Общественная мысль и общественные движения первой половины XIX в
Проблемы развития России, определение ее исторического места в мире стали основными в общественном сознании первой половины XIX века. Н. И. Новиков, А. Н. Радищев были первыми, кто публично выступил с критикой существующего строя, но это были действия одиночек. Положение изменилось после Отечественной войны 1812 г., которая показала степень национального сознания общества, выявила действительного победителя Наполеона.
Не случайно декабристы называли себя «детьми 1812 года», рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста из них были участниками войны, 65 будущих «преступников» участвовали в Бородинском сражении. Война выявила огромные возможности народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен найти в себе силы и для освобождения от «внутренней тирании» – сбросить ярмо крепостнического рабства.
Сказалось и то, что в среде дворянства появился значительный слой людей, глубоко усвоивших ценности западноевропейского просвещения, прежде всего, идеи гуманизма. В первой четверти XIX в. была предпринята попытка реализации этих идей путем революционного выступления.
Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной средой, которая по существу разделяла характерные для декабристов взгляды (А. С. Пушкин, П. А. Вяземский). Возникновение декабризма и деятельность декабристских обществ нельзя понять вне связи с их либеральным окружением. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали первоначальные реформы Александра I и последующее разочарование в императоре. Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство, а также опыт тайных обществ в европейских странах.
В 1814-1816 гг. появляются «преддекабристские» организации – «юношеские собратства», офицерские «артели» в гвардейских полках. Первое декабристское общество – Союз спасения – возникло в 1816 г. в Петербурге по инициативе А. Н. Муравьева. Через год общество стало называться «Общество истинных и верных сынов Отечества», был принят устав. Основной целью общество ставило введение конституции и уничтожение крепостного права.
В 1818 г. была создана новая организация – «Союз благоденствия». В ней насчитывалось около 200 человек, был принят устав «Зеленая книга». Предполагалось распространять просвещение, занятие членами общества гражданских должностей. Несколько позднее была составлена вторая часть устава: введение конституции, уничтожение рабства, введение равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве, ликвидация рекрутчины, военных поселений. Тактической задачей было формирование общественного мнения, благоприятного в будущем для осуществления преобразований. Они были убеждены, что достаточно создать «общественное мнение» в стране, как возникнут условия для политического переворота, причем не обязательно насильственным путем. Они полагали, что для этого понадобится около 20 лет. В связи с этим предусматривалось образование помимо тайных ячеек («управ») различных легальных и полулегальных просветительских, литературных и благотворительных обществ.
Члены Союза благоденствия придерживались разных взглядов и представлений о путях и средствах политических преобразований в стране. Было немало либерально и оппозиционно настроенных членов, которые в своей деятельности не шли дальше пропагандистско-просветительной работы. Постепенно верх брало радикальное направление тайного общества, требовавшее решительных мер, вплоть до установления республики.
В 1820 г. П. Пестелю и Н. Муравьеву было поручено разработать программные документы тайного общества. Ввиду обострения разногласий было принято решение о формальном самороспуске общества с целью образования более законспирированной организации.
Самая многочисленная Тульчинская управа во главе с Пестелем не признала этого решения. В 1821 г. на ее базе возникло Южное общество. Почти одновременно в Петербурге создано Северное общество (Н. Муравьев, Н. Тургенев). Оба общества были связаны и рассматривали себя как единую организацию.
В это время деятельность организации протекала уже в условиях «аракчеевской» реакции, цензурных гонений, полицейского надзора. Декабристы вынуждены были перейти к более строгой конспирации, разрабатывать иную тактику действий. Тактический план декабристов совершить революционный переворот «во имя народа», но без его участия был основан на опыте Великой французской революции, когда революция сопровождалась «беспорядками и безначалием», и испанской 1820 г., совершающейся при помощи дисциплинированной военной силы, руководимой авторитетными начальниками. Пример французской революции и последовавшей за ней диктатуры Наполеона показывал декабристам, что закономерный итог такой революции – установление диктатуры.
Декабристы были убеждены, что народные революции неизбежно приведут к деспотизму, поэтому ставили перед собой задачу «военной революции». При этом, вероятно, имели в виду и опыт удачных переворотов предыдущей истории России.
В 1821-1825 гг. были разработаны конституционные проекты и тактические планы военного переворота в России. Они основывались на идеях «естественного права», принципа разделения властей. Общим для «Русской Правды» П. И. Пестеля и «Конституции» Н. М. Муравьева было понимание переустройства политического строя страны, отмена крепостного права, сословий, равенства граждан перед законом. Конкретные политические преобразования виделись по-разному. Пестель выступал за республику, но полагал, что для проведения революционных преобразований необходим 10-летний переходный период, в этот период власть осуществляет Временное революционное правительство диктаторского толка. Его «Русская Правда» уничтожение крепостного права и наделение крестьян землей, при этом признавалась и частная собственность на землю. Вся земля должна была быть разделена на общественную и частную. Первая часть передавалась в распоряжение волостного общества, эта земля не могла продаваться, закладываться, а передавалась в безвозмездное пользование каждому гражданину. Частная земля находилась в свободном товарном обращении и должна была содействовать развитию частной предпринимательской инициативы в сельском хозяйстве. Гражданские и политические права получали мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Вводилась всеобщая воинская повинность с 21 года сроком на 15 лет. Военные поселения ликвидировались. В решении национального вопроса Пестель признавал право национального самоопределения только за польским народом, но при условии, что независимая Польша должна заключить вечный союз с Россией и провести у себя аналогичные с нею социально-политические преобразования.