Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики
Перспективная модель национальной экономики Беларуси
Основные черты социально ориентированной экономической системы.
Каждая страна стремится к общемировым целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем.
Магистральным путем, избранным в Основных направлениям соцально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы, является построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.
Фундаментом построения служит действующая национальная экономическая система; ориентиром- стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство.
С научнойточки зрения модель национальной экономики рыночного типа - это совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к структуре и режиму функционирования народного хозяйства, обеспечивающих его рыночныйхарактер, социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
В прикладном плане модель национальной экономики рыночного типа — это способ организации и функционирования народного хозяйства на основе рыночных принципов, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования.
Белорусская модель развития находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно выражено стремление к общим целям мировой цивилизации.
Выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики Беларуси в качестве перспективной - это не просто заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей страны, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных государств.
Перспективная модель экономики (ПМЭ) включает следующие принципы и направления государственной политики:
- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;
- построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;
- формирование развитого гражданского общества и самоуправления;
- приоритетное развитие человеческого потенциала;
- выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики;
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;
- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;
- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;
- следование экологическому императиву.
Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать:
- преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт;
- единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом;
- равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений;
- ориентацию на жизненные потребности населения и рост благосостояния;
- ответственность государства перед гражданами и социальную защиту;
- ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования;
- сочетание свободной конкуренции с регулированием;
- взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.
Таким образом, ПМЭ является инструментом выработки целенаправленной на перспективу экономической политики, опережающего создания благоприятных условий (предпосылок) для успешного усвоения нашей экономической системой социально ориентированных рыночных качеств.
Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.
Прошедшие годы преобразований показали, что государственный и общественный организм страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, опосредствующих звеньев и переходных форм.
По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить.
При этом в повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылки долгосрочного характера:
инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг;
изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг; достижение и поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах экономики требуют огромных и заблаговременных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции.
институциональные преобразования с целью становления институтов рыночной экономики — частной собственности, предпринимательства, инновационных структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков.
утверждение новых неформальных институтов — традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д.
Основными проблемами при формировании перспективной модели экономики являются:
- несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;
- недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;
- устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктур;
- недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;
- чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.
Поэтому основной задачей государственной политики в области реформирования является последовательное устранение указанных препятствий.