Международно-правовое регулирование наследственных отношений
В рамках Гаагских конференций по международному частному праву было заключено очень много конвенций по вопросам наследования. Однако Республика Беларусь не является их участницей. В основном Гаагские конвенции регулируют коллизионные вопросы: Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений 1961 г., Гаагская конвенция о праве подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества 1989 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу. распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности и о его признании 1985 г.
Есть также международные универсальные конвенции, содержащие материальные нормы о наследовании с иностранным элементом. К ним относятся Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц 1973 г. и Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме м6ждународного завещания 1973 г.
Для Республики Беларусь наибольший практический интерес представляет применение норм договоров о правовой помощи в отношении наследований с иностранным элементом.
В Кишиневской конвенции этим вопросам посвящена глава V, содержащая семь статей. Основная коллизионная привязка, закрепленная ст. 48, отсылает к праву государства-участника, на территории которого наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Исключение сделано для наследования недвижимости: оно определяется по месту нахождения. Согласно ст. 50 способность лица к составлению и отмене завещания, а также его форма и порядок его отмены определяются по законодательству государства-участника, где завещатель имел место жительства в момент составления акта, однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям законодательства государства-участника, где составлено завещание. Таким образом, коллизионное регулирование по Кишиневской конвенции и ГК базируется на одинаковых принципах.
Наибольший интерес в договорах о правовой помощи представляют положения о распределении компетенции между органами государств-участников, вовлеченных в процесс оформления наследственных отношений с иностранным элементом.
По ст. 51 Кишиневской конвенции производство по делам о наследовании движимого имущества осуществляется учреждениями государства-участника на территории которого имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Из этого общего правила есть исключение. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества осуществляется учреждением государства-участника, на территории которого находится имущество.
В договорах о правовой помощи учитывается необходимость эффективного осуществления мер для охраны наследства. В ст. 53 Кишиневской конвенции говорится об обязанности государства-участника предпринимать меры, необходимые для охраны наследства, оставленного на их территориях гражданами других государств-участников, или для управления им. О принятых мерах безотлагательно уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение государства-участника, гражданином которой является наследодатель.
Выморочное наследство в МЧП
Под выморочным наследством понимают ситуации, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства (см., в частности, 1039 ГК).
Выморочное наследство переходит в собственность административно-территориальной единицы по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства. Таким образом, выморочное имущество переходит в собственность государства по месту нахождения имущества, а именно государства.
Национальное право обычно предусматривает срок по истечении которого наследство может быть признано выморочным. В Республике Беларусь он составляет один год со дня открытия наследства. В МЧП выморочное наследство осложняется тем, что конкурировать в отношении имущества могут:
- государство гражданства,
- государство постоянного жительства,
- государство места регистрации имущества,
- государство места нахождения имущества.
В принципе, решение этих вопросов в основном определяется в каждом конкретном случае переговорами и консультациями между заинтересованными государствами, реже оно урегулировано положениями международных договоров.
В договоры о правовой помощи обычно включается статья, посвященная переходу имущества к государству. В основном правило распределения наследственной массы между государствами решается следующим образом: движимое имущество переходит стране, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое имущество – стране, на территории которой оно находится. Такое правило содержится в ст. 49 Кишиневской конвенции.