от посягательств отраслевых лоббистов. «Либералы» вряд ли способны снять страну с «нефтегазовой иглы». Единственное, на что они могут рассчитывать, — это то, что нефтегазовый комплекс станет более технологичным, что он сможет превратиться в своеобразный «технологический магнит». Предприятия отрасли могут начать использование принципиально новых технологических решений в сфере разведки и добычи нефти, сжижения газа, транспортировки углеводородного сырья, переработки «черного золота» и «голубого топлива». Но изменить структуру российской экономики в ближайшие несколько лет им вряд ли удастся. Уповать им остается лишь на быстрое падение цены на нефть на мировом рынке, что может вызвать отрезвляющий эффект.
Сценарий № 3. «Открытые двери» для Запада»
Основные лоббисты «иностранного» проекта
Крупнейшие западные нефтегазовые корпорации ведут активную добычу нефти и газа по всей планете. Они имеют свои интересы во всех углеводородных кладовых мира. Россия не является исключением. Особенно если учесть, насколько масштабными являются ее запасы сырья. Поэтому транснациональные корпорации не могут обойти Россию своим вниманием, даже несмотря на растущие политические риски. Ведь они высоки во всех наиболее перспективных районах нефтедобычи. Африка является зоной действия повстанческих группировок— в Нигерии они ведут очень активные боевые действия против западных транснациональных корпораций. Например, в начале декабря 2004 года повстанцы в Нигерии захватили три нефтяные платформы, принадлежащие Shell и Shevron Texaco. Ближний Восток также относится к зоне потенциальной политической нестабильности. К тому же Запад не может замыкаться на поставках нефти и газа из мусульманских стран.
Поэтому альтернативы России нет. Здесь уже работают практически все ведущие нефтегазовые гиганты. Более того, даже «дело «ЮКОСа» не отпугивает иностранцев. Однако далеко не все в российском нефтегазе развивается по тому сценарию, который западные транснациональные корпорации посчитали бы идеальным.
Цели иностранцев
Иностранцы утверждают, что в экономической ориентации на ТЭК для России нет серьезных опасностей. Сырьевой сектор должен оставаться основой экономического развития страны. По их мнению, ничего страшного с такими государствами, как Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла, не произошло из-за их ориентации на приоритетное развитие нефтянки. Более того, в этих государствах достаточно высокий уровень жизни, обусловленный постоянным притоком нефтедолларов в социальную сферу. Реализовать эффективную программу развития промышленности по причине технологической отсталости России все равно не удастся, поэтому нет смысла даже пытаться сделать это. В то же время огромный «сырьевой капитал» может быть успешно трансформирован в «финансовый», и в этом России могли бы помочь иностранные компании, если их допустят к разработке недр страны.
Зарубежные инвесторы дипломатично не ставят жестких условий относительно прав собственности в НГК, хотя и заявляют, что механизмы частной собственности более эффективны в условиях рыночной экономики. Такая позиция легко объяснима: иностранным компаниям все равно, в какой системе недропользования работать. В современном мире они научились грамотно функционировать как в условиях либеральной модели с приоритетным отношением к частной собственности, так и в закрытых экономических системах с характерным превалированием доли государства в структуре собственности.
Тем более что условия существования крупных транснациональных компаний в нефтегазовых сегментах экономики развивающихся стран мира зачастую сопровождаются коренными структурными изменениями всей экономической надстройки. Поэтому иностранные нефтяные концерны стремятся максимально «равноудалиться» от процесса активных споров по вопросам собственности. Однако полностью уйти от политической полемики им не удалось.